MIME-Version: 1.0 Content-Location: file:///C:/D167CB2F/slovo.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii" Феофан Затворник, свт

Феофан Затворник, свт. Слов&#= 1086; в неделю мытаря и фарисея// Письма о хри= 089;тианской жизни. Поучения. М.: Правило вер = 99;, 1997


   &n= bsp; Ныне притчею о мытаре и фарисее говорится каждому из нас: "Не полагайся н = 72; свою правед = 85;ость, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на безпреде = 83;ьную милость = 41;ожию, вопия, подобно мытарю: Боже, <= span class=3DGramE>милостив буди мне грешному. Иб= 086; вот фарисей, кажется, и доброго был поведения, а не был оправдан пр = 77;д Богом".

   &n= bsp; Непостижи&#= 1084;о для нас, как так — творен= 080;е добрых дел, или праведн = 86;сть, для нас обязательнm= 9;, как необходимоk= 7; условие спасения, а между тем мы не можем основывать на них сей надежды своей; но сколько бы н= 080; было у нас правых дел, все их должн= 099; счесть недостаточl= 5;ыми и для воспол= 085;ения их прибегат = 00; к другим средствам. Непостижимl= 6; сие для нас; но так есть. Христианин = 74; чувстве сердца своего должен носить глуб = 86;кое убеждение в своем непотребстk= 4;е при всей праведностl= 0;, или при всем обилии добр = 99;х дел, о которых, однако ж, должен ревновать неусыпно. Та= 082; спасались все, которые спаслись, и оставили на = 84; в своем примере указание возможностl= 0; таких чувст = 74; и побуждени = 77; к возгре = 74;анию их в себе самих. Посмотрите на покаянны = 77; молитвы, кои суть излияние ду = 96; святых Б = 86;жиих, прославленl= 5;ых Церковиn= 2;. Как они там осуждают себя пред Господом!.. А м= ежду тем все окружавшие их почитали их чистыl= 4;и и непорочнымl= 0; пред Богом!.. Думаете ли, что тут была неискренноl= 9;ть? Нет! Это был искренний вопль души к Богу! И следователn= 0;но, есть возможностn= 0; в глубине души сознавать себя непотребныl= 4;, несмотря на всю видимую = 095;истоту души или исправностn= 0; и честность = 087;оведения. Да и как быть иначе? Положите се = 73;е в мысли, что Бог требует от нас праведностl= 0; полной, или добродетелl= 0; всеобъемлюm= 7;ей, и что только такая праведностn= 0; и такая добр= 086;детель могут быть положены в основание н = 72;шего спасения и питать нас благ = 86;надежности&#= 1102;. Посмотрите же, чего с= 080;е требует!
   &n= bsp; Полная праведностn= 0;, или всеобъемлюm= 7;ая добродетелn= 0;, слагается и = 79; следующих т = 88;ех частей:
   &n= bsp; 1) Из добрых дел, видимо для всех телом совер = 96;аемых, в свое время и в своем месте. Это вот что: п= 088;осит кто милостыни, подай ему. Причинил кто обиду, прости ему. Пришел враг, ухл= 077;би (накорми, напитай.Ред.) его. Сел за стол, вкушай пищу по уставу и воздержно. Настало время молитвы, молись благоговейl= 5;о и как вел= 077;но... Идешь на должность, трудись усердно, и так далее, и далее. Всяка= 103; минута и всякое мест = 86; имеют свои добрые дела, которые непременно должен исполнять в = 89;який вступающий = 74; них. В сем отношении в = 89;я жизнь человека должна быть непрерывноn= 2; цепью добрых дел, с той минуты, как он прихо= 076;ит в сознание в сем мире, и до той, как выйд&#= 1077;т из него... К&= #1072;к те, кои вышивают картины бисером, ряд за рядом прикрепляюm= 0; бисеринки к своим места = 84; и именно такие, а не другие бисеринки к = 090;ому или другому месту, и только тогд = 72;, как соблюду = 90; все сие, не спутают бисеринок и не допустят перерывов и = 087;ропусков, картина получает приличный е = 81; вид и свое имя: так и в отношении к нам, тогда то&#= 1083;ько и сочтет Господь кого-либо добродетелn= 0;ным, когда он всю картину жизни своей будет развивать т = 72;к, что не пропустит н = 80; одного мест = 72; и ни одного момента времени без = 090;ого, чтоб не сделать обязательнl= 6;го для него тогда дела. Стань же теперь здес = 00;, опирающийсn= 3; на свою праведностn= 0;, и скажи: так ли живешь ты, чтоб всегда творил добр = 86; и никогда не опускал дел = 72;, обязательнl= 6;го для тебя, и не допускал дела пол = 91;доброго, или даже совсем недоброго. Если так, опирайся на свою праведностn= 0;; а если нет, ищи другой опоры для своего спасения!

   &n= bsp; 2) Другую част = 00;, входящую в состав полн = 86;й праведностl= 0;, составляют добрые чувства и расположен&#= 1080;я, скрывающиеl= 9;я под видимо совершаемыl= 4;и делами. Э = 90;о суть любовь, мир, терпение, кротость, ми= 083;осердие, воздержаниk= 7;, смирение, благоговенl= 0;е, отрешение о = 90; всего и прочее, и прочее. Добрые дела, видимо совершаемыk= 7;, чтоб быть до= 073;рыми истинно и служить l= 2;о спасению, до= 083;жны быть непременно выражением какого-либо из внутренних добрых чувств; так что, коль скоро в основе их не= 090; доброго чувства, кот= 086;рым они должны быть воодушевлеl= 5;ы, то они негодны и богопротивl= 5;ы. Так, например, бл= 072;гоговейное к Богу обращение ума и сердца есть доброе, богоугодноk= 7; внутреннее настроение. Когда оно есть на душе, то требует н= 077;отложно и соответствk= 7;нных себе дел, которые и бывают, именно: домашняя молитва, долгие поклоны, хождение в храм Божий к службам, пос= 077;щение святых мест, чествованиk= 7; икон, возжже= 085;ие лампад и фимиама и прочее. Подобная же сумма видимых дел есть и для выражения к = 72;ждого внутреннегl= 6; чувства; например, дл= 103; выражения милосердия есть семь де= 083; телесного и семь дел душевного милосердия. Но всегда надобно помнить, что последние, т= 086; есть дела видимые, тогда тольк = 86; и имеют цену, когда они служат выражением первых, то есть внутре = 85;них чувств. Так, все видимые дела благоч = 77;стия: поклоны, молитвослоk= 4;ия, хождение в храм и прочее, тогд= 072; только буду = 90; истинно добрыми делами, когд= 072; служат выражением внутреннегl= 6; благочестиn= 3;, или благоговейl= 5;ого к Богу обращения нашего ума и сердца, а без сего последнего они ничто. То же должно сказать и о всех делах милосердия, что они тогд= 072; только и сут= 100; истинно добры, когда служат выражением искренней к = 86; всем братск = 86;й любви во славу Бо = 78;ию, а не каким-нибуд = 00; приспособлk= 7;нием к другим, желанием выказаться или, как ныне часто говор = 03;т, желанием обнаружить гуманность; = 101;то — язычество = 074; христианскl= 6;й одежде. То же &= #1085;адо сказать и о всех других внешних делах,— что истинная це = 85;а их определяетl= 9;я внутренним расположенl= 0;ем... Ибо иначе можно, например, телом быть в храме, а душою — в &#= 1073;лудилище, языком снисходитеl= 3;ьно извинять, а в сердце осуждать, положением тела показывать почтительнl= 6;сть, а внутри питать презрение, г= 083;азами не смотрk= 7;ть будто на лица, а в душе распалятьсn= 3; похотью и прочее, и прочее. Внешне все сии дела и хороши, но цена их пред Богом уничтожаетl= 9;я чувствами, кои питают при совершении их в душе. &#= 1048; следователn= 0;но, на праведностl= 0; можно основ = 99;вать свое спасение только тогд = 72;, когда можно быть уверенными, что все чувства и ра= 089;положения наши исправны и богоугодны R= 12; и притом не час или два, а всю жизнь и непрерывно. Итак, приди сюда, хот = 03;щий основать свое спасение на своем добро = 84; поведении, и скажи: не &#= 1087;роскользал= о ли когда под видимыми добрыми делами твои = 84;и неправых чувств, оскверняющl= 0;х их... Если не просколь = 79;ало (но кто может сказать сие?), то успок = 86;ивайся на своей праведностl= 0;; а если пр= 086;скользало, как это всякий должен сознать, то смирись и ищ= 080; другой основы своему б = 83;агонадежию во спасении.

   &n= bsp; 3) Третью част = 00; полной праведностl= 0; составляет крепкая, как смерть, ревность о славе Бо = 78;ией, воодушевлеl= 5;ная пламенною любовию = 082; Богу и воодушевляn= 2;щая все добрые чувства сердца и все добрые дела видимые.

   &n= bsp; Когда в сердце ест= 100; добрые расположенl= 0;я, можно бы, кажется, и успокоиват= ься на счет свое= 081; участи. Но вот что, б&#= 1088;атие, возьмите во внимание. Мы созданы Богом, созданы по образу и подобию = 41;ожию, созданы для того, чтоб славилось нами имя = 041;ожие во вселенно = 81;, или для того, чтоб всех себя всецел = 86; посвятили м = 99; Богу... А между тем во= 090; что может быть! Иной сердоболен = 80; сердолюб = 80;е свое обнаруживаk= 7;т делами, но и помышления не имеет о Боге, при всех делах и чувствах сердобольнm= 9;х. Сердобол= ;ие такого не помянется пред Богом, ибо оно не от Него принят = 86;, как заповед = 00;, и не Ему посвящено, как служени = 77; и жертва. Иной кроток = 080; безгневk= 7;н и сие расположенl= 0;е обнаруживаk= 7;т делами, не позволяя себе увлекаться чувствами раздора и мщения; но при сем он следует какому-то инстинктивl= 5;ому расположенl= 0;ю к уступчивосm= 0;и, образуемомm= 1; сознанием безсилия и робост = 80;ю, а не заповед= 080; Господа, Который говорит: про= 089;ти! Мне отмщени = 77; - Аз воздам! (Рим. 12, 19). Кротос= ть такого не имеет цен= 099; пред Богом. Иной воздержен и = 082;райне воздержен: мало спит, почти не ест и не пьет, редко видят его вне, он всегд = 72; дома и за делом; но не Богу посвящает о = 85; труды свои, а или корысти, или пустой славе человеческl= 6;й. Воздержносm= 0;и и трудолюби = 03; такого не признает Господь достойными награды. Так и во всем прочем! Недостаточl= 5;о иметь добры = 77; чувства и ра= 089;положения (кои могут быть и естественнm= 9;е — прирожден = 85;ые), надобно еще, чтоб они возглавленm= 9; были одним коренным расположенl= 0;ем — ревнос = 90;ию о славе Б= 086;жией, ею были проникнуты = 80; служили ее выражением. Коль скор = 86; сего нет, или нет в должно= 081; степени и мере, вся доброта наш = 72; ни во что вменится пред лиц = 77;м Господа, Который скажет некогда: отойдите от Мене, не в&#= 1077;м вас... (Мф= . 7, 23; 25, 12). Не вем вас потому, что вы в продолжении жизни своей не давали Мне знать о себе посвящениеl= 4; Мне ваших добрых чувств и дел!
   &n= bsp; Итак, прииди, чающий себе спасения от праведностl= 0;, и скажи, всег&#= 1076;а ли и в должной ли м= 077;ре всегда была = 074; тебе ревность о славе Бо = 78;ией и всегда ли она одна воодушевляl= 3;а твои добрые чувства и дела? Если так (а это кто может сказа = 90;ь? ), то ус= покоивайся на своей праведностl= 0;, а если нет, ищи другого способа к оправданию себя пред Богом и друг= 086;го основания спасению своему!
   &n= bsp; Итак, может, кто хочет, основывать надежду спасения своего и на праведностl= 0;, только уж пусть сделает так, чтоб сия праведностn= 0; была совершеннаn= 3;, полная и всестороннn= 3;я... то есть чтоб вся жизнь его была непрерывноn= 2; цепью добры = 93; дел, без перерыва и опущений, чтоб под сим= 080; делами скрывались всегда добрые чувства и расположенl= 0;я, которых они должны быть = 090;олько видимыми выражениямl= 0;, и чтоб все сии чувства = 080; расположенl= 0;я были воодушевлеl= 5;ы одною ре = 74;ностию о славе Б= 086;жией, или были жер= 090;вою Богу... Потому, у кого есть все сие, тот приди, стань дерзновеннl= 6; пред лиц = 77;м Господа и скажи Ему, если смеk= 7;шь и если позволит т = 86; совесть тво = 03;: несмь, яко же пр= 086;чии человецm= 9;. А если нет чего-нибудь, умолкни и не смей очес возвести на небо и отверзть ус = 90; своих, из глубины душ = 80; взывая м = 99;таревым гласом: Боже, <= span class=3DGramE>милостив буди мне — грешному. Не заглядывайl= 9;я на то, что есть сколько-ниб = 91;дь добрые дела = 080; добрые чувства и чт= 086; иногда чувствуетсn= 3; припадок жаркой ревности по Богу. Бог требует не к= 086;е-чего, а всего, всей полноты праведностl= 0; и доброты, и когда недос = 90;ает каких-либо частей ее в человеке, то отвергает всего человека, ка= 082; непотребноk= 5;о. Возьмете ли вы одежду от портного, когда в ней все есть и хорошо сделано, а недостает полы или рукава? Или когда столя = 88; принесет ва = 84; стол, чисто обделанный, только без н= 086;ги или другой какой-нибуд = 00; части, скаже= 090;е ли вы ему: хорошо, оставь? Так и в отношении = 082; нам, не может Бог признат = 00; кого-либо праведным, если в нем недостает каких-либо частей праведностl= 0;. Но если никт= 086; не может похвалитьсn= 3;, чтоб он и дела все добрые дела = 83; неотпуст = 80;тельно, и чувства вс= 077; имел добрые, и ревнос = 90;ию Божию= ; всегда воодушевлеl= 5; был во всей силе, то пуст&#= 1100; лучше и не помышляет основывать свое спасен = 80;е на праведностl= 0;, чтоб в час нужный не об= 084;ануться в сей надежд= 077;; пусть лучше забудет о сей праведностl= 0; и, сколько б ни делал добра, пусть держит на сердце чувство непотребстk= 4;а своего пред Богом и ищет других способов к оправданию своему, образец коего предс = 90;авляет мытарь! Приди, припади и восплачься<= /span> пред Господ = 86;м, сотворившиl= 4; нас, с верою в Господа нашего Иисуса Христа, Свое= 102; безценнl= 6;ю кровию, пролитою на Кресте, омывающего все грехи на= 096;и и Своею безпреде = 83;ьною святостl= 0;ю восполняющk= 7;го все недостатки наши. Ревнуй о добродетелl= 0;, сна не давай очам, чтоб не пропустить случая к добру, не допустить недоброго чувства и не ослабнуть в ревности; но надежду спа = 89;ения всю полагай = 074; Господе, Иже 6ыстъ нам... от Бога правда, и освящение, и избавление (1 <= span class=3DSpellE>Кор. 1, 30). Аминь