MIME-Version: 1.0 Content-Location: file:///C:/0F195AB2/shahovskibednost2.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii" АРХИЕП

Иоанн (Шаховской), архиеп. Бедность и богатство // Избранное. Петрозаводl= 9;к: Святой остров (Фонд культуры Карелии), 1992.=

 

Бедные могут обогащать богатых... Богатые — об= 077;днять бедных... Как различно произносит = 84;ир эти слова! Неверующие за ними подразуме­в= ают эксплуатацl= 0;ю бедных богатыми. Верующие во Христа, живущие во Христе люди видят в этом утверждениl= 0; совсем другой, гораздо бол = 77;е широкий и богатый пла = 85;: бедный материальнl= 6; может высотой и чи&sh= y;стотой своего духа возвышать, духовно обо = 75;ащать более материальнl= 6;-богатого человека. И наоборот: неблагополm= 1;чный, в нравствен = 85;ом смысле, богач, конечно, «обедняет», духовно опустошает соприкасаюm= 7;егося с ним бедног= 086; человека. Иб= 086; каждый не только «за всех виноват», но каждый на всех влияет, независимо от своего социальногl= 6; положения. В мире же постоянно, невидимо дл = 03; глаз поверхностl= 5;ого сознания, ходят, перек= 072;тываются друг через друга волны нравственнm= 9;х и духовных энергий отдельных л = 02;дей, бывающих не только для себя, но и для всего мира фабриками добра или зла, проводн= 080;ками света Христова ил = 80; тьмы.

Не само по себе материальнl= 6;е богатство в = 88;едно (оно нравственнl= 6; нейтрально), и не сама по себе бедность полезна для возвышения = 76;уши (бедность тоже нравственнl= 6; нейтральна). Но похот = 77;ние, обожест­вле= ние богатства есть личный = 080; социальный яд: когда богатству при­носятся человеческl= 0;е жертвы (а неразумный богач приносит себя самого = 080; всех окружа = 02;щих); когда забывается бессмертноk= 7; и великое достоин­ств= о человеческl= 6;е и цель жизни человека на земле. Похот= 100; же бо­гатств= ;а проявляетсn= 3; не только у богатых или богатеющих, но столь же часто у бедняков, завидующих лучшему материальнl= 6;му состоянию. С= 091;­щество христианскl= 6;го духа есть свобода от всякого пристрастиn= 3; к тлен­ному богатству, и во Христе освобождёнl= 5;ым, свободным духовно как от скупости эгоистичесl= 2;ой, так и от зависти эгоистичесl= 2;ой, может быть всякий человек, независимо от своего социальногl= 6; положения.=

Бедность, которая живет завистью и дышит убийс = 90;вом, не есть благословеl= 5;ная евангельскk= 2;я бедность. Эт= 086; есть ужасна = 03; бедность. Также и смиренный обладатель богатства, считающий себя лишь «управляю­щ= им» (см. Лук. 16) этог= 086; богатства, принадлежаm= 7;его Творцу, и спра­ведлив= о владеющий и = 84;, приобретаюm= 7;ий милостивое отношение к жиру через него», конеч= 085;о, не может быт= 100; причислен к тем богатым, о ко­торых Сl= 7;аситель сказал, что «горе» им. Нет, таким богатым не горе, а радость, и — радость вечная.

Никакая материальнl= 6;сть  и  никак= ;ое  отсутствиk= 7;  материальl= 5;ости  не есm= 0;ь по себе ни добро, ни зло. Это только марксизм, вслед за буддизмом (как это ни покажется странным), возводит материальнm= 1;ю сторону быт = 80;я в категорию нравственнl= 6;го добра и нрав= 089;твенного зла (тем выявляя религиозныl= 1; по существу, хотя и отриц= 072;тельный харак­тер своих утверждениl= 1;). Для христиан зл = 86; и добро не во внешнем, но в&#= 1089;е в мире делается добрым или злым в зависимостl= 0; от внут­ренн= ;их побуждений = 80; намерений человека, иб= 086; как добро, так и зло суть чисто внутренние, духовные движения, создающие либо ад, либо рай внутри человека. Внешний же мир есть лиш= 100; периферия проявления человека, и, конечно, есл= 080; светел человек, то и периферия его жизни будет светить.

Злом Спаситель назвал не само по себе богатство материальнl= 6;е, но «надежду на богатств = 86;», т. е. устройство своей жизни вокруг идеи материальнl= 6;го благополучl= 0;я. В Евангелии всячески подчеркиваk= 7;т­ся непрочностn= 0;, ненадежносm= 0;ь такого богатства и такой надежды. Это и «дом, построенныl= 1; на песке», и «богач, светло празднующиl= 1;» свои дни и не понимающий, что его подстерегаk= 7;т внезапная смерть. Апо­l= 2;алипсис про такое богатство говорит оче = 85;ь определеннl= 6;: «Ты гово­риш= ;ь: я богат, разбогател = 80; ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и= слеп, и наг» (гл. 3, 17)... В обрат­ном значении этого выражения можно было б= 099; сказать про какого-нибу = 76;ь материальнl= 6; бедного человека, богатого добрыми и светлыми чу = 74;­ствами и самоотвержk= 7;нными поступками, но видящего лишь свою бе= 076;­ность, свое ничтожествl= 6; земное: «Ты говоришь, чт= 086; ты беден, худ, и нищ, и во всем имеешь нужду, а не знаешь, что ты богат во Христе, бога= 090; в вечности, и этого богатства, доставляющk= 7;го тебе вечное бла­женство, никто не может от теб= 103; отнять»... Да, е= ;сли бы все люди про­никлись до конца эти= 084; истинным созерцаниеl= 4; реальности, как иначе пошла бы жизнь их; как разлетелисn= 0; бы и исчезли все ужасные = 095;ело­веконе= 085;авистничес&= #1082;ие теории, одна другую смен = 03;ющие в мире, и воцари­лось бы одно правильное, настоящее отношение к ценностям земли. Эти земные ценности, пе= 088;естав быть высшим = 80;, сделались б = 99; настоя­щими= .

Богатство может быть благословеl= 5;ным даром Бога. И бедность тоже. Богатство может быть проклятьем = 76;ля человека. И бедность тоже. Бед­ноl= 9;ть делается проклятой, когда она пролетаризl= 0;руется. Богатство б = 99;­вает проклятым, когда оно пролетаризl= 0;рует бедного человека. Проле­тариз= ация бедности есть отняти = 77; благословеl= 5;ия у души, пребывающеl= 1; в бедности, отнятие у не= 077; путей духовных дл = 03; стяжания и удержа­ния у себя этого благословеl= 5;ия. Пролетаризk= 2;ция бедности есть также отъединениk= 7;, выключение бедного, в силу его бедности. Пролетари­з= ация эта есть внедрение антихристоk= 4;а духа в бедны= 093; людей, и на­ч = 72;лась она, конечно, не с Карла Маркса и не с вождей раннего со­ц= ;иализма. Ее появлени = 77; есть проявление вообще грех = 72; в мире: как в мире богаты = 93;, так и в мире бедных. Не только бедный человек сво = 80;м неправильнm= 9;м отношением = 82; бедности пр = 86;летаризиру&#= 1077;т бедность, но и богатый — своим неправильнm= 9;м отношением = 82; своему бога = 90;ству и к бед­ностl= 0; других — также пролетаризl= 0;рует бедность и собирает камни на сво= 102; голову.

Путь современноk= 5;о христианскl= 6;го сознания должен быть определен­н= ым идеологичеl= 9;ким и — более того — пн= 077;вматологич&= #1077;ским, духоносl= 5;ым действием против пролетаризk= 2;ции бедности, ка= 082; со стороны самих бедны = 93;, так и со стор&#= 1086;ны богатых. Это действие должно быть свя­щенной борьбой за величайшую ценность ми = 88;а, душу человеческm= 1;ю, и вестись только чере = 79; живую человеческm= 1;ю личность, чрез единен = 80;е таких живых во Христе личностей человеческl= 0;х и утверждениk= 7; на собственноl= 4; примере исповедуемm= 9;х основ жизни.

В мире не дв= 072; лагеря — капиталистl= 6;в и пролетари = 77;в,— как то хочет представитn= 0; внешнее сознание. В мире три лагеря: 1) безбожные бед­няки, 2) безбожные богачи и 3) бедные и богатые (мат= 077;риально) хри­стиане. Такова этическая карта мира. Христиане н = 77; делятся на «бед­ных» и «богатых», ибо бедные осознают преимущестk= 4;а своей бедно­= ;сти, богатые — стеснительl= 5;ость своего бога = 90;ства и, во всяком случае, его непрочностn= 0; и оттого — незначителn= 0;ность. И все остают= 089;я на своем пути, несут свое служение... Для этих третьих тол = 00;ко и может быть, в собственноl= 4; смысле, «соц= 080;альная проблема». Для первых она не сущес= 090;вует и не может существоваm= 0;ь, ибо там дейс= 090;вует принцип борьбы и решительноl= 1; непримиримl= 6;сти, т. е. либо войны, либо чисто дипло = 84;атического, не имеющего никакой реальной силы, мира. Третья группа, конечно, наименьшая = 74; мире, ибо небесно-поч = 77;тная принадлеж­н= ость к ней есть выражение н = 77; словесной и = 076;аже — считаем нужным пl= 6;дчеркнуть — не идеологичеl= 9;кой, но духовно-реа = 83;ьной, конкретной хри­стианск= ой веры. Только из этой подл= 080;нной реальности духа может вырастать идеология общественнl= 6;й христианскl= 6;й жизни.

Христианин есть трудящийся, независимо = 86;т своего богатства или бедност = 80;. Во всяком св= 086;ем социальном = 80; имущественl= 5;ом положении христианин есть труженик в деле жизни. В поте лица добывает свой хлеб физический = 80; — хлеб духов= 085;ый: вечную жизн = 00; во Христе. «Кто не хоче= 090; трудиться, тот и не ешь»,— говорит = 72;п. Павел (2 Фе&= #1089;с. 3, 10), и его заповедь есть Божия заповедь дл = 03; всех христиан. Кт= 086; имеет для себя хлеб физический без усилий (напр., имеющий ренту), без борьбы с терниями земли, тот, если он христианин, не бездействуk= 7;т, но добывает хлеб для других люде = 81;, и тем самым приобретаеm= 0; хлеб духовный дл = 03; себя и для других. Христианин, владеющий имуществом, никогда не празден, он всегда «трудящийсn= 3;»... Если же он не трудящийся, то он и не хри&= #1089;тианин.

Оттого христиане все — в одном лагере: бога= 090;ые и бедные, знат­ные и незначителn= 0;ные по своему земному пол = 86;жению, и иначе и быть не может. Христиане л = 80;шены как зависти, так и пренебреже­= ния. Высший l= 0; низший находят себ = 03; равными в плане вечно = 89;ти, и оттого невозможна зависть к высшему и пренебрежеl= 5;ие к низшему. По мере своего = 090;руда и воли Божие= 081; (без коей ничто ни на небе, ни на земле не совершаетсn= 3;) христианин достигает того или иного иму­ще= ;ственного положения, наиболее дл = 03; него полезного и спасительнl= 6;го.

Пусть вокруг бушуют страсти потерявших = 86;блик Божий людей, пусть пытаются завлечь хри = 89;тианина в свой тот или другой человеческl= 0;й лагерь, где вместо любв = 80; спайкой явл = 03;ется солидарносm= 0;ь, основанная на преследо = 74;ании низших и часто преступных интересов... Христианин не продает своей духов = 85;ой свободы, возвышающеl= 1;ся над миром, за чечевичную похлебку скоропрехоk= 6;ящего мира. И не строит свое счастье на страдании других.

Для Церкви Христовой «нет ни богатых, ни бедных»... Правильнее сказать, они есть, но лишь &= #8212; в другом плане. Иные качества богат­ства и бедности в Церкви. «Богатые» — это нищие духом, «бедные» — б= 086;гатящиеся своими земными ценностями. = 042; отношении богатых у Церкви тако = 81; обычай: они Ей служат. В отношении бедных: Она им слу­жит. Бедные пl= 6;читаются таким образом достойными помощи, богатые — достойными служения. Церковная психология прямо противополl= 6;жна психологии, обычно наблюдаемоl= 1; в мирm= 1;, где бедные прислуживаn= 2;т, а богатые принимают и = 93; услуги как нечто должн = 86;е. Примечателn= 0;но, что и вне пределов зе = 84;ли осуществляk= 7;тся этот закон Церкви: свя­m= 0;ые, отошедшие с земли, молятся за грешных люд = 77;й, живущих на земле, и тем служат их спасению. Живущие же н= 072; земле верующие люди, как более богатые, чем усопшие грешники, по= 090;ерявшие земное врем = 03; для творени = 03; добра, могут помогать молитвою этим последним, слу­жить их спасению.=

Как в этом духовном смысле служение есть по преимущестk= 4;у дело «богатых», так и в чисто земном смысле богатство, власть, поло&sh= y;жение всегда для христианскl= 6;го сознания связаны с принципом слу­жения, а никак не вящего наслаждениn= 3; земной жизнью (что есть принци = 87; не только язычества, н= 086; язычества низшего, ибо высшее воз­в= ;ышалось над этим принципом эпикурейстk= 4;а).=

Церковь на земле и на небе есть, по преимущестk= 4;у, служительнl= 0;­ца всему «малому», беспомощноl= 4;у, угнетенномm= 1;, недостаточl= 5;ому (все равно в каком — земн= 086;м или духовно = 84; смысле). «Сильные должны носи = 90;ь немощи бессильных&raqu= o;, а «не себе угождать» (заповедь Апостола)... Оттого Церковь оди = 85;аково склоняется над увра = 95;еванием богатого, ка= 082; и бедного: богатого, «надеющегоl= 9;я на свое богатство», = 080; бедного, унывающего от своей бедности и заболевшегl= 6; завистью к богатому.=

Оттого истинные служители Церкви никогда не заискивают перед богатыми, даже если он= 080; жертвуют Церкви и стр= 086;ят ей храмы. Слу&s= hy;жители Церкви остаются свято-беспр = 80;страстными к богатству = 080; бедно­сти, нk= 7; впадая и в другую крайность — обличение богатства как тако­вог= ;о. Церковь знает, что не по внешнему своему положению будет судим человек, но по степени чистоты сво = 77;го сердца и степени любви к Богу и к человеку: любви, выразившейl= 9;я в делах.

Безбожные богачи не считаются и никогда не считались с бед­ным человеком. Они уступаю = 90; лишь материальнl= 6;му давлению бедных. Свои= 084; жестокосерk= 6;ием и своим сидением на «сгнившем» (Иак. 5, 2) богатстве они разнуздываn= 2;т низшие инст = 80;нкты бедных, и в своем эгоиз­= ;ме являются проповедниl= 2;ами атеизма... Неверные духу Церкви ее пред­став= ;ители нередко развращали богатых сво = 80;м заискиваниk= 7;м перед ними, потаканием = 80;х лицемерию, молчанием при их безза= 082;ониях... В этом были, конечно, виноваты и м= 099;, представитk= 7;ли Великой Русской Церкви. Мы не смогли завоевать себе духовного доверия со стороны мас = 89; рус­ского народа, который в большей своей части ушел от нас. Мы не показали беспристраl= 9;тия духовного и достаточноl= 1; заботы о = 76;ушах как бедных русских людей, так и богатых. Нев= 086;зможно никакое восстановлk= 7;­ние, воскресениk= 7; нашей православнl= 6;й русской культуры, если мы не прой­дем сквозь огон = 00; покаянного очищения и о= 089;ознания своих грехо = 74; и оши­бок. Священнослm= 1;жители должны являть пример не только служения, но и покаяния.

На своем собственноl= 4; историческl= 6;м пути мы должны убедиться в праведностl= 0; Божьего Суд = 72; над нами, и горе тем из нас, которые сочтут этот суд «незаслужеl= 5;ным».

«Ей, Господи Бож = 77; Вседержитеl= 3;ь, истинны и пр= 072;ведны суды Твl= 6;и» (Откр. 16, 7).