MIME-Version: 1.0 Content-Location: file:///C:/EA435C94/tractat.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii" Аль Фараби</ti= tle> <!--[if gte mso 9]><xml> <o:DocumentProperties> <o:Author>user</o:Author> <o:LastAuthor>user</o:LastAuthor> <o:Revision>2</o:Revision> <o:TotalTime>14</o:TotalTime> <o:Created>2007-10-29T04:30:00Z</o:Created> <o:LastSaved>2007-10-29T04:30:00Z</o:LastSaved> <o:Pages>1</o:Pages> <o:Words>4303</o:Words> <o:Characters>24528</o:Characters> <o:Company>office</o:Company> <o:Lines>204</o:Lines> <o:Paragraphs>57</o:Paragraphs> <o:CharactersWithSpaces>28774</o:CharactersWithSpaces> <o:Version>11.5606</o:Version> </o:DocumentProperties> </xml><![endif]--><!--[if gte mso 9]><xml> <w:WordDocument> <w:SpellingState>Clean</w:SpellingState> <w:GrammarState>Clean</w:GrammarState> <w:PunctuationKerning/> <w:ValidateAgainstSchemas/> <w:SaveIfXMLInvalid>false</w:SaveIfXMLInvalid> <w:IgnoreMixedContent>false</w:IgnoreMixedContent> <w:AlwaysShowPlaceholderText>false</w:AlwaysShowPlaceholderText> <w:Compatibility> <w:BreakWrappedTables/> <w:SnapToGridInCell/> <w:WrapTextWithPunct/> <w:UseAsianBreakRules/> <w:DontGrowAutofit/> </w:Compatibility> <w:BrowserLevel>MicrosoftInternetExplorer4</w:BrowserLevel> </w:WordDocument> </xml><![endif]--><!--[if gte mso 9]><xml> <w:LatentStyles DefLockedState=3D"false" LatentStyleCount=3D"156"> </w:LatentStyles> </xml><![endif]--> <style> <!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} span.SpellE {mso-style-name:""; mso-spl-e:yes;} span.GramE {mso-style-name:""; mso-gram-e:yes;} @page Section1 {size:595.3pt 841.9pt; margin:1.0cm 1.0cm 36.3pt 1.0cm; mso-header-margin:35.45pt; mso-footer-margin:35.45pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} /* List Definitions */ @list l0 {mso-list-id:147602458; mso-list-type:simple; mso-list-template-ids:68747279;} @list l0:level1 {mso-level-tab-stop:18.0pt; mso-level-number-position:left; margin-left:18.0pt; text-indent:-18.0pt;} ol {margin-bottom:0cm;} ul {margin-bottom:0cm;} --> </style> <!--[if gte mso 10]> <style> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"\041E\0431\044B\0447\043D\0430\044F \0442\0430\0431\043B\= 0438\0446\0430"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} </style> <![endif]--> </head> <body lang=3DRU style=3D'tab-interval:35.4pt'> <div class=3DSection1> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify'><b style=3D'mso-bidi-font= -weight: normal'><i style=3D'mso-bidi-font-style:normal'><span style=3D'font-size:16= .0pt'>Аль <span class=3DSpellE>Фараби</span>. Трактат о взглядах жителей добродетелn= 0;ного города // <span class=3DSpellE>С&= #1090;епанянц</span> М.Т. Восточная философия: Вводный кур = 89;. Избранные тексты.<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>М.: Восточная литература, 199= 7. <o:p></o:p></span></i></b></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify'><b style=3D'mso-bidi-font= -weight: normal'><i style=3D'mso-bidi-font-style:normal'><span style=3D'font-size:16= .0pt'><o:p> </o:p></span></i></b></p> <p class=3DMsoNormal align=3Dcenter style=3D'text-align:center;background:w= hite; mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><b style=3D'mso-bidi-font-w= eight: normal'><span style=3D'font-size:12.0pt;color:black'>О ПОТРЕБНОСТh= 8; ЧЕЛОВЕКА В ОБЪЕДИНЕНИh= 8; И ВЗАИМОПОМ = 54;ЩИ<o:p></o:p></span></b></p> <p class=3DMsoNormal align=3Dcenter style=3D'text-align:center;background:w= hite; mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><b style=3D'mso-bidi-font-w= eight: normal'><span style=3D'font-size:12.0pt'><o:p> </o:p></span></b></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span class=3DGramE><span style=3D'font-size:14.0= pt; color:black'>По природk= 7; своей кажды = 81; человек уст = 88;оен так, что для собствен­но= го существоваl= 5;ия и достижени = 03; наивысшего совершенстk= 4;а он нуждаетс = 03; во многих ве= 097;ах, которые он н= 077; может доставить себе один и для достижения которых он нуждается в = 085;екоем сообщест­ве людей, доставляющl= 0;х ему каждый в отдельностl= 0; какую-либо вещь из совокупносm= 0;и того, в чем он испытывает потребностn= 0;.</span></span><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> При этом каждый человек по отношению <span class=3DGramE>к</span> другом = 91; находится точно в тако= 084; же положени = 80;. Вот почему лишь через объединениn= 3; многих помогающих друг другу людей, где каждый доставляет другому некоторую долю того, что необходимо для его существо­ва= ния, человек может обрести то совершенстk= 4;о, к которому о= 085; предназначk= 7;н по своей при= 088;оде. Деятельносm= 0;ь всех членов такого сооб = 97;ества в совокупносm= 0;и своей доставляет каждому из них все то, в чем он нужда= 077;тся для существоваl= 5;ия и достижени = 03; совер­шенст= ва. Вот почему человеческl= 0;е индивиды размножилиl= 9;ь и за­селили обитаемую часть земли, в результат = 77; чего и возникли чело­веческ= ие общества,<span style=3D'mso-spacerun:yes'>   </span>из коих одни представляn= 2;т собой<span style=3D'mso-spacerun:yes'> &= nbsp; </span>полные общ = 77;ства,<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>а другие — неполные.<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>При этом полные<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>общества б = 99;­вают трех видов: великие, средние и малые.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'= ><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 42;еликое<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>общество — это<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>совокупноl= 9;ть<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>обще<span class=3DGramE>ств<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>вс</span>ех люде = 81;, населяющих<span style=3D'mso-spacerun:yes'>    </span>землю,<span style=3D'mso-spacerun:yes'>    </span>среднее — это<span style=3D'mso-spacerun:yes'>    </span>общество,<span style=3D'mso-spacerun:yes'>    </span>представлk= 7;нное одним каким-либо народом,<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>а малое — это общество,<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>представ­л= енное жителями какого-либо города, зани= 084;ающего определеннm= 1;ю часть той местности, к= 086;торую населяет то = 90; или иной народ. Не­поl= 3;ные общества составляют жители селе = 85;ия и совокупносm= 0;ь оби­тателей квартала, затем — совокупносm= 0;ь тех, кто живет на как= 086;й-нибудь одной улице, затем — совокупносm= 0;ь тех, кто живет в од­нl= 6;м доме. <span class=3DGramE>Пос = 83;едние составляют общество низшей ступ = 77;ни.</span> Квар­тал<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>и<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>селение — оба<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>в= месте — принадлежаm= 0; городу,<span style=3D'mso-spacerun:yes'>   </span>но<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>только селение принадлежиm= 0; городу в том смысле, что оно обслуживаеm= 0; город, в то время как квартал принадлежиm= 0; городу, сост= 072;вляя его часть.<span style=3D'mso-spacerun:yes'>   </span>Улица<span style=3D'mso-spacerun:yes'>   </span>является<span style=3D'mso-spacerun:yes'>   </span>частью<span style=3D'mso-spacerun:yes'>   </span>квартала,<span style=3D'mso-spacerun:yes'>   </span>дом — частью<span style=3D'mso-spacerun:yes'>   </span>улицы, горо= 076; — частью<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>местности,<span style=3D'mso-spacerun:yes'>   </span>народ — частью<span style=3D'mso-spacerun:yes'>=   </span>всей<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>совокупноl= 9;ти обитателей земли.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'= ><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 42;еличайшее благо и высшее совершенстk= 4;о могут быть достиг­нуты в первую очередь городом, но никак не общ= 077;ством, стоящим на более низко = 81; ступени сов = 77;ршенства. Так как природа блага в дейс= 090;вительност&= #1080; такова, что она достигаетсn= 3; по желанию и св= 086;­бодному выбору (а зло также достигаетсn= 3; по желанию и свобод­ному выбору,<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>так<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>что<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>город= ;<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>может способствоk= 4;ать<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>достижениn= 2; некоторых целей, представляn= 2;щих собой зло), всякий горо = 76; может послужить<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>достижениn= 2;<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>счастья.<span style=3D'mso-spacerun:yes'>   </span>Город,<span style=3D'mso-spacerun:yes'>   </span>в<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>котором<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>объединенl= 0;е людей имеет своей целью взаимопомоm= 7;ь в делах, коими обретает­ся истинное счастье, является добродетелn= 0;ным городом,<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>и общk= 7;­ство, где люди помогают друг другу в целях дости = 78;ения счастья, ест= 100; добродетелn= 0;ное общество. Народ, все города которого помо­гают друг другу в целях достижения счастья, ест= 100; добродетелn= 0;ный народ. Таким же образом вся земля станет добродетелn= 0;ной, если народы будут помогать друг другу для достижения счастья.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify'><span style=3D'font-size:= 14.0pt; color:black'>Добродете= ;льный город подобен совершенноl= 4;у, здоровому телу, все органы которого по = 84;огают друг другу с тем, чтобы сохранить ж = 80;знь живого существа и сделать ее наиболее полной. <span class=3DGramE>К = 72;к органы тела различаютсn= 3; между собой, превосходя друг друга п= 086; своей природе и св= 086;им способностn= 3;м (так, они состоят из одного главно­го органа — сердца; органов, приближающl= 0;хся к этому главному органу по своим степеням, ка= 078;дый из коих от природы наделен определеннl= 6;й способностn= 0;ю, с помощью которой он о= 089;уществляет свою<span style=3D'mso-spacerun:yes'>   </span>деятельноl= 9;ть<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>в<span style=3D'mso-spacerun:yes'>   </span>соответстk= 4;ии<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>с<span style=3D'mso-spacerun:yes'>   </span>естественl= 5;ой<span style=3D'mso-spacerun:yes'>   </span>целью<span style=3D'mso-spacerun:yes'>   </span>этого</span><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span class=3DGramE><span style=3D'font-size:14.0= pt; color:black'>главного органа; и прочих органов, наделенных определеннm= 9;ми способностn= 3;ми, с помощью которых они действуют в соответствl= 0;и с целями тех органов, кои= 093; связь с главным органом нич = 77;м не опосредствl= 6;вана — и эти органы стоя = 90; на второй ступени; а так­же еще одних органов, кои осуществляn= 2;т свою деятельносm= 0;ь в соответствl= 0;и с целями тех органов, которые находятся н = 72; второй ступени;</span></span><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> и так далее, вплот= 100; до таких органов, которые обслужи­ваю= т, но абсолютн = 86; ничем не управляют), точно так же и члены городского объединениn= 3; различаютсn= 3; между собой по своей при&sh= y;роде, превосходя друг друга п= 086; своему поло = 78;ению.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 42; городе есть определеннm= 9;й человек — глава и прочие люди, приближающl= 0;еся к этому глав= 077; по своим степеням, каждый из которых сог = 83;асно собственноl= 4;у положению и способностn= 3;м осу­ществля= ет то действие, которого требует пре = 89;ледуемая главой цель. Они находятся н = 72; первой ступени. Ниж= 077; их следуют другие люди, которые действуют в соответствl= 0;и с целями первых — эти занимают вторую ступень. Дал= 077;е таким же образом следу­ют люди, которы= 077; действуют в соответствl= 0;и с целями эти= 093; последних. Так располагаюm= 0;ся по порядку различные члены городского объединениn= 3; вплоть до тех, кто действует согласно целям этих п= 086;следних и кто служит, но не обслуживаеm= 0;ся. Они занимаю = 90; низшую ступень и являются лю = 76;ьми самого низкого по­л= ;ожения.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 54;днако органы тела являются естественнm= 9;ми органами, тогда как члены городского объединениn= 3; хотя и являю= 090;ся также есте­с= ;твенными, тем не <span class=3DGramE>ме = 85;ее</span> положения и способностl= 0;, по которым они осущест = 74;ляют свои действия ради города, не являются есте­ственн= ыми, но имеют своим источником волю, поскол= 100;ку члены городского объединениn= 3; наделены превосходяm= 7;ими друг друга природами, делающими одного человека полезным другому в от&sh= y;ношении одной какой-нибуд = 00; вещи. Но они являются членами городского объединениn= 3; не только благодаря имеющейся у них природе, &#= 1085;о и благодаря тем возникающиl= 4; в них свойствам, кото­рые имеют своим источником волю, таким, как искусст = 74;а и тому подобные. Аналогиями способностk= 7;й, естественнl= 6; образующих органы тела, являются у членов городского объединениn= 3; их спо­собно= ;сти и положения, имеющие своим источ = 85;иком волю.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p><= /o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal align=3Dcenter style=3D'text-align:center;background:w= hite; mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14= .0pt; color:black'>27. О ГЛАВНОМ ЧЛЕНЕ ГОРОДСКОГО ОБЪЕДИНЕНИk= 1;</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 50;ак из всех органов тел = 72; главный орган являе = 90;ся сам по себе, согласно природе, наиболее совершенныl= 4; и законченныl= 4;; как из всего, &= #1095;то свойственнl= 6; ему наряду с другими орг = 72;нами, то, что принадлежиm= 0; ему, находится н = 72; высшей ступени превосходсm= 0;ва; как ниже это= 075;о органа расположенm= 9; другие органы, упра= 074;ляющие, в свою очередь, нижестоящиl= 4;и органами (причем их управление находится н = 72; низшей ступени сравнительl= 5;о с управлени = 77;м главно­го органа — они управляют, будучи сами = 091;правляемы), точно так же из всех членов горо = 76;ского объединениn= 3; глава его является во всем, что ему свойственнl= 6;, наиболее совершенныl= 4;; то, чем он обладает наряду с другими членами городского объединениn= 3;, яв­ляется наиболее превосходнm= 9;м, и он стоит вы&#= 1096;е тех, кем он управляет и кто, в свою очередь, упр= 072;вляет другими.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span class=3DGramE><span style=3D'font-size:14.0= pt; color:black'>Так же, как в первую очередь должно существоваm= 0;ь сердце, которое только пото = 84; уже служит причиной существоваl= 5;ия всех других = 086;рганов тела, равно как и возникновеl= 5;ия в них способно­ст= ей и расположе = 85;ия их в известном порядке, так что если при= 076;ет в расстройстk= 4;о какой-нибуд = 00; из органов, то именно сердце обес­= ;печивает устранение этого расстройстk= 4;а, — точно так же и глава данного города долж = 77;н существоваm= 0;ь в первую</span></span><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> очередь, чтобы служить затем причиной су = 97;ествования городского объединениn= 3; и его членов, причиной возникновеl= 5;ия в них тех свойств, которые имеют своим источником = 74;олю, так что если приходит в расстрой­ст= во один из членов городского объединениn= 3;, то именно глава город = 72; обеспечиваk= 7;т устранение этого расстройстk= 4;а.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span class=3DGramE><span style=3D'font-size:14.0= pt; color:black'>Как в числ = 77; природных действий органы, расп= 086;ложенные близко к главному органу, осущ= 077;ствляют в соответствl= 0;и с природ­ной целью первого управляющеk= 5;о органа наиб = 86;лее возвышенныk= 7; действия, а нижестоящиk= 7; органы — менее возвышенныk= 7; и так далее в&#= 1087;лоть до тех органов, которые осуществляn= 2;т самые низки = 77; действия, та= 082; же среди действий, осуществляk= 7;мых людьми по св= 086;­ей воле, члены городского объединениn= 3;, наиболее близкие к главе его, осуществляn= 2;т действия наиболее</span></span><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> почетные, их подчинен­ны= е — менее поче= 090;ные и так далее вплоть до те= 093; членов горо = 76;­ского объединениn= 3;, которые осуществляn= 2;т самые низки = 77; действия.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 53;изкий характер действий может объяснятьсn= 3; либо низмен­= ;ностью их объектов, <s= pan class=3DGramE>пусть</span> даже если сами действия приносят большую пол = 00;зу, — подобно действию мо = 95;евого пузыря и нижних<span style=3D'mso-spacerun:yes'>=   </span>кишок в теле, — либо их малой полезностьn= 2;, либо их чрезвычай­н= ой легкостью. Т= 086; же самое относится и = 082; городу, и ко всяким объединениn= 3;м, части котор = 86;го приведены в гармонию, систему и порядок сог = 83;асно природе, так как оно всегда имее = 90; главу этого объединениn= 3;, отношение к = 86;торого к другим членам буде = 90; точно таким = 078;е.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 58;ак же обстоит дело и со всеми существующl= 0;ми вещами. От­нl= 6;шение Первопричиl= 5;ы к прочим существующl= 0;м вещам подобно отношению повелителя = 76;обродетель&#= 1085;ого города к другим член = 72;м городского объединениn= 3;. То, что свободно от материи, ближе всего расположенl= 6; к Первоприч = 80;не. Ниже того следуют небесные те = 83;а, за <span class=3DGramE>небесl= 5;ыми</span> — тела материальнm= 9;е. Все эти вещи следуют за Первопричиl= 5;ой, стремятся к ней и ей подражают, каждая — в меру своих с= 080;л. <span class=3DGramE>Однако эти вещи стремятся к цели соответствk= 7;нно своим степеням, та= 082; что низшая вещь следуе = 90; цели той, что рас­положен= а несколько выше нее, а эта, в свою оч&= #1077;редь, следует цел = 80; той, что расположенk= 2; также выше нее, также и третья след = 91;­ет цели той, что находится выше нее, и так далее, кончая теми = 074;ещами, которые не имеют между собой и Перв= 086;причиной ника­кого посредника.</sp= an> Именно в таком порядке все существующl= 0;е ве­щи и следуют цел = 80; Первопричиl= 5;ы. Те вещи, кото&#= 1088;ые с самого начала получили вс = 77;, благодаря чему они существуют, были с са­моk= 5;о начала предназначk= 7;ны к тому, чтобы следовать примеру и цели Первопричиl= 5;ы, благодаря чему <span class=3DGramE>они</spa= n> и оказались на самых высоких ступенях. Те же, что не получили с самого начала всег = 86;, благодаря чему они существуют, были наделе = 85;ы силой, благодаря которой они движутся к тому, что они должны достичь, следуя таки = 84; образом цел = 80; Первопричиl= 5;ы. Так же должн= 086; обстоять дело и с добродетелn= 0;ным городом. Все члены таког = 86; городского объ­единени= я должны посредствоl= 4; своих дейст = 74;ий следовать цели пер­вог= ;о главы город = 72; — каждый в соответствl= 0;и со своей степенью.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 42;о главе добродетелn= 0;ного города не может стоят = 00; любой, ка­коl= 1; случится, человек, так как управление = 79;ависит от двух вещей: во-первых, от того, чтобы человек по своей природе был готов к упра= 074;лению, во-вторых, от положения и способностk= 7;й, имеющих своим источником волю. Управление выпадает на долю того, кто предрасполl= 6;жен к нему от природы. Не всякое искусство может быть средством управления; напротив, бо= 083;ьшинство искусств — это искусства, которыми служат в городе, равн= 086; как большинствl= 6; природных способностk= 7;й являются способностn= 3;ми к служению. Среди искусств есть такие, которые выступают и как орудия управления, = 080; как орудия служения другим искусствам, = 072; есть и</span><span style=3D'font-size:14.0pt'= ><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'background:white;mso-layout-grid-align:none; text-autospace:none'><span style=3D'font-size:12.0pt'><o:p> </o:p></sp= an></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 90;акие, которые могут быть только оруд = 80;ем служения, но отнюдь не управления. Равным образом и искусство управления доброде­тел= ьным городом не может оказаться любым, какое случится, ис&sh= y;кусством и любой, какая случится, способностn= 0;ю.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span class=3DGramE><span style=3D'font-size:14.0= pt; color:black'>Как нечто, являющееся первым и главным в ка= 082;ом-либо роде, не може&#= 1090; быть управляемо чем-то други= 084; из того же рода, подоб­l= 5;о тому, как главный орган тела н= 077; может быть управляемыl= 4; ни одним другим органом (и эт&#= 1086; относится к = 86; всему, что является главным в совокупносm= 0;и каких-либо вещей), точно так же и пер­ = 74;ый глава добро = 76;етельного города должен обладать таким искус­= ;ством, которое не может</span></span><span style=3D'font-size:1= 4.0pt; color:black'> быть ни средством служения чему бы то ни было, ни объектом управления со стороны какого-либо другого искусства. Его искусство е = 89;ть такое искусство, цели которого по = 76;­чинены все другие и= 089;кусства, и ради нее совершаютсn= 3; все дей­стви= ;я в добродетелn= 0;ном городе. Тако= 081; человек не управляетсn= 3; никем други = 84;; это — челове= 082;, который достиг совершенстk= 4;а и стал разум= 086;м и понятием в действии. Эт= 086; — человек, у которого способностn= 0; воображениn= 3; естественнm= 9;м путем достигла указанной нами высшей = 089;тепени совершенстk= 4;а. Способностn= 0; эта естеств = 77;н­ным образом предрасполl= 6;жена к <span class=3DGramE>восприn= 3;тию</span> как в момент бодр­ствова= ния, так и в момент сна о= 090; деятельногl= 6; разума индивиду­ал= ьных вещей (их самих или их воспроизвеk= 6;ений), а также — воспроизвеk= 6;енных понятий. Его страдательl= 5;ый разум долже = 85; уже достичь полноты все = 93; понятий, так чтобы ни одн= 086; из них не ускользнулl= 6; от него, а сам этот разум стал разумо = 84; в действии.</span><sp= an style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span class=3DGramE><span style=3D'font-size:14.0= pt; color:black'>Таким образом, любой человек, страдательl= 5;ый разум которого достиг полноты все = 93; понятий, становится разумом в действии и понятием в действии, а познаваемоk= 7; им само начинает познавать, и тогда челов = 77;к приобретаеm= 0; некий разум = 074; действии, степень ко­т= ;орого является высшей по сравнению с = 86; страдательl= 5;ым разумом и который сов = 77;ршеннее его и больше, чем он, отделен от м= 072;терии и ближе, чем он, расположен = 82; деятельномm= 1;</span></span><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> разуму. Разу= 084; этот называется приобретенl= 5;ым разумом — он становится промежу­точ= ным между страдательl= 5;ым и деятельны = 84; разумом, и его ничто уже не отделяет от деятельногl= 6; разума. Страдательl= 5;ый разум является ка = 82; бы материей = 080; объектом дл = 03; приобретенl= 5;ого разума, а приобретенl= 5;ый разум являе = 90;ся как бы материей и объектом дл = 03; деятельногl= 6; разума. <span class=3DGramE>С = 87;особность</span> мыслить, которая является пр = 80;­родной формой, представляk= 7;т собой матер = 80;ю — объект для дея­тельног= о разума, который является разумом в действии.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 55;ервая ступень, на которой человек становится человеком, это та, когда появляется природная форма, способная и готовая стать<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>разумом в действии. Именно она является об = 97;ей для всех, будучи отделена от деятельногl= 6; разума двум = 03; ступенями: переходом стра­датель= ного разума в разум в действии и образованиk= 7;м приобре­тен= ного разума. Межд= 091; человеком, достигшим таким образом это = 81; первой ступени человечносm= 0;и, и деятельны = 84; разумом также су­щес= ;твуют две ступени. Когда совершенныl= 1; страдательl= 5;ый разум и природная форма стано = 74;ятся как бы чем-то единым, наподобие того единст = 74;а, которое получается при сочетании м = 72;терии и фор­мы, и когда этот человек обретает человеческm= 1;ю форму, а именно когд = 72; страдательl= 5;ый разум становится разумом в действии, — в этом случае его отделяе = 90; от деятельн = 86;го разума лишь одна сту­пен= ;ь. Когда природная форма становится материей страдательl= 5;ого разума, ставшего ра = 79;умом в действии, страдательl= 5;ый разум стано­= ;вится материей приобретенl= 5;ого разума, приобретенl= 5;ый разум ста­но= ;вится материей деятельногl= 6; разума, и ког&#= 1076;а все это берется вместе, — тогда данны = 81; человек становится именно таки = 84; челове­ком, k= 4; котором пребывает деятельный разум.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'= ><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 45;сли это происходит = 74; обеих частя = 93; его способн = 86;сти мыс­лить — в теоретичесl= 2;ой способностl= 0; и способнос = 90;и практи­ческ= ой, — а затем в его способностl= 0; воображениn= 3;, то тогда это= 090; человек будет как ра= 079; тем, кто воспринимаk= 7;т откровение, = 072; Аллах (Велик Он и Всемогущ!) от&#= 1082;рывается ему через посредство дея­тельног= о разума. То, что, переполнивm= 6;ись, переливаетl= 9;я от Алла­ха, Благословеl= 5;ного и Всевышнег = 86;, к деятельно = 84;у разуму, пере&sh= y;ливается им к его страдательl= 5;ому разуму чере = 79; посредство приоб­ретен= ного разума, а затем — к его способностl= 0; воображениn= 3;. И человек этот благодаря т = 86;му, что переливаетl= 9;я от него в его воспринимаn= 2;щий разум, становится мудрецом, философом, обла­дателе= м совершенноk= 5;о разума, а благодаря тому, что перетекает от него в его способностn= 0; воображениn= 3; — пророком, прорицателk= 7;м будущего и истолковатk= 7;лем текущих частных событий — и все это благ= 086;даря тому существоваl= 5;ию, в котором он познает бож = 77;­ственное.</span><sp= an style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 55;одобный человек обладает высшей степенью человеческl= 6;го совершенстk= 4;а и находится на вершине счастья. Душ= 072; его оказы­ва= ;ется совершенноl= 1;, соединенноl= 1; с деятельны = 84; <span class=3DGramE>разумом</span> упомяну­тым нами способом. Этот челове = 82; является им = 77;нно тем, кому из­ = 74;естно любое действие, с помощью которого мо = 78;но достичь счастья. В этом состои = 90; первое условие, которому до = 83;жен удо­влетвор= ять глава. Далее, он должен вместе с тем обладать способ­ност= ью хорошо и образно передавать словами все, что он знает; он должен уметь наилу = 95;шим образом направлять людей к счас= 090;ью</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'background:white;mso-layout-grid-align:none; text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'>и &= #1082; тем действиям, посредствоl= 4; которых оно = 076;остигается; он дол­жен вместе с тем иметь достаточнуn= 2; телесную крепость дл = 03; осу­ществле= ния частных действий</span><span style=3D'font-size:12.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal align=3Dcenter style=3D'text-align:center;background:w= hite; mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><b style=3D'mso-bidi-font-w= eight: normal'><span style=3D'font-size:14.0pt;font-family:"Courier New";color:bla= ck'>28. </span></b><b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'><span style=3D'font-siz= e:14.0pt; font-family:"Courier New";mso-bidi-font-family:"Times New Roman";color:blac= k'>О</span></b><b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'><span style=3D'font-size:14.0pt;font-= family: "Courier New";color:black'> </span></b><b style=3D'mso-bidi-font-weight:nor= mal'><span style=3D'font-size:14.0pt;font-family:"Courier New";mso-bidi-font-family:"T= imes New Roman"; color:black'>КАЧЕСТВАХ= ;</span></b><b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'><span style=3D'font-size:14.0pt;font-= family: "Courier New";color:black'> </span></b><b style=3D'mso-bidi-font-weight:nor= mal'><span style=3D'font-size:14.0pt;font-family:"Courier New";mso-bidi-font-family:"T= imes New Roman"; color:black'>ГЛАВЫ ДОБРОДЕТЕЛj= 8;НОГО</span></b><b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'><span style=3D'font-size:14.0pt;font-= family: "Courier New";color:black'> </span></b><b style=3D'mso-bidi-font-weight:nor= mal'><span style=3D'font-size:14.0pt;font-family:"Courier New";mso-bidi-font-family:"T= imes New Roman"; color:black'>ГОРОДА</span></b><b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'><span style=3D'font-size:12.0pt'><o:p= ></o:p></span></b></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 58;аков этот глава — человек, который ни одному из людей не подвластен. Это — имам, это первый глава добро = 76;етельного го­рода, это R= 12; глава добродетелn= 0;ного народа и гла= 074;а всей обитаемой части земли. Подобным человеком может стать только тот, кто соедини = 90; в себе двенадцать врожденных природных качеств. Че­l= 3;овек должен имет = 00;, во-первых, абсолютно совершенныk= 7; органы, силы которых настолько хорошо прис = 87;особлены для совершения тех действи = 81;, которые они должны выполнять, что если это= 090; чело­век предпринимk= 2;ет какое-либо действие с п= 086;мощью какого-либо органа, то он выполняет его с легкостью; <span class=3DGramE>уметь от природы от­л= ;ично понимать и представляm= 0;ь себе все, что ему говорится, осмысливая сказанное ему в соответствl= 0;и с тем, что имеет в виду говорящий, и с тем, как обстоят дел = 72; сами по себе; хорошо сохр = 72;­нять в памяти все, что он поним= 072;ет, видит, слыши= 090; и восприни­м= ;ает, не забывая и= 079; всего этого почти ничег = 86;;</span> <span class=3DGramE>обладать умом про­ниц= ;ательным и прозорливыl= 4;, так, чтобы, заметив малейший приз­нак какой-либо вещи, он мог быстро схватить то, на что этот признак указывает; обладать вы = 88;азительным слогом и уметь изла­г= ;ать с полной ясностью вс = 77; то, что он задумает; иметь любов = 00; к обучению и познанию, достигая эт = 86; легко, не испытывая н = 80; уста­лости от обучения, ни мук от сопряженноk= 5;о с этим труда;</= span> <span class=3DGramE>быть воздержаннm= 9;м в еде, в употребленl= 0;и напитков и в совокупленl= 0;и, от природы избегать игру и испыт= 099;вать отвращение = 82; возни­кающи= м из нее удовольствl= 0;ям; любить прав = 76;у и ее поборников, ненавидеть ложь и тех, кт&= #1086; прибегает к ней; обладат= 100; гордой ду­шо= ;й и дорожить честью: его душа от природы дол = 78;на быть выше вс= 077;х низких дел и от природы ж= 077; стремиться = 82; деяниям возвы­шенны= м;</span> презирать дирхемы, динары и прочие атрибуты мирской жизни; любит= 100; от природы справедливl= 6;сть и ее поборников, нена­видеть несправедлl= 0;вость и тиранию и тех, от кого они исходят; быть справедливm= 9;м по отношени = 02; к своим людя= 084; и к чужим, поб&= #1091;ждать к справедливl= 6;сти и возмещать <sp= an class=3DGramE>убытки</span> жертве неспра­ведл= ивости, предоставлn= 3;я всем то, что он полагает добрым и пре&sh= y;красным; быть справедливm= 9;м, но не упрямым, не проявлять своенравноl= 9;ти и не упорствоваm= 0;ь перед лицом справедливl= 6;сти, но быть совершенно непреклоннm= 9;м перед всяко = 81; несправедлl= 0;востью и ни­зостью; проявлять решительноl= 9;ть при соверше = 85;ии того, что он считает необходимыl= 4;, и быть при этом смелым, отважным, не знать страх = 72; и малодушия.</s= pan><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 57;овмещение всего этого = 074; одном человеке — вещь трудна = 03;, и вот почему люди, одаренные подобной природой, вс= 090;речаются очень редко = 080; составляют лишь меньши = 85;ство. Так что если по­добный человек обнаружитсn= 3; в добродете = 83;ьном городе и в нем осуществятl= 9;я, когда он выр= 072;стет, первые шест = 00; упомянутых выше услови = 81; или пять из н&#= 1080;х, то, не имея себе равных по способностl= 0; воображениn= 3;, он как раз и станет главой этог = 86; города. Если же случится так, что подобного человека не окажется в тот или иной момент, то поддерживаn= 2;тся законы и правила, уст= 072;новленные главой города и его преемникамl= 0;, если таковы = 77; становилисn= 0; по­следоват= ельно во главе города.</span><span style=3D'font-size:= 14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 42;торым главой, <span class=3DSpellE>п= 088;еемствующи&= #1084;</span> первому, станет тот, в ком с самого рождения и в отроческие годы осуществилl= 0;сь упомянутые условия и кто, выросши, будет удовл = 77;творять шести други = 84; усло­виям.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 55;ервое — быть мудрым.</span><span style=3D'font-size:= 14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 42;торое — быть знающим, хранящим в памяти зако = 85;ы, прави­ла и обычаи, установленl= 5;ые для города первыми имамами, и сле­довать им во всех своих действиях.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 58;ретье — проявлять изобретатеl= 3;ьность в том, относи&#= 1090;ельно чего не сохранилосn= 0; от его предш= 077;ственников соответствm= 1;ющего закона, след= 091;я при этом примеру первых имамов.</span><span style=3D'font-size:= 14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 63;етвертое — обладать проницателn= 0;ностью и догадливосm= 0;ью, позволяющиl= 4;и ему познава = 90;ь в любое <span class=3DGramE>в = 88;емя</span> как существующk= 7;е положение вещей, так и б&= #1091;дущие события, каковые не могли быть угаданы первыми имамами; в действиях ж = 77; этих своих о= 085; должен ставить своей целью улучшение благосостоn= 3;ния города.</span><span style=3D'font-size:= 14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 55;ятое — уметь словом свои = 84; направлять людей к исполнению законов первых имамов и тех законов, которые он создал посл = 77; них, следуя их примеру.</span><sp= an style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 64;естое — обладать телесной силой, необходимоl= 1; для ведения военных дел, знать при эт= 086;м военное искусство — как искусство служебное и как управляющеk= 7; искусство.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 45;сли же не обнаружитсn= 3; такого человека, ко= 090;орый один соеди­н= ;ял бы в себе эти качества, но нашлись бы д= 074;ое таких, из кото­рых один был бы мудрым, а другой удовлетворn= 3;л бы остальны = 84; условиям, то таковые оба стали бы главами города. <span class=3DGramE>Е = 89;ли же эти качес= 090;ва распределяn= 2;тся среди представитk= 7;лей целой групп = 99; лю­дей, так что один обладает мудростью, другой — еще одним ка­чес= ;твом, третий — еще одним, четвертый — еще одним, пя&s= hy;тый — еще одним, шестой — еще одним, то в случае, если все они договорятсn= 3; между собой, они все буду= 090; добродетелn= 0;ными главами, Есл= 080; когда-нибуд = 00; случится та = 82;, что в руководствk= 7; будет отсутствовk= 2;ть мудрость, то пусть, если оно и</span> удовлетворn= 3;ет всем остальным условиям, до= 073;родетельны&= #1081; город останется без госуда­р= ;я, и глава, управляющиl= 1; городом, не будет уже в этом случае государем, а городу самому буде = 90; угрожать гибель.</span><span style=3D'font-size:= 14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 48; если не найдется какого-нибу = 76;ь мудреца, кот= 086;рого можно было б= 099; приставить = 82; этому главе, город через некоторое время неминуемо погибнет.<o:p></o:p></span>= </p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p> </o:p= ></span></p> <p class=3DMsoNormal align=3Dcenter style=3D'text-align:center;background:w= hite; mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><b style=3D'mso-bidi-font-w= eight: normal'><span style=3D'color:black'>29. О ГОРОДАХ, ПРОТИВОПОЛi= 4;ЖНЫХ ДОБРОДЕТЕЛj= 8;НОМУ ГОРОДУ<o:p></o:p></span></b></p> <p class=3DMsoNormal align=3Dcenter style=3D'text-align:center;background:w= hite; mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><b style=3D'mso-bidi-font-w= eight: normal'><span style=3D'font-size:12.0pt'><o:p> </o:p></span></b></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 44;обродетель&#= 1085;ый город противополl= 6;жен невежествеl= 5;ному горо­ду, городу безнравствk= 7;нному, городу обме = 85;а и заблудшем = 91; городу. Равным образом ему = 087;ротивополо&= #1078;ны и отдельные люди — пред­l= 9;тавители этих городо = 74;.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 53;евежествен&#= 1085;ым городом является то = 90;, жители которого ни­= ;когда не знали счастья, и им и в голову никогда не приходило к нему стремиться. Они никогда его не ведал= 080; и никогда в него не верили. Что касается благ, то они знают лишь т= 077; из них, которые только по видимости слывут <span class=3DGramE>в</spa= n> мнениях людей за блага и которые лиш = 00; в мнении людей выступают как цели жизни, таков= 099; телес­ное здоровье, богатство, наслаждениn= 3;, свобода предаватьсn= 3; своим страстям, почести и ве= 083;ичие. Каждое из этих благ является уж = 77; счастьем в глазах всех жителей невежествеl= 5;ного города.</span><span style=3D'font-size:= 14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 42;еличайшее же и полное счастье состоит в со= 077;динении всех благ. А благам этим противолежk= 2;т несчастья — такие, как болез­ни тела, бедность, отсутствие наслаждениl= 1;, невозможно&= #1089;ть следо­вать своим страстям и отсутствие почестей.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 53;евежествен&#= 1085;ый город подразделяk= 7;тся <span class=3DGramE>на</span> несколько городов.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 43;ород необходимоl= 9;ти — это такой город, жител= 080; которого стремятся ограничитьl= 9;я лишь необходимыl= 4;и вещами, то есть теми, которые нужны телу для его существоваl= 5;ия, — едой, питьем, одеждой, жилищем, половыми сношениями = 80; помощью дру = 75; другу в достижении этого.</span><span style=3D'font-size:12.0pt'= ><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 43;ород обмена — тот, жители которого стремятся помогать друг другу для достижения = 79;ажиточност&#= 1080; и богатства, но не как средства дл = 03; достижения чего-то другого, а как цели все= 081; жизни.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'= ><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 43;ород низости и несчастья — это тот город, жител= 080; которого стремятся к наслаждениn= 3;м — в еде, питье, половых сношениях, короче — они стремятся к такому наслаждениn= 2;, которое действо­вал= о бы на чувств= 072; и воображениk= 7;, стремятся возбудить веселье и утешаться забавами во всех их вида= 093; и проявленияm= 3;.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span class=3DGramE><span style=3D'font-size:14.0= pt; color:black'>Честолюби= ;вый город — это такой город, обитатели которого стремятся помогать др = 91;г другу с тем, чтобы их почитали, восхва­ляли, чтобы о них говорили и чтобы их знали други = 77; народы, что­k= 3;ы их прославлялl= 0; и возвеличивk= 2;ли словом и делом, чтобы они выступали в великолепиl= 0; и блеске — либ= 086; в глазах чужих, либо друг перед другом, — и все это в меру того, насколько они стре­мят= ;ся к</span></span><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> этому или насколько и = 84; удается этого дости = 75;нуть.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span class=3DGramE><span style=3D'font-size:14.0= pt; color:black'>Город властолюбиk= 4;ый — это такой город, жител= 080; которого стремятся к тому, чтобы другие покорялись им, а сами они не покорялись никому; их усилия направлены на достижен = 80;е той ра­дости= ;, которую доставляет им только победа.</span></span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 43;ород сластолюбиk= 4;ый — это такой город, жител= 080; которого стремятся к тому, чтобы каждый из ни= 093; свободно мо = 75; делать то, что он хочет, ничем не сдерживая свою страст = 00;.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 55;овелители невежествеl= 5;ных городов под = 86;бны самим этим г= 086;­родам. Каждый из ни= 093; ведет дела управляемоk= 5;о им города так, чтобы добиться удовлетворk= 7;ния собственныm= 3; страстей и наклонно­ст= ей.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 47;анятия жителей невежествеl= 5;ных городов, кот= 086;рые могут быть рассмотренm= 9; как цели их жизни, составляет все то, что мы пере­числил= и выше.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p><= /o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span class=3DGramE><span style=3D'font-size:14.0= pt; color:black'>Безнравст= ;венный же город — это такой город, взгляды кот = 86;­рого относятся к добродетелn= 0;ным и который знает счастье, Алл= 072;­ха, Великого и Всемогущегl= 6;, вторичные образованиn= 3;, деятельный разум и вообще все то, что могут знать жител = 80; добродетелn= 0;ного города и во что они верят; но дей&#= 1089;твия жителей этого город = 72; яв­ляются теми же, что и действия жителей нев = 77;жественных городов.</span></span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 55;еременчивы&#= 1081;<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>город — это<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>такой<span style=3D'mso-spacerun:yes'>=   </span>город,<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>воззрения<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>и<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>дей­с&= #1090;вия которого были в прежние времена тем = 80; же, что и возз&= #1088;ения и действия добродетелn= 0;ного города, но который впоследствl= 0;и переменилсn= 3;: в него проникли ин = 99;е идеи, и действия ег = 86; стали совсе = 84; другими.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 47;аблудший город — это тот, который полагает, чт= 086; счастье будет после этой жизни. Но представ = 83;ения его изменились, = 080; он</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 80;меет теперь об Аллахе, Великом и Всемогущем, = 086; вторичных образованиn= 3;х и о деятельн= 086;м разуме настолько порочные пред­ставле= ния, что таковые не могут ни служить осн = 86;вой для благо­че= ;стия, ни быть приняты как подобия и образы всех этих вещей.</span><sp= an style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span class=3DGramE><span style=3D'font-size:14.0= pt; color:black'>Первый глава этого города относится к тем, кто выдает себя за просветленl= 5;ого свыше, не будучи тако = 74;ым в действителn= 0;ности, и используе = 90; для этого подлог, обма= 085; и высокомериk= 7;.</span></span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 55;овелители этих городо = 74; противополl= 6;жны повелителяl= 4; горо­дов добродетелn= 0;ных; управление одних совер = 96;енно противополl= 6;ж­но управлению других; то же относится и ко всем другим их об= 080;­тателям. Повелители добродетелn= 0;ных городов, следующие друг за другом во времени, пре= 076;ставляют собой как бы единую душу = 080; как бы единого вечного государя. Равным образом, есл= 080; случится та = 82;, что в одно и то же время б&#= 1091;дут существоваm= 0;ь несколько доб­родетел= ьных государей в одном или многих горо = 76;ах, то все они вместе буду = 90; являть собо = 81; как бы единого государя, а их души — как бы единую душу. Так же обстоит дел = 86; с жителями города всех прочих степеней: <span class=3DGra= mE>живя в разные времена и следуя друг за</span> другом, они все образуют ка = 82; бы единую вечно пребывающуn= 2; душу. <span class=3DGramE>Рав = 85;ым образом, есл= 080; в одно и то же время оказы = 74;ается несколько человек одной и той ж&#= 1077; степени в одном или многих городах, то их души буду= 090; составлять как бы едину= 102; душу, неза­вl= 0;симо от того, будут ли эти люди по свои= 084; степеням относиться = 82; тем, кто главенствуk= 7;т, или к тем, кто обслуживаеm= 0;.</span></span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> = 54;дни объекты знания и деятельносm= 0;и жителей добродетелn= 0;но­го города являются общими, а другие прис = 91;щи лишь людям опре­деленн= ых степеней. Каждый из ни= 093; достигает предела счастья через посредство этих двух категорий вещей, а именно — того, что общ&#= 1077; ему со всеми другими жителями города, и тог&#= 1086;, что свойственнl= 6; только тем, кто относит = 89;я к одной с ним степени. Есл= 080; каждый из ни= 093; выполнит вс = 77; эти действи = 03;, то от деяний своих он обретет это = 089;остояние душевной благости и добродетелl= 0;. Чем дольше о= 085; будет <span class=3DGramE>деl= 1;ствовать</span> таким образом, тем лучше; устойчивее = 80; добродетелn= 0;нее будет становитьсn= 3; состояние е = 75;о ду­ши. <span class=3DGramE>Так же как в результате долгих старательнm= 9;х упражнений = 74; искусстве письма человек обр = 77;тает совершенстk= 4;о в этом искусстве, и &#= 1095;ем дольше он этим занимается, тем сильнее = 080; совершеннеk= 7; становится он в этом искусстве, причем мастерство его растет о= 090; постоянногl= 6; повторения этих действий, возрастает наслаждениk= 7;, проистекаюm= 7;ее из этого душевного состояния, а сам человек = 089; еще большей радостью и любовью занимается этим искусс = 90;вом</span>. <span class=3DGramE>Так обстоит дел = 86; с теми действиями, посредствоl= 4; которых обретается = 89;частье: чем они боль= 096;е и чаще выполняютсn= 3; и чем больше упорства проявляет в них человек, тем сильнее, добродетелn= 0;нее и совершеннеk= 7; делают они д= 091;шу, предназначk= 7;нную для счастья, — так что она, все более и более совершенстk= 4;уясь, оказываетсn= 3; не нуждающейсn= 3; в материи и свободной о = 90; нее, и душа эта не раз­рm= 1;шается вместе с материей</span> и не нуждаетс = 03; в ней для своего су­ще= ;ствования.</span><sp= an style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;background:white;mso-layou= t-grid-align: none;text-autospace:none'><span class=3DGramE><span style=3D'font-size:14.0= pt; color:black'>Когда душk= 2; отделяется от материи, не обретая при этом дру&sh= y;гой телесной формы, она освобождаеm= 0;ся от акциденц = 80;й, возни­кающи= х тем или иным образом в телах как таковых, так что о душе нельзя уже более говорить, чт= 086; она движетс = 03; или покоит­с= ;я, — в данном случае уже следует применять к ней лишь такие высказыванl= 0;я, которые соо = 90;ветствуют тому, что не является те­= ;лом.</span></span><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black'> Все то= ;, что в человеческl= 6;м уме служит описанию те = 83;, по­скольку они суть тела, должно быть отрица = 77;мо по отношени = 02; к душам, отделенным от материи. Понять же и представитn= 0; себе такое состояние души — дело очень трудное и непривычноk= 7;. Точ­но так жk= 7;, отделяясь о = 90; тел, души освобождаюm= 0;ся от всего того, что с ними было связано и чт= 086; в них привходило = 88;анее. <span class=3DGramE>Так как в этих отделившихl= 9;я от материи душах были души, находившиеl= 9;я в различных материях, и так как было ясно, что состояния д = 91;ши зависят — у одних в большей, у других в мен= 100;шей степени — от темпераменm= 0;а тела и что всякое состояние души определяетl= 9;я тем­перамен= том того тела, в котором эта душа находи = 90;ся, то неизбежн = 86; следует, что состояние души должно изменяться = 89; изменением тела</span>, в <span class=3DGramE>к= 086;тором</span> она находится. Поскольку ж = 77; изменчивосm= 0;ь тел безграничнk= 2;, то и изменчи= 074;ость душ также безграничнk= 2;.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'background:white;mso-layout-grid-align:none; text-autospace:none'><span style=3D'font-size:12.0pt'><o:p> </o:p></sp= an></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify'><span style=3D'font-size:= 14.0pt'><o:p> </o:p></span></p> </div> </body> </html>