MIME-Version: 1.0 Content-Location: file:///C:/385669F2/tolstoyneybiy.2.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii" ТОЛСТОЙ Л

Толст= ;ой Л.Н. Не убий никого // Этическая мысль - 1991. Научно-публ = 80;цистически&#= 1077; чтения. М.: Республика,1992=

 

I<= span style=3D'mso-ansi-language:RU'>

 

В начале июля 1907 года челове = 82;, участвовавm= 6;ий в Петербург = 77; в издательстk= 4;е «Обновлениk= 7;», был посажен = 074; тюрьму Петербург­с= ким судебным следователk= 7;м по обвинени = 02; его в распростраl= 5;е­нии написанной мною семь ле= 090; тому назад б= 088;ошюры под заглавием «Не убий».

Незначител&#= 1100;ное при теперешних беспрестанl= 5;ых заточениях, ссылках, казнях событие это знаменателn= 0;но по тому поводу, по которому он = 86; совершено.

Теперь, когда вся Россия стонет от ужаса перед неперест = 72;ю­щими и все увеличиваюm= 7;имися в числе и по дерзости убийствами, брошюра, подтверждаn= 2;щая древний, признанный за тысячи ле= 090; всеми религ = 80;ями закон «Не убий», брошюра эта запрещаетсn= 3; и распростраl= 5;итель ее, как прест&#= 1091;пник, сажается в тюрьму.

Казалось бы, правительсm= 0;во, так давно и так безуспе = 96;но борю­щееся с все более и более охватывающk= 7;й русских людей мание = 81; убийства, должно бы поощрять людей, распростраl= 5;яющих мысли, проти= 074;одействующ&= #1080;е убийству: но удивительнl= 6;е дело, правитель­с= тво, напротив того, карает таких людей.

Но, может быть, брошюра «Не убий» тольк = 86; носит такое загла­вие, а говорит что-нибудь другое, противное р = 77;лигии и нравствен­= ;ности?

Я давно писал эту брошюру = 080; мог забыть е= 077; содержание. = 071; вни­мательн= о перечел ее. Нет, в ней говорится т = 86; самое, что го&#= 1074;орит заглавие, и только то, что оно говорит. В брошюре говорится, что кром = 77; того, что всякое убийство человека че = 83;овеком преступно и противно тому религи = 86;зному учению, которое мы исповедуем, убийства революционk= 7;рами королей, императороk= 4;, вообще прав = 80;­телей, бессмысленl= 5;ы, так как стро= 081; государствk= 7;нной жизни не может измениться вследствие убийства правителей; мотивы же таких убийств неосноватеl= 3;ьны, так как, убивая прав = 80;телей за совершаемыk= 7; ими дела насилия, люд= 080; забывают, чт= 086; виноваты в этом они сам= 080; своим повиновениk= 7;м правительсm= 0;вам и содействи = 77;м тому, за что они упрекаю = 90; правителей.

Так что в общем смысл брошюры тот, что «не убий&ra= quo; значит только то, что христианам не должно уб= 080;вать никого, ни непо­средст= венно, ни посредствеl= 5;но, подсобляя убийствам.

Но, может быть, участвовk= 2;вший в издательстk= 4;е «Обновлениk= 7;» судится не з= 072; брошюру «Не убий», написанную по случаю уб= 080;й­ства итальянскоk= 5;о короля, но и за брошюру т= 086;го же названия, к которой присоединеl= 5;ы еще три статьи: «Пис= 100;ма к фельдфебелn= 2;», «Солдатскаn= 3; и офицерска = 03; памятка». Я перечел = 80; эти статейк = 80; и в них нашел то же, что и в первой: подтверждеl= 5;ие заповеди «н = 77; убий», и в осо&= #1073;енности разъяснениk= 7; того, что приготовлеl= 5;ие к убийствам, содействие им так же пре&#= 1089;тупно и так же противно закону Христа, как и самое убийс = 90;во.

Так что, в общем, смысл и этих статей тот, что люди, христиане н = 77; должны ни содействовk= 2;ть убийству, ни готовиться = 82; нему, ни у= 073;ивать кого бы то ни было.

&nbs= p;

II<= /o:p>

&nbs= p;

Удивительн&#= 1099;й закон возмездия, неизбежно к = 72;рающий людей, из­врk= 2;щающих закон бога.

Тысяча девятьсот лет тому назад Христос, про= 074;озглашая основ­ные заповеди своего учения, во главу всех п= 086;ставил уже не ста­рl= 0;нную заповедь «н = 77; убий» (заповедь эт= 091; он считал до такой сте­пе= ;ни установленl= 5;ой, что он не говорил о не= 081;), а заповедь о том, что всякий человек дол = 78;ен избегать всего того, что может пр= 080;­вести к убийству: не держать зла на ближнего, прощать все = 93;, со всеми мириться, не иметь враго = 74; (Мф., 5; 21—26).

Но эта заповедь не только не была принят = 72; людьми, но даже древня = 03; заповедь, запрещавшаn= 3; убийство, бы= 083;а отвергнута, так же как она была отвергнута = 80; законами Моисея, и люди, называ= 074;­шие себя христианамl= 0;, продолжали = 89; полной увер = 77;нностью в своей правоте убивать и на &#= 1074;ойне, и дома всех тех людей, смерть которых представляl= 3;ась им желательноl= 1;.

Правитель= ;ства христианскl= 0;х народов с по= 084;ощью церковникоk= 4; долго обучали управляемыk= 7; ими народы тому, что закон «не убий» не значит того, что люди не должны без всяких искл = 02;чений уби­вать себе подобных, но что есть случаи, когд= 072; не только можно, но должно убивать людей; и наро&#= 1076;ы верили правительсm= 0;вам и содейст­во= ;вали убийствам тех, кого правительсm= 0;во предназначk= 2;ло к убий­ству. Когда же пришло врем = 03; и вера в непогрешимl= 6;сть прави­тельс= тв нарушилась, народы стал = 80; по отношени = 02; к людям, сост&#= 1072;вляющим правительсm= 0;ва, поступать т = 86;чно так же, как поступали правительсm= 0;ва по отношени = 02; людей, смерт= 100; которых представля­= лась им желательноl= 1;, только с той разницей, чт= 086; правительсm= 0;ва считали, что убивать мож = 85;о на войне и после известных совеща­ний, которые называются судами; народы же решили, что можно убивать во время революций и после совещаний известных л = 02;дей, называющих себя революционl= 5;ыми комитетами, = 080; т. п.

И сделалось т = 86;, что происходит теперь в Рос= 089;ии, то есть то, что после 1900 лет проповеди х = 88;истианства люди уже два года не п = 77;ре­ставая убивают дру = 75; друга: революционk= 7;ры своих, прави= 090;ельства своих враго = 74;, убивают мужчин, женщин, дете= 081; — всех тех, смерть которых счи = 90;ают для себя полезной, и что удивительнk= 7;й всего — это то, что, поступая та = 82;, они вполне уверены, что не нарушают ни нравстве = 85;ного, ни религиозноk= 5;о закона.

Дошло до того, что если бы теперь дать = 074; России всем людям возможностn= 0; убивать все = 93; тех, кого они считают для себя вред­ны= ;ми, то почти все русские люд = 80; поубивали б = 99; друг друга: револю­цион= еры — всех правителей = 80; капиталистl= 6;в, правители и капита­лист= ы — всех революционk= 7;ров, крестьяне — = 074;сех землевладеl= 3;ь­цев, землевладеl= 3;ьцы — всех крестьян и т. д.<= o:p>

И это не шутка, а действителn= 0;но так. И это ужа&= #1089;ное состояние народа продолжаетl= 9;я уже несколь = 82;о лет и с каждым годо = 84;, меся­цем, днем становится все хуже и хуже.

 

&nbs= p;

III=

&nbs= p;

Становится же положени = 77; все хуже и хуже в особе= 085;ности оттого, что правительсm= 0;во, чувствуя себя обязанным противодейl= 9;твовать этому положению дел, старается прекратить его теми средствами, которые оно считает единственнl= 6; действителn= 0;ными. Средства же эти, и глупые и жестокие, состоят в совершении тех самых пр= 077;с­туплений, против которых борется правительсm= 0;во. И, как это долж­но быть= ;, особенно теперь, при теперешних усовершенсm= 0;вованных орудиях убийства: браунингах, бомбах, пуле= 084;етах, при которых маленький ребенок может убить сотню сильных людей,— глупые и жестокие средства эт = 80; не только не достигают ц = 77;ли, но все боль­m= 6;е и больше ухудшают положение.

Трагизм положения русского правительсm= 0;ва теперь в том, что, несмотр= 103; на то чт = 86; оно не может не видеть, что от приложения тех глупых и жестоких средств, которыми он = 86; пользуется, поло­жение только ухудшается, оно не может остановитьl= 9;я. Мало того, что не может остановитьl= 9;я, оно не может употребить = 77;динственно возможное и действителn= 0;ное средство борьбы против убийства: разъяснениk= 7; преступносm= 0;и, греха убийства. Не только не может употребить это средств = 86;, но должно употреблятn= 0; свои глупые = 080; жестокие пр = 80;емы и против тех людей, которые хотят прило = 78;ить это единственнl= 6;е возможное средство спасения от того бедствен­но= го состояния, в котором находятся теперь русские люд = 80;.

Правительс&#= 1090;во преследует мою брошюру «Не убий» и сажает в тюрьму ее распростраl= 5;ителя. Теперь оно неизбежно должно преследоваm= 0;ь то, что я сейч&= #1072;с пишу, должно казнить и меня, и, чтобы быть последоватk= 7;льным, должно бы уж= 077; давно запре = 90;ить не только Евангелие, н= 086; и десять зап= 086;ведей Ветхого завета и каз&sh= y;нить всех тех, кто распростраl= 5;яет их.

&nbs= p;

&nbs= p;

IV<= /o:p>

&nbs= p;

Да, удивительнm= 9;й закон возмездия, казнящий наверное те = 93;, кто извращает закон бога.

Вся Россия стонет от ужаса вырвавшихсn= 3; наружу, ниче= 084; не сдерживаемm= 9;х зверских инстинктов, побуждающиm= 3; людей совер­= ;шать самые ужасные, бессмысленl= 5;ые убийства.

И вот самые либеральныk= 7;, отстаивающl= 0;е всякие свободы люд = 80; на вопрос о том, следует ли соблюдат = 00; свободу жизни, то есть не убивать людей, люди эти не могут &#= 1087;оступать иначе, как молчать, молчанием с = 74;оим признавать необходимоl= 9;ть убийств, или явно признавать эту необходимоl= 9;ть, как явно признают эт = 91; необходи­мо= сть революционk= 7;ры и правительсm= 0;во. И правительсm= 0;во, и рево­люцио= ;неры, и не принадлежаm= 7;ие ни к каким па&#= 1088;тиям убийцы под самыми разнообразl= 5;ыми предлогами продолжают убивать дру = 75; друга.

Положение России ужасно. Но ужаснее всего не материальнl= 6;е положение, н= 077; застой пром = 99;шленности, не земельно = 77; неустрой­ст= во, не пролетариаm= 0;, не финансовое расстройстk= 4;о, не грабежи, не бунты, не вообще рево = 83;юция. Ужасно то душевное, умственное расстройстk= 4;о, которое лежит в основе всех этих бедств = 80;й. Ужасно то, что больm= 6;инство русских людей живет = 073;ез какого бы то ни было нравственнl= 6;го или религиозноk= 5;о, обязательнl= 6;го для всех и общего всем закона: одни, признавая религией отжившие, не имеющие уже никакого разумного смысла, ни, главное, обязательнl= 6;го для поведения значения старинные верования, руководятсn= 3; в жизни только своими соображениn= 3;ми и вкусами; другие же, признавая ненужность каких-либо верований (религий), точно так же руко­водятс= я только своими самыми разнообразl= 5;ыми соображениn= 3;ми и желаниями. Так что боль= 096;инство людей, действующиm= 3; теперь в Рос= 089;ии, под предлогом самых, разноречивm= 9;х соображениl= 1; о том, в чем заключаетсn= 3; благо общес = 90;ва, в сущности, руководятсn= 3; толь­ко своими эгоистичесl= 2;ими, почти животными побужденияl= 4;и. Самое ужасное при этом то, что люди эти, отк&#= 1072;завшись от разумной человеческl= 6;й жизни, спустившисn= 0; почти на ступень животных, вполне довольны собою и уверены, что все те глупости и гадости, которые они говорят и делают в подражание западным народам (как правительсm= 0;венные люди, так и революционk= 7;ры), несомнен­но, доказывают их превосхо = 76;ство над мудрыми = 080; святыми людьми прошедшего = 80; что не тольк= 086; не надо стараться установить какое-либо общее всем религиозноk= 7; жизнепонимk= 2;ние — веру, могущ&#= 1091;ю соединить людей, но что отсутствие всякой веры = 080; доказывает их умственное = 80; нравственнl= 6;е превосходсm= 0;во.

 

 

V

&nbs= p;

Люди могут жить согласной человеческl= 6;й жизнью ника = 82; не вслед­ств= ;ие каких-либо политическl= 0;х верований, а только вследствие своего соединения одним и тем же пониманием основного смысла, жизн= 080;.

Политическ&#= 1080;е верования потому не могут соеди = 85;ить людей, что политическl= 0;х верований может быть бесчисленнl= 6;е количество, одни верят в такой, други= 077; в другой парламентаl= 8;изм, или соци­али= ;зм, или анархиз = 84;. Высшее же понимание с = 84;ысла жизни в из­вk= 7;стный историческl= 0;й период и для известного народа може = 90; быть только одно. Так это и было всегда. Так жили соединенныk= 7; одним и тем же высоким законом жизни греки, римляне, арабы, индусы, так жили и живут китайцы, так жили и европейскиk= 7; народы, так называемые христиане, пока они действителn= 0;но верили в ту, при­способл= енную Павлом к языческим нравам, веру, которая называ­лась христианскl= 6;ю, католическl= 6;ю религией.

Нам ясно теперь все несоответсm= 0;вие этого религ = 80;озного, запу­танног= о, неясного и лицемерногl= 6; учения церк = 74;ей, запрещавшеk= 5;о чтение Евангелия, ставившего спасение верою и испо= 083;нение та­инств на место евангельскl= 6;го отречения о = 90; земных благ = 080; дел люб­ви, признававшk= 7;го обязательнl= 6;сть покорности светской власти вместо евангельскl= 6;го признания власти одного бога, признавав­ш= его чудеса, поклонение иконам, мощам, непог= 088;ешимость папы и т. п. Нам ясно несоответсm= 0;вие этого учени = 03; с простым, ясным учением Евангелия. Н= 086; люди рождались в этой ложной вере, вера эта внушалась и = 84; с детства, и, как ни груба (на наш теперешний = 74;згляд) была эта вера, разрешавшаn= 3; убийства, казни, войны, поединки, вм= 077;сте с признание = 84; бога любви,— люди искрен = 85;о ве­рили в неk= 7;, и вера эта соединяла и = 93;. Соединение это продолжалоl= 9;ь веками, но пришло врем = 03;, когда явились люд = 80;, начавшие иначе, по-сво&#= 1077;му толковать учение. Явилось протестантl= 9;тво в своих са­мm= 9;х разнообразl= 5;ых формах, и начались вражды и споры между различными исповеданиn= 3;ми извращенноk= 5;о христианстk= 4;а. Споры все более и боле= 077; ослабляли в = 77;ру и кончились тем, что п&#= 1072;вловское приспособлk= 7;ние христианстk= 4;а к язычеству, еще более извращенноk= 7; церквами, перестало быть религией в настоящем значении этого слова, то есть руко= 074;одящим началом жизни людей. Нарушилось то единство веры, которо= 077; до этого времени соединяло и = 93;. Люди перестали верить в одн= 091; и ту же религию, а потом, вследствие раз­ных толкований = 80; споров, перестали верить, действителn= 0;но верить в самую христианскm= 1;ю религию.

 

&nbs= p;

VI<= /o:p>

&nbs= p;

Много было причин, уничтожившl= 0;х веру людей в христианскm= 1;ю религию во всех ее формах: в католичестk= 4;о, в православиk= 7;, в про­тестан= ;тство. Такими причинами были и религ= 080;озные споры и все большее и большее просвещениk= 7;; главной же причиной было то, что как церковное католическl= 6;е, так и протес= 090;антское христиан­ст= во допускало казни и войны.

Людям, вводившим христианстk= 4;о в языческие народы, всле= 076;­ствие своей принадлежнl= 6;сти их к правящи= 084; классам общества, естественнl= 6; было, принимая и вводя в христианстk= 4;о народ, или скрыть, или не видеть в нем всего того, что было несовместиl= 4;о со всем стро= 077;м языческой жизни, выгодами которой они = 087;ользо­вали= 089;ь. Людям этим для того, чтобы принять хри = 89;тианство и ввес­ти егl= 6; в народ, неизбежно предстояло одно из двух: или изменит = 00; строй языческой жизни согласно с х= 088;истианским учением, или изменить христианскl= 6;е учение согласно с существующl= 0;м строем жизн = 80;. Они избрали второе, то есть, пользу= 103;сь толкованияl= 4;и Павла, так извратили у = 95;ение, чтобы все то, что в истинном христи­анст= ве противоречl= 0;ло существующk= 7;му строю, держащемусn= 3; на насилии и убийстве, было скрыто = 080; перетолковk= 2;но. Для того же, чтобы перет = 86;лковать христианстk= 4;о так, чтобы оно не противоре­ч= ило языческому устройству жизни и разр= 077;шению убийства, на котором держится весь строй языческой жизни, надо было изме­ни= ;ть и скрыть самую сущность христианстk= 4;а. В еврействе = 080; в маго­метан= ;стве можно было обойти заповедь «н = 77; убий», не разрушая закон, так как в обеих религиях признавалоl= 9;ь деление людей на верных и неверных, и потому можн = 86; было признавать заповедь «н = 77; убий» тольк = 86; по отношени = 02; верных. В христианстk= 4;е же, где по самой сущности учения все люди призна = 74;ались братьями, гд= 077; все учение основывалоl= 9;ь на любви, выражающейl= 9;я в прощении обид, в любви к врагам, в христианстk= 4;е этого нельз = 03; было сделат = 00;: допущение убийства каких бы то ни было людей разрушало глав­ную основу христианскl= 6;го учения. И потому совм = 77;стить христианстk= 4;о с убийством нельзя было иначе, как такими толкованияl= 4;и, которые разрушали самую сущность ег = 86;. Так это и было сделан = 86;. А когда это было сделан = 86;, христианстk= 4;о, извратившиl= 9;ь, перестало быть религией. И сделалось т = 86;, что христианскk= 2;я церковная в = 77;ра стала или делом обыча = 03;, или приличи = 03;, или выгоды, или поэти­че= ;ским настроениеl= 4;, а настоящей религии, то есть такой веры, котора= 103; действителn= 0;но соединяла б = 99; людей и руко= 074;одила их пос­тупка= ;ми между людьм = 80; христианскl= 6;го мира, не осталось никакой.

 

&nbs= p;

VII=

&nbs= p;

Казалось бы, что, потеряв то единственнl= 6;е начало: религию, ко­m= 0;орое может соединять людей,— люди церковного христианскl= 6;го мира должны были бы разъединитn= 0;ся, распасться, = 087;ерестать жить общей жизнью, но этого не слу= 095;илось. Не случилось этого потом = 91;, что освобожденl= 0;е от веры в извращенноk= 7; христианстk= 4;о совершалосn= 0; не вдруг, а совершалосn= 0; понемногу, и рядом с этим освобож­ден= ием от соединения верою люди все больше и больше подпадали  другому соединению, основанномm= 1; уже не на религии, а на власти, на той власти, которая был = 72; основана ре = 83;игией и поддерживаl= 3;ась ею. Люди, переставая верить в бог= 072; и его закон, все больше и больше, как это и внушал= 086;сь им, верили во власть правителей = 80; их закон. И когда вера в ложное христианстk= 4;о исчезла, вер= 072; в правителе = 81;, в их власть и их закон заменила исчезнувшуn= 2; ложную религию и пр= 086;должала держать людей в искусственl= 5;ом соединении.

Но соединение, основанное не на религии, а на инерции власти, не могло продолжатьl= 9;я. Пришло врем = 03;, когда с распростраl= 5;ением просвещениn= 3; люди поняли, что для них нет никакой внутренней причины, по которой они должны бы были подчинятьсn= 3; именно этой, а не какой-либо другой власти. И, поняв это, люди перестали верить в необходимоl= 9;ть повиновениn= 3; государствk= 7;нной власти и ста= 083;и бороться с ней. Борьба эта началас = 00; уже давно, но особенно сильно проявилась она в конце XVIII столетиn= 3;. Борьба эта продол­жала= сь в прошлом веке, продолжаетl= 9;я и теперь в более или менее скрытой форме во все= 084; так называемом христианскl= 6;м мире и с осо­ = 73;енной энергией происходит теперь в Рос= 089;ии.

То, что происходит теперь в России, есть эта самая борьба люде = 81;, потерявших внутреннюю религиознуn= 2; связь между собой, потерявших = 80; веру в необходимоl= 9;ть повиновениn= 3; власти. Борьба эта состоит в том, что люди стараются освободить себя от насиль­ниче= ской власти теми же самыми грубыми и же= 089;токими сред­ствами, которые употреблялk= 2; и употребля = 77;т власть для удержа­ния их в повиновениl= 0; себе.

Если в России эта борьба проявляетсn= 3; безобразнеk= 7; и жесточе, чем она проявляетсn= 3; в других государствk= 2;х, то это происходит только оттого, что это проявление позднейшее.

 

&nbs= p;

VIII

&nbs= p;

Во многих отношениях положение русского на = 88;ода подобно том = 91;, в каком были европейскиk= 7; народы сто лет назад, но во многом положение это и совсем иное. Под = 86;бно оно тем, что русский народ тепер = 00;, так же как и тогда европейскиk= 7; народы, в своем огромном большинствk= 7; понял, что та вера, которо= 081; его обучали, в троицу, рай и ад, таинства, иконы, мощи, посты, молитвы, вер= 072; в святость и величие цар = 03; и обязаннос = 90;ь повиновениn= 3; властям, вера, совмес&sh= y;тимая с убийством = 080; всякого род = 72; насилием, не есть вера, а только подобие ее, и в последне= 077; время с необыкновеl= 5;ной быстротой и легкостью освобождаеm= 0;ся как от ложно= 081; религиозноl= 1; веры, так и от еще более бе= 079;основной веры в благодетелn= 0;ность, необходи­мо= сть царской и вообще правительсm= 0;венной власти.

В этом стремлении = 82; освобожденl= 0;ю себя от веры в извращен­н= ;ое христианстk= 4;о и в необходимоl= 9;ть и священнос = 90;ь власти поло­= ;жение русских людей соk= 4;ершенно подобно положению европей­ски= х людей в начале прошлого столетия. Ра= 079;ница же в том, что революция, совершающаn= 3;ся теперь в России,— позднейшая = 80; что поэтому русские люд = 80; могут видет = 00; теперь то, чего не могли видет = 00; европейскиk= 7; народы, именно то, к чему привел = 72; народы их борьба со своими правительсm= 0;вами. Русские люд = 80; не могут не видеть того, что вся эта б&#= 1086;рьба не только не уничтожила, но даже не умень­шила того зла, с которым они боролись. Не могут не видеть рус­с= ;кие люди того, что все потраченныk= 7; во время революции усилия, вся пролитая кровь не уни= 095;тожили бедность и зависимостn= 0; тру­дящихся от богатых и властвующиm= 3;, не прекрати = 83;и те траты народных си = 83; на захваты чужих владений, на войны, не освобо­дили народ от власти немногих. Не могут не вид= 077;ть русские люд = 80; ту тщету борьбы насилия против насилия, на которую столько сил напрасно потратили европейскиk= 7; народы. В это&#= 1084; одна причин = 72; различия теперешнегl= 6; положения русских людей от положения л = 02;дей западного мира сто лет тому назад.

Другая же, = 080; самая важна = 03;, в том, что кроме офици = 72;льной, мнимо христианскl= 6;й религии, оди= 085;аково привитой ка = 82; всем за­падн= ;ым, так и русскому народу, в русском нар = 86;де с самых древ= 085;их времен рядо = 84; с этой официальноl= 1; всегда жила другая, неофици­аль= ная, жизненная христианскk= 2;я вера, каким-т&#= 1086; странным путем, через святые жизн = 80; старцев, через юродивых, странников, про­никшая в народ и в пословицах, рассказах, л= 077;гендах утвердившаn= 3;ся в нем и р = 91;ководящая им. Сущность этой веры в том, что человеку жи = 90;ь надо no-б&#= 1086;жьи, для души, что люди все братья, ч = 90;о то, что велико пере = 76; людьми, то мерзость перед богом, что спастис = 00; может человек не исполнениеl= 4; обрядов и молитвами, а только дела = 84;и милосердия = 80; любви. Вера эта всегда жила в народ= 077; и была его истинной верой, руководящеl= 1; его жизнью рядом с той ложной церковной верой, котор= 072;я внешним образом был = 72; привита ему. Вера эта лет 70 тому назад еще была сильна = 074; народе, но за последние 50 лет, особенн= 086; вследствие упадка нравственнl= 6;сти духовенствk= 2;, и в особенностl= 0; монашества, стала еще больше и больше ослабевать во всем наро= 076;е и стала выделяться = 74; секты так называемых: молокан, штундистов, хлыстов, субботникоk= 4;, божьих люде = 81;, малеванm= 4;ев, еговистl= 6;в, духоборов и многих других. Общие черты большинствk= 2; этих сект, кроме общег = 86; всем решительноk= 5;о отрицания православиn= 3;, были все большее и большее внесение в поведение нравственнm= 9;х христианскl= 0;х правил и непризнаниk= 7; требований государствk= 7;нной власти, главное же, законности = 80; необходимоl= 9;ти убийства человека че = 83;овеком. Вера эта = 74; последнее время, как в отпор револ = 02;ционному озлоблению, захватившеl= 4;у часть русских людей, все более и боле= 077; уясняется и очищается; людей самых различных общественнm= 9;х положений и образованиl= 1;, исповедующl= 0;х эту веру, становится все больше и больше, люди все больше и больше сближаются между собой, и понимание ими христианскl= 6;й истины все более и боле= 077; упрощается = 80; вносится в жизнь.

Так что, несмотря на общие черты русской рев = 86;люции со всеми, прежде прои = 89;ходившими революциямl= 0; в христианскl= 6;м мире, русски= 077; люди, и вследствие того, что она позднейшая, = 080; вследствие того, что русский народ был всегда особенно религиозен = 80; рядом с внешней официальноl= 1; религией во = 89;питал и удержал в себе хри­сти= ;анские начала в их истинном значении, русские люд = 80; не могут не прийти к другому из своей революции исходу, чем тот, к кото­р = 86;му пришли в прошлом век = 77; западные народы.

В русском народе происходит теперь напр = 03;женная борьба двух самых противополl= 6;жных свойств человека: человека-зв = 77;ря и человека-хр = 80;стианина.

Русскому народу предстоят теперь два пути: один тот, по кото­ = 88;ому шли и идут европейскиk= 7; народы: насилием бороться с наси­лием, побороть ег = 86; и насилием ж= 077; установить = 80; стараться поддер­жива= ть вновь установленl= 5;ый, такой же, как и отвергнутыl= 1;, на­сильстве= нный порядок вещей. Друго= 081; же — тот, чтобы, поняв то, что соединение людей насил = 80;ем может быть только временным, н= 086; что истинно соединить людей может только одно = 080; то же пони­мk= 2;ние жизни и вытекающий из него закон,— попы= 090;аться уяснить себ = 77; то более или менее ясно сознаваемоk= 7; народом понимание жизни и вытекающий из него закон, ис = 82;лючающий во всяком сл= 091;­чае разрешение убийства человеком человека, уяснить себ = 77; это "понимание жизни и на не&#= 1084;, только на нем, а не на насилии, осн= 086;­вать свою жизнь и свое единение.

И такая замен = 72; соединения людей, основанногl= 6; на насилии, соединениеl= 4;, основанном на общем все= 084; людям нашег = 86; христи­анск= ого мира понимании жизни, предстоит, я &#= 1076;умаю, в наше время не только русскому народу, но и всему христианскl= 6;му человече­ст= ву.

IX

&nbs= p;

Утечет еще много воды, а может быть, и крови, = пока это совер­ши= ;тся. Но не может быть того, чтобы не пришло, наконец, время для людей христианскl= 6;го мира, когда они, освободившl= 0;сь от лож­ной веры и от возникшего на ней насилия, не с&#= 1086;единились бы все в одном высше = 84;, таком общем им всем религиозноl= 4; понимании жизни, при котором не только невозможно, но совершенно = 85;е нужно убийство человека человеком. Придет это время, потом= 091; что жизнь людей, соеди= 085;енная насилием, возникшим н = 72; пережитой уже людьми вере, может быть временным, переходным состоянием, но не может быть жизнью разумных существ. Животные могут быть соединены насилием, но люди могут соединятьсn= 3; только од­ни= ;м общим для всех пониманием жизни. Общее &#= 1078;е для всех людей нашег = 86; мира понима = 85;ие жизни есть только одно. И я думаю, что понимание это есть то, которое выражено в том христиа = 85;стве, при котором, как бы мы ни понимали ег = 86;, не может быт= 100; допущена полезность, = 085;еобходимос&= #1090;ь, законность убийства.

Ведь стоиm= 0; только людя = 84;, думающим, чт= 086; они верят в христи­анст= во, выбросить и = 79; него все те бессмыслицm= 9; о троицах и проис­хожде= нии святого дух = 72;, об искуплении верой, рае, аде и т. п., дажk= 7; все чувствителn= 0;ные слова о любв= 080; в столь любимой 13-й главе Коринфянам, = 072; людям, не верующим в христианстk= 4;о, а верующим в науку, выбросить и = 79; нее многосл = 86;вные несложные рассуждениn= 3; о праве, государсm= 0;ве, представитk= 7;льстве, прогрессе, будущем социализме, = 072; вместо всег = 86; этого признать только одну простую и ясную и выск= 072;занную за тысячи ле= 090; истину, составляющm= 1;ю пер­вое, необходимоk= 7; отрицательl= 5;ое условие вся = 82;ой нравственнl= 6;сти — истину, признаваемm= 1;ю и сердцем, и умом, и всем существом вся­кого неиспорченl= 5;ого человека, истину о том, что человек не должен убивать человека, и тотчас изменился б = 99; весь существующl= 0;й ужасный, зве= 088;ский строй нашей жизни, и сложилась б = 99; жизнь, согласная с сознанием людей нашег = 86; времени, сделалось б = 99; то самое, чего стремятся достигнуть теперь лучш = 80;е люди нашего времени.

Человечест&#= 1074;о медленно, с остановкамl= 0;, отступлениn= 3;ми, возвра­щени= ями назад, подни= 084;ается все выше и выше, переходя с сту­пени на ступень при своем движении к совершенстk= 4;у и благу. Дол­ = 75;о стояло человечестk= 4;о перед той ступенью, которая поднимала его к возможностl= 0; согласной жизни людей без необходимоl= 9;ти убийства; но оно в наше время, хочет или не хочет этого, необх= 086;­димо должно наступить н = 72; нее. Если не .разум, не стремление = 82; добру, то самая бедст = 74;енность положения, все увеличиваюm= 7;аяся и увеличиваюm= 7;аяся, заставит людей сдела = 90;ь это, то есть начать устраивать свою жизнь н= 077; на началах ненависти и угрозы, а на началах разума и любви.

«Царство божие н = 72; земле — это конечная цель и желание чел = 86;вечества. (Да приид= 077;т царство твое.) Христос приблизил к нам это царс= 090;во, но люди не поняли его и воздвигн = 91;ли в нас цар­стk= 4;о попов, а не царство бога»,— гово= 088;ил Кант.

«И только тогда,— говорил он,— можно будет = 089; полным осно­= ;ванием сказать, что пришло к нам это царство божие, когда укоре­= ;нится в людях сознание необходимоl= 9;ти постепенноk= 5;о перехода церковной веры во всео= 073;щую разумную религию».

И я думаю, не только дума = 02;, но уверен, что время эт= 086; пришло.

Люди устроили себе жизнь, всю держащуюся = 85;а противном и разуму и сердцу человека де = 03;нии — убийстве, и вместе с этим, целым длинным, веками выработавшl= 0;мся, хитрым обманом впо = 83;­не уверили себ = 03;, что они или исповедуют такой закон Христа, или знают такую науку, при которых несомненно доказываетl= 9;я то, что убийство че = 83;овека человеком согласно и с разумом и с сердцем человека, и когда им говорят о то= 084;, что жизнь их зверская и что их христианстk= 4;о и их наука есть насмешка и надругателn= 0;ство над религие = 81; и наукой, что им надо перестать быть убийцами, если они хот= 103;т быть христианамl= 0; и просвещеннm= 9;ми людьми, они только улыбаются и пожимают пл = 77;чами. Так неисполнимl= 6; кажется им перестать делать то, что было запрещено самыми первобытныl= 4;и религиозныl= 4;и законами самых древн = 80;х людей,— то, что заложен = 86; самыми первобытныl= 4;и религиозныl= 4;и законами самых древних люд = 77;й,— то, что заложено и в сознании и в сердце всякого неи = 89;­порченног = 86; человека, и то, что никакими, са= 084;ыми хитроумнымl= 0; рассуждениn= 3;ми не может быт= 100; соединено с христианскl= 0;м учением, которое они будто бы исповедуют, ни с просвещениk= 7;м, которым они так гордятс = 03;.

Да, какой долже = 85; быть ужасны = 81; умственный = 91;падок людей нашег = 86; мира, когда они могут ве= 088;ить тому, что жизнь их станет хуже, если они перестанут казнить, мучить, убивать, веш= 072;ть друг Друга.

Да, как велико должно быть извращение нравственнl= 6;-религи­озн = 86;го чувства людей и даже простого рассудка, когда им нужно доказывать, = 080; почти наверное тщетно, что «не убий» не значит то, что можно уб= 080;вать людей други = 93;, чем свой, народов и ещ= 077; тех, убийств= 086; которых мы признали дл = 03; себя полезн = 99;м; а что слова эти, нами же приписываеl= 4;ые богу, значат то, что не должно уби­в= ;ать никого.

Да, ужасно нравственнl= 6;е и умственно = 77; падение таких людей, когда они ещ= 077; при этом считают себ = 03; стоящими на высшей ступ = 77;ни духовного развития. А таковы, страшно сказать, все, за малыми исключенияl= 4;и, люди нашего цивилизоваl= 5;ного развращеннl= 6;го мира.

Одно утешение в этом — то, что этот ужасны = 81; упадок есть призна = 82; последней степени раз = 74;ращения, при которой должно наступить п = 88;обуждение. И я верю, что теперешняя русская рев = 86;­люция приведет на = 89; к этому.

Да, разумеется, неисполнимl= 6; учение Христа для тех людей, которые живут заведованиk= 7;м и распоряженl= 0;ем над постройкамl= 0; броненосцеk= 4;,  крепостей, над солдатами, обучаемыми убийству, на= 076; школами, воспитываюm= 7;ими убийц, над судами, тюрь= 084;ами, виселицами, для людей, владеющих б = 86;гатствами, охраняемых убийством; для этих людей понятно, что учение Христа неиспол­ним= о; н&#= 1086; пора понять тем, кто строит креп = 86;сти и броненосц = 99;, кого обучаю = 90; убийству, ко= 075;о развращают = 74; школах, кого казнят и рас&sh= y;стреливают, кто собирае = 90; те богатств = 72;, которые охраняются убий­ством, что жизнь бе= 079; убийств, без насилия гор = 72;здо исполнимее, чем та, которую они теперь веду = 90;. И я думаю, что русские люд = 80;, огромное большинствl= 6; русских людей, пойму= 090; и отчасти уж= 077; пони­мают это.

 

&nbs= p;

X

&nbs= p;

Я верю в это, потому что нелепость того, что сов&#= 1077;ршается, слиш­ком очевидна. Люди правительсm= 0;венные и революционl= 5;ые — одни придумываюm= 0; и проповедуюm= 0; самые утонч = 77;нные, хитроумные на­учные и государствk= 7;нные законы, другие — еще более хитроумные, сложные и дальновиднm= 9;е планы о том, как в будуще= 084; должно устроиться человечестk= 4;о, но и те, и другие, и третьи для дости­жения своих целей считают не важным дело = 84; до времени доп = 91;с­тить необходимоl= 9;ть и законност = 00; убийства, и потому, несмотря на все глубокомысl= 3;ие, старательнl= 6;сть и усердие этих людей, все их утонченные = 80; хитроумные соображениn= 3; не улучшают жизни, а напротив, жизнь становится все хуже и хуже.

Люди устроили огород и сажают в нем самым усовершенсm= 0;во­ванным способом самые драгоценныk= 7; и нежные растения, и удоб­ряют, и поливают, но только забыли одно: оставили лазейку в ограде, и скотина заходит в ог= 086;род, затаптываеm= 0; и вырывает все то, что ес&= #1090;ь в огороде. И люди удивляются = 80; огорчаются = 80; никак не могут понят = 00;, отчего все труды их пропадают даром.

То же и с жизнью людей христианскl= 6;го мира. Люд = 80; нашего времени придумали себе всякие религиозныk= 7; и государствk= 7;нные законы, будт= 086; бы ограждающиk= 7; их, и всячески усовершенсm= 0;во­вали свою телесную жизнь: сообщаются мыслями чер = 77;з океаны, летают по воздуху, делают всяк = 80;е чудеса, но допустили одно ма­лень= ;кое отступлениk= 7; от того, что говорит им мудрость прошедшего, их разум, их сердце, приз= 085;али за людьми право убивать людей, друг друга, и все — и религиозныk= 7;, и государствk= 7;нные ограждения перестали быть огражденияl= 4;и, и все чудеса техническиm= 3; усовер­шенс= твований не только не содействуюm= 0; их благу, но разрушают это благо.

Происходит это оттого, что, прежде чем устанав = 83;ивать такой или иной строй жизни, прежд= 077; чем усовершенсm= 0;вовать средства пользованиn= 3; силами природы,— прежде всег = 86; людям надо уста­новить то открытое им за тысячу лет религио = 79;но-нравстве&= #1085;ное учение о том, что в каждом теле человека живет одно и то же бо­жесm= 0;венное начало и что поэтому ни один ни человек, ни собрание людей не может иметь право нарушить эт = 86; установленl= 5;ое соеди­нение божественнl= 6;го начала с человеческl= 0;м телом, то есть лишить человека жизни.

И признание, и установленl= 0;е такого религиозно- = 85;равственно&#= 1075;о учения не только возм = 86;жно, но жизнь становится невозможноl= 1; без признан = 80;я и установленl= 0;я этого религиозно- = 85;равственно&#= 1075;о учения, которое ест = 00; не что иное, как всем нам близкое и известное у = 95;ение Христа в его истинном значении.

И я верю, что наша нелепа = 03; и ужасная революция приведет большинствl= 6; русского народа к признанию, установленl= 0;ю и вве­дению k= 4; жизнь этого религиозно- = 85;равственно&#= 1075;о начала христиан­ск= ого учения.

 

&nbs= p;

XI<= /o:p>

&nbs= p;

Да, все это будет, когда наступит царство = 73;ожие, но что же делать, пока его нет?

Делать то, что нужно для того, чтобы наступило царство = 73;о­жие.

Что делать голодному человеку, когда у него нет пищи? Рабо­тать для того, чтобы приобрести пищу. Как пищ&#= 1072; не приходит сама собою, так царство божие, то есть добрая жизнь людей, не придет само собой. А чтобы делат = 00; ее, надо пере&#= 1089;тать делать само = 77; ужас­ное зло= ;, то, которое более всего утверждает = 76;урную жизнь людей: убийство.

И для того чтобы перестать делать это дело, нужно очень немногое. Сознание несвойстве&#= 1085;ности человеческl= 6;й природе убийства себе подобн = 99;х уже достаточно укоренилосn= 0; в огромном большинствk= 7; христианскl= 6;го мира. Нуж = 85;о только одно: понять, признать и проводить в жизнь мысль = 086; том, что мы не призваны ус = 90;раивать жизнь други = 93; людей насилием, не= 080;збежно влекущим за собой убийство, и что всякое убийство, которое мы совершаем, в котором участвуем, н= 072; котором стр = 86;им выгоды свое = 81; жизни, не может быть полезно ни другим, ни нам, а, напротив, только увел = 80;­чивает то зло, которое мы хотим исправить. Только бы познали это люди и воздержалиl= 9;ь от всякого вмешательсm= 0;ва в жизнь дру­k= 5;их людей, тольк= 086; бы перестал = 80; люди искать = 091;лучшения своего положения в = 86; внешнем, нас= 080;льственном устройстве, которое не­в= ;озможно без убийств = 72;, а искали бы его каждый для себя в приб­лижени= и того идеала совершенстk= 4;а, который так определеннl= 6; по­ставлен перед кажды = 84; человеком христианскl= 0;м учением и ко= 090;орый никак уже не совместим с убийством, и сама собой сложилась б = 99; та жизнь, которую так тщетно стараются люди осуществитn= 0; внешними, вс= 077; больше и больше ухудшающимl= 0; жизнь людей сред­ствами= .

Есть только одно средство избавления людей от тех бедствий, которые они несут и которые все увеличиваюm= 0;ся. Средство это: признание и введение в жизнь того открывающеk= 5;о новую эру чело­вечест= ва истинного христианскl= 6;го учения, того истинного христи­анск= ого учения, которое без признания основного положения его непротивлеl= 5;ия злу злом ест= 100; только лицемерное, никого ни к чему не обязывающеk= 7; учение, не только не изменяющее той зверско = 81; животной жизни, которой живут тепер = 00; люди, но еще поддержи­ва= ющее ее.

«А, опять стара = 03; песня непротивлеl= 5;ия!» — слышу я самоуве­рен= ные презрительl= 5;ые голоса.

Но что же делат= 100; человеку, который видит, что толпа, да = 74;я губя друг друга, валит и напирает н= 072; неразрушимm= 1;ю дверь, на­деn= 3;сь отворить ее наружу, когд= 072; он знает, что дверь отворяется только внутрь.

&nbs= p;

5 августа 1907 года.