MIME-Version: 1.0 Content-Location: file:///C:/F367BE6E/file2446.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii" Священник</tit= le> <o:SmartTagType namespaceuri=3D"urn:schemas-microsoft-com:office:smarttags" name=3D"metricconverter"/> <!--[if gte mso 9]><xml> <o:DocumentProperties> <o:Author>**</o:Author> <o:Template>Normal</o:Template> <o:LastAuthor>user</o:LastAuthor> <o:Revision>2</o:Revision> <o:TotalTime>3</o:TotalTime> <o:Created>2007-09-03T01:46:00Z</o:Created> <o:LastSaved>2007-09-03T01:46:00Z</o:LastSaved> <o:Pages>1</o:Pages> <o:Words>5497</o:Words> <o:Characters>31334</o:Characters> <o:Company> </o:Company> <o:Lines>261</o:Lines> <o:Paragraphs>73</o:Paragraphs> <o:CharactersWithSpaces>36758</o:CharactersWithSpaces> <o:Version>11.5606</o:Version> </o:DocumentProperties> </xml><![endif]--><!--[if gte mso 9]><xml> <w:WordDocument> <w:SpellingState>Clean</w:SpellingState> <w:GrammarState>Clean</w:GrammarState> <w:DisplayHorizontalDrawingGridEvery>0</w:DisplayHorizontalDrawingGridEve= ry> <w:DisplayVerticalDrawingGridEvery>0</w:DisplayVerticalDrawingGridEvery> <w:UseMarginsForDrawingGridOrigin/> <w:ValidateAgainstSchemas/> <w:SaveIfXMLInvalid>false</w:SaveIfXMLInvalid> <w:IgnoreMixedContent>false</w:IgnoreMixedContent> <w:AlwaysShowPlaceholderText>false</w:AlwaysShowPlaceholderText> <w:Compatibility> <w:FootnoteLayoutLikeWW8/> <w:ShapeLayoutLikeWW8/> <w:AlignTablesRowByRow/> <w:ForgetLastTabAlignment/> <w:LayoutRawTableWidth/> <w:LayoutTableRowsApart/> <w:UseWord97LineBreakingRules/> <w:SelectEntireFieldWithStartOrEnd/> <w:UseWord2002TableStyleRules/> </w:Compatibility> <w:BrowserLevel>MicrosoftInternetExplorer4</w:BrowserLevel> </w:WordDocument> </xml><![endif]--><!--[if gte mso 9]><xml> <w:LatentStyles DefLockedState=3D"false" LatentStyleCount=3D"156"> </w:LatentStyles> </xml><![endif]--><!--[if !mso]><object classid=3D"clsid:38481807-CA0E-42D2-BF39-B33AF135CC4D" id=3Dieooui></objec= t> <style> st1\:*{behavior:url(#ieooui) } </style> <![endif]--> <style> <!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} span.SpellE {mso-style-name:""; mso-spl-e:yes;} span.GramE {mso-style-name:""; mso-gram-e:yes;} @page Section1 {size:595.3pt 841.9pt; margin:1.0cm 35.45pt 49.6pt 2.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} /* List Definitions */ @list l0 {mso-list-id:147602458; mso-list-type:simple; mso-list-template-ids:68747279;} @list l0:level1 {mso-level-tab-stop:18.0pt; mso-level-number-position:left; margin-left:18.0pt; text-indent:-18.0pt;} ol {margin-bottom:0cm;} ul {margin-bottom:0cm;} --> </style> <!--[if gte mso 10]> <style> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"\041E\0431\044B\0447\043D\0430\044F \0442\0430\0431\043B\= 0438\0446\0430"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} </style> <![endif]--><!--[if gte mso 9]><xml> <o:shapedefaults v:ext=3D"edit" spidmax=3D"2050"/> </xml><![endif]--><!--[if gte mso 9]><xml> <o:shapelayout v:ext=3D"edit"> <o:idmap v:ext=3D"edit" data=3D"1"/> </o:shapelayout></xml><![endif]--> </head> <body lang=3DRU style=3D'tab-interval:36.0pt'> <div class=3DSection1> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify'><b style=3D'mso-bidi-font= -weight: normal'><i style=3D'mso-bidi-font-style:normal'><span style=3D'font-size:14= .0pt'>Мороз А., <span class=3DSpellE>свящ</span> Опасности, ожидающие начинающегl= 6; христианинk= 2;, вставшего н = 72; путь спасения// Покаяние и исповедь на пороге XXI века. СПб.: Общество св = 03;тителя Василия Великого, 2000.<o:p></o:p><= /span></i></b></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify'><span style=3D'font-size:= 12.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'><o:p> </o= :p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>Ко= гда человек решится начать духовную жи = 79;нь, то много преград и опасностей = 84;ожет встать у нег= 086; на пути. Одним из величайших искушений, я= 074;­ляется духовная прелесть. По определениn= 2; святителя Игнатия <span class=3DSpellE> = 41;рянчининов&#= 1072;</span>: «прелесть есть усвоение человеком лжи, принято= 081; им за истину». Как указывает тот же автор, «прелесть действует первоначалn= 0;но на образ мыслей; будучи принята и, извратив образ мысле = 81;, она немедленно сообщается сердцу, извращает сер­дечные ощущения; овладев существом человека, он= 072; разливаетсn= 3; на всю деятельносm= 0;ь его, отравляет самое тело, как неразрывно связанное Творцом с <span class=3DSpe= llE>душею</span>. Состояние прелести есть состояние погибели ил = 80; вечной смерти». <span class=3DGramE>(<sp= an class=3DSpellE>Свт</span>.</span> Игнатий Брянчаниноk= 4;. Аскетическl= 0;е опыты. <span class=3DGramE>М., изд. «Правил= 086; веры», <st1:metricconverter ProductID=3D"1993= г" w:st=3D"on">1993 г</st1:metricconverter>., т. 1, с 229-23= 0).</span></span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1069;то гибельное состояние, н= 072; которое указывает подвижник благочестиn= 3; 19 века, является, пр= 077;жде всего, результатоl= 4; гордости, самолюбия и самомнения. Отцом гордости, ка= 082; и отцом лжи, является <span class=3DSpel= lE><span class=3DGramE>диавол</span></span> поэтому всякий человек, <span class=3DSpellE>= 086;бладаемый</span> данной страстью, становится покорным сл = 91;гой нечистого духа.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-= grid-mode: line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1043;ордость и самолюбие настолько въелись в ду= 096;у современноk= 5;о человека, чт= 086; даже перестали считаться грехом. Наоборот, в современноl= 4; обществе эт = 86; каче­ство расцениваеm= 0;ся как достоинствl= 6;, как некий положительl= 5;ый психологичk= 7;ский фактор. Вспомните, как нас учил= 080; в школе: «Человек — это звучит гордо. Гор­дm= 9;й буревестниl= 2; и т.д.».</span><span style=3D'font-size:14.0pt; layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1063;еловек, воспитанныl= 1; в таком ключе, даже прихо­дя к вере, внутренне практическl= 0; не меняется. Его психологичk= 7;ские установки, мотивы пост = 91;пков, по-прежнему ложные. Становитьсn= 3; другим, <span class=3DGramE>н = 86;воначальны&#= 1081;</span>, как правило, не хочет. Человек хочет «прот = 72;щить» в пра­вослав= ;ную веру весь груз опыта своей прошл = 86;й жизни. Он хочет прост = 86; включить религиозноk= 7; мировоззреl= 5;ие в ряд устоявшихсn= 3; привычек и стереотипоk= 4; мышления.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1053;о, это невозможно. Законы духовной жизни и за­кl= 6;ны внешнего мира, диаметральl= 5;о противополl= 6;жны. Недаром Господь наш Иисус Христос, говорит прямо: «Не любите мира = 080; того, что в мире. Ибо любовь к мир= 091; есть вражда = 082; Богу». Закон= 099; духовной жизни, полно выраженные = 74; Евангелии, требуют смирения, кротос­ти, любви. Закон= 099; мирской жизни требуют жес = 90;кости, насилия, гордости.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1048;так, человек, пришедший к вере, прежде всего, долже= 085; понять, что вся его прежняя жизнь была л= 086;­жью. Она основывалаl= 9;ь на ложных установках, идеа­лах, стремленияm= 3;, и ее надо менять коренным об = 88;азом.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1053;еобходимо осознать свою духовную пустоту и уж= 077; на новом фундаменте православнl= 6;го исповеданиn= 3;, начи­нать строить новое здани = 77; чисто христианскl= 6;го миро­воззре= ния.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1050; сожалению, чаще всего, бывает инач = 77;. <span class=3DGramE>Новона­ч&= #1072;льный</span> хочет при помощи молитвы, определеннm= 9;х аскетическl= 0;х действий, быстро достигнуть высоких духовных состояний, иметь прямо = 77; общение с Богом, видет= 100; видения, переживать высокие чувственныk= 7; со­стояния, созерцать тайны Божий, недоступныk= 7; для других людей. Вмест= 077; с тем, страсти и по= 088;оки продол­жают обуревать его душу. Таким образом, <span class=3DGramE> = 85;овоначаль­ = 85;ый</span> пытается совместить несовместиl= 4;ое.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1050;ак указывают святые отцы, для того, чтобы стать сосудом для Духа Святог = 86;, необходимо = 87;режде очис­тить душу покаянием, украсить ее смирением, любо­вью и прочими добродетелn= 3;ми. А для стяжан= 080;я добродетелk= 7;й, необходимо видеть и считать себ = 03; великим грешником, недостойныl= 4; посещения Духа Святог = 86;. Не желать высших созерцаний = 80; видений, а бояться их, сознавая свое недостоинсm= 0;во и великую греховностn= 0;.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>К сожалению, современныl= 1; человек часто посту = 87;ает в точности наоборот. Оч= 077;нь актуально для нашего вре­мени звучат слов = 72; преподобноk= 5;о Григория <span class=3DSpel= lE>Синаита</span>: <span class=3DGramE>«Если ктl= 6; с самонадеянl= 5;остью, основанною = 85;а самомнении, мечтает достигнуть = 74; высокие молитвенныk= 7; состояния, и стяжал ревность не истинную <i style=3D'mso-bi= di-font-style: normal'>(авт. - </i>основ&#= 1072;нную на покаянии), а сатанинск = 91;ю <i style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>(авт. - </i>l= 6;снованную на горды­ни, тщеславии, самомнении): того <span class=3DSpellE>диа = 74;ол</span> удобно опут = 99;­вает своими сетями, как своего служителя» (= 057;м. ист. №1 с. 231).</span> Как пишет <span class=3DSpellE>св = 90;</span>. Игнатий Брянчаниноk= 4;: «Всякий, усиливающиl= 1;ся взойти на брак Сына Божия не в чистых и све= 090;лых одеждах, устраиваемm= 9;х покаянием, а прямо в свое= 084; рубище, в состоянии ветхости, гр= 077;ховности и са­мооболь= ;щения, извергаетсn= 3; вон, во тьму кромешную; в бесовскую прелесть» (1, с. 231).<o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1053;ередко люди, находящиесn= 3; в духовной прелести, прикрывают свою гордын = 02;, ложным, словесным сми­рением. Потупленныk= 7; глаза, черны= 081; платок, внеш= 085;е покаянные слова - часто скрывают ст = 88;ашную духов­ную гордыню. Помню одну монахиню, которая люб = 80;­ла повторять, что она грешная и вс= 077; своим видом вы­казывала воплощенноk= 7; смирение, пр= 080; этом «естествен­= но», окружающим полагалось восхищатьсn= 3; ее духовно­с= ;тью и убеждать ее, что она почти свята = 03;. Когда для проверки ее внутреннегl= 6; состояния е = 81; заметили: «п= 086;­чему же она такая грешная? Неужели столько лет на­прасно подвизаетсn= 3;?» - вопрошающеk= 5;о покрыла такая буря гнева, что он и не рад был, что задал такой вопро = 89;.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1057;остояние людей, находящихсn= 3; в бесовской = 087;реле­сти бывает очен = 00; разнообразl= 5;о, соответствm= 1;я той стра­сти= ;, которою человек обольщен и, соответствm= 1;я той степени, в которой человек порабощен э = 90;ой страсти.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1063;асто прелесть возникает и от неправильнl= 6;го об­раза молитвы. Как пишет святитель Игнатий: <span class=3DGramE>&laq= uo;Самый опасный неправильнm= 9;й образ молит = 74;ы заключаетсn= 3; в том, когда молящийся сочиняет силою воображениn= 3; своего мечт = 99; или картины, заимствуя и = 93;, по-видимому, из Священного Писания, в сущности же из своего собственноk= 5;о состояния, и= 079; своего паде = 85;ия, из своей греховностl= 0;, из своего са= 084;ообольщени&= #1103;, - этими картинами льстит свое = 84;у самомнению, своему тщесла­вию, своему высокоумию, своей гордости, об= 084;анывает себя.... Мечтатель, с первого шаг = 72; на пути моли= 090;­венном, исходит</span> из области истины, вступает в область лжи, &#= 1074; область сатаны, подчиняетсn= 3; произволь­н= о влиянию сатаны" (1, с. 233).</span><= span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1042;оображение= ;, мечтательнl= 6;сть, фантазия - эт&#= 1086; всегда поле деятельносm= 0;и падшего дух = 72;. Недаром, имя фан­тазера было впервы = 77; присвоено <span class=3DSpellE>диаволу</span>. Когда человек начинает надумывать = 80; что-то воображать себе на молитве, он исходит из о= 073;ласти Божественнl= 6;й реальности = 80; впадает в фантазии, в ирреальный мир <span class=3DGramE>сатаl= 5;ы</span> где полностью подпадает в зависимостn= 0; от сил зла. Святые отцы всех времен = 080; народов единогласнl= 6; предупреждk= 2;ли: не вообража = 81;те ничего себе на молитве и не принимай = 90;е никаких чувственныm= 3; или мысленных видений: «Никак не прими, - говорит преподоб­ны= й Григорий <span class=3DSpel= lE>Синаит</span>, - если увидишь <span class=3DGramE>m= 5;то либо</span>, чувст= 074;енными очами или умом, вне или внутри тебя, бу­дет ли то образ Христ = 72;, или Ангела, или какого Святого, или если представитl= 9;я тебе свет... Будь внимат = 77;­лен и осторожен!&ra= quo; (1, с. 233).</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:l= ine'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1054;собенно внимательнm= 9;м и осторожны = 84; должен быть новоначальl= 5;ый, недавно обр = 72;тившийся к молит­венн= ;ому деланию христианин. Как указыва = 77;т святи­тель Игнатий: «Склоняетсn= 3;, влечется наше свобод = 85;ое произволенl= 0;е к прелести: потому что всякая прелесть льстит нашему самомнению, нашему тщеславию, нашей гордости. Бе= 089;ы находятся вблизи и окр= 091;жают новоначаль­= ных и самочинны = 93;, распростирk= 2;я сети помысл = 86;в и <span class=3DSpellE>пагубн = 99;хмечтаний<span class=3DGramE>,у</span>страив = 72;я</span> пропасти падений»(1,с. 233). Надо всегда помнить, что началом прелести является гордость, а к&#= 1086;нцом ее бывает ещ= 077; большая гордость. Дл= 103; гор­децов не существует авторитетоk= 4;, они никогда не прислушиваn= 2;тся к советам, а при обличении страшно раздражаютl= 9;я и гневаются. Это - явные признаки человека, находящегоl= 9;я в прелести.</span><sp= an style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>Та= к же прелесть = 02; считается и поиск высок = 80;х ду­ховных состояний и переживаниl= 1; во время мол= 080;твы. Человек ище = 90; не покаяния, испрашиваеm= 0; не прощения грехов, а жаждет переживаниl= 1; наслаждениn= 3; и востор­га. Поиск подобных состояний, постепенно = 89;тановит­ся целью молитвы. Как правило, человек нах = 86;дящий­ся в таком роде прелести бывает не только гнев = 77;н и раздражит = 77;лен в случае критики его «видений и пере­живани= й», но и еще подвластен бесу сладос = 90;растия, и различным тайным блудным грехам.<o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1044;ля второго род = 72; прелести, называемогl= 6; у святых отцов «мнением», характерно, как пишет свят. Игнати= 081; то, что: «Одержимый этой прелес = 90;ью мнит о себе, сочинил о себе «мнение», чт= 086; он имеет многие добр = 86;­детели и достоинствk= 2;, - даже, что обилует дар = 72;ми Свя­того Духа (1, с. 245). Само мнение составляетl= 9;я из лож­ных понятий и ложных ощущений. <span class=3DGra= mE>Молящийся</span>, стре­мясь раскрыть в сердце ощущения нового человека и н= 077; имея на это никакой воз = 84;ожности, заменяет их ощу­щениями своего сочинения, поддельнымl= 0;, к которым не замедляет присоединиm= 0;ься действие падших духо = 74;. Признав неправильнm= 9;е ощущения за истинные и бла­годатны= е, <span class=3DGramE>впавший</span> в прелесть, получает соответствm= 1;­ющие ощущениям ложные понятия. То есть он начи&sh= y;нает чувствоватn= 0;, мыслить и совершать поступки, не&sh= y;адекватные раздражитеl= 3;ям окружающей среды. Зача­l= 9;тую он начинает воображать себя, как бы центром все = 81; вселенной, фактором, который, без= 091;словно, вли­яет на весь окружающий мир. По его молитве обя = 79;а­тельно «совершаютl= 9;я чудеса», даж= 077; если они на самом деле и не совершаютсn= 3;. Все животны = 77; непременно его любят и к нему тянутс = 03;, ему часто являются святые и ангелы, бесы трепещут пр = 80; его появлении. <span class=3DGramE>Прельщен­= ный</span> начинает жить в своем особом мире, реально не существующk= 7;м и не видимом ни для кого другого. Причем, переубедитn= 0; его или объяснить гибельностn= 0; данного состояния, практическl= 0; невозможно. Священник, попытавшийl= 9;я это сделать, объявляетсn= 3; или мало духовным ил = 80; орудием бесов, давящим на «свя­того» (имеется в виду сам прельщенныl= 1;).</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1050;ак это ни удивительнl= 6; и ни печально, но часто находятся люди, которы= 077; верят в «святость» прельщен­но= го, становятся его духовными детьми и сле= 076;уют за ним по пути к верно= 081; гибели. Подчеркну еще раз, наш современниl= 2;, воспитанныl= 1; на идеалах гордости и самомнения, часто, даже придя к вере, продолжает искать того, что тешит ег= 086; самость. И, конечно же, для такого человека, быть чадом «святого» очень заманчи­во. <span class=3DGramE>Не раз мне приходилосn= 0; видеть, как за подобным = 80; <span class=3DSpellE>младоста = 88;цами</span> и <span class=3DSpellE>младос = 90;арицами</span> тянулись сотни по­кло= ;нников и поклонниц, готовых расправитьl= 9;я со вся­ким, кто усомнится в «святости» их идола.</span></span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1045;ще в 19 веке <span class=3DGramE>св&= #1103;т</span>. Игнатий Брянчаниноk= 4; писал: «Зараженныk= 7; прелестью «мнения» встречаютсn= 3; очень часто. Всякий, не имеющий сокрушенноk= 5;о духа, при­знk= 2;ющий за собой какие бы то ни было заслуги, вся&sh= y;кий не держащийся неуклонно учения Прав = 86;славной Церкви, но рассуждающl= 0;й о каком-либо догмате, или предании произвольнl= 6;, по своему усмотрению, или по учени= 102; <span class=3DSpellE>инославl= 5;ому</span>, находится в этой прелес­= ;ти. Степенью уклонения и упорства в уклонении определяетl= 9;я степень прелести (1, с. 247). Отсюда раз­л= ;ичные ереси, расколы в православиl= 0; и на сегодня= 096;­ний день. Отсюда и такое количество маленьких групп, признающих = 72;вторитет только свои = 93; «старцев». Н= 086; са­мое страшное, чт= 086; на таком род= 077; верующих сб = 99;ваются слова Христ = 72;: «Если слепо = 81; ведет слепо = 75;о, то не оба ли упадут в яму?». А яма эта, имеет конкретное назва­ние - а = 76;.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>Лю= ди, зараженные прелестью мнения, част= 086; быва­ют внеш= ;не смиренномуk= 6;ры, строго придерживаn= 2;тся православнl= 6;го обряда, несу= 090; определеннm= 9;й молитвен­ны= й подвиг. Но все это внешнее, показное. Не= 086;дно­кратно мне приходилосn= 0; наблюдать женщин, кото= 088;ые, <span class=3DGramE>придя к кому-либо в гости</span>, вдру= 075; вскакивают = 80; начи­нают «долбить» какой-нибуд = 00; акафист, взятый ими самочинно себе в правило. Или не считаясь = 089; общим настр = 86;ем и собравшейсn= 3; публикой, предлагают немед­ленно начать молиться, пр= 080; этом первым = 80; воздевают руки к небу, вздыхают и издают подо = 73;ие плача. Из раз&s= hy;говоров с такими люд= 100;ми, нередко узнаешь, что свя­тые у ниm= 3; без дела не сидят. Одни помогают им найти утерянные вещи, другие решают семе = 81;ные проблемы, третьи — лечат болезни. В общем - все при деле. За это- «молитвеннl= 0;ца» периодичесl= 2;и «расплачивk= 2;ется» с ними акафи= 089;тами и канонами. Объяснить безумие и ложность такого подхода к духовной жизни прельщен­ны= м, бывает практическl= 0; невозможно.</sp= an><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'><span style=3D'font-size:14= .0pt; color:black;layout-grid-mode:line'>О <i style=3D'mso-bidi-font-style:= normal'>должном отношении к сновиденияl= 4;</i></span></b><b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'><span style=3D'font-size:14.0pt;layou= t-grid-mode: line'><o:p></o:p></span></b></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1054;дним из путей, приводящих человека в состоя­ние прелести, а значит и в духовную погибель, являет­ся вера в проро= 095;еский характер сновидений. Как ука­зыва= ;ют святые отцы, сновидения могут иметь своим основанием три источника:</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>1. Естественнl= 6;-природный.</span><= span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>2. Демоническl= 0;й.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>3. Божественнm= 9;й.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>1 .Как свидетельсm= 0;вуют современныk= 7; научные дан­= ;ные, сны человек видит в фазу так называе = 84;ого «быс­трого сна», когда мозг усиленно функционирm= 1;ет, пере­рабаты= вая, полученную за день информацию = 80; впе­чатлени= я. Если челове = 82; просыпаетсn= 3; в этой фазе, то он помнит, то, что ему снилось. Есл= 080; же просыпаетсn= 3; в фазе «медленногl= 6; сна», то не помнит, виденных сн = 86;­видений. Большей частью человеческl= 0;е сны имеют именно тако = 81;, естественнl= 6;-природный характер, ко= 075;­да их содержание определяетl= 9;я полученнымl= 0; за день впечатлениn= 3;ми и физиологичk= 7;ским состоянием орга­низма.</span= ><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>2. Как указывает свят. <span class=3DGramE>Игн = 72;тий Брянчаниноk= 4; (При­ношение современноl= 4;у монашеству.</sp= an> <span class=3DGramE>СПб, <st1:metricconverter ProductID=3D"1905= г" w:st=3D"on">1905 г</st1:metricconverter>., с. 347):</span> «Демоны, име= 103; доступ к душам нашим во время бодрствоваl= 5;ия нашего, имею= 090; его и во время сна. И во</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'= > <span style=3D'color:black'>время сн= 072; они искушаю = 90; нас грехом, примешивая = 82; на­шему мечтанию свое мечтание. Также, усмот= 088;ев в нас внимание к снам, они стараются придать нашим снам занимательl= 5;ость, а в нас возбу&#= 1076;ить к этим бредням большее внимание, вв= 077;сти нас мало-помалу = 074; доверие к ним. Такое до&#= 1074;ерие всегда сопряжено с самомнени­е= м, а самомнени = 77; делает наш умственный взгляд на на= 089; самих ложны = 84;, отчего вся деятельносm= 0;ь наша лишает­= ;ся правильносm= 0;и: это-то демонам и надо». Как далее показывает святитель, человек, вер= 091;ющий снам, ста­ноk= 4;ится бесовской игрушкой и может быть д= 086;веден бе­сами до сумасшествl= 0;я или самоубийстk= 4;а.</span><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>3. Сны, имеющие Божественнl= 6;е происхождеl= 5;ие крайне редк = 80;, и посылаютс = 03;, как правило, только пра­в= ;едным людям и в исключителn= 0;ных случаях. У св&#= 1103;тых, как говорит тот же святитель: «Естество, обновленноk= 7; Святым Духо = 84;, управляетсn= 3; совершенно иными зако­н= ;ами, нежели есте = 89;тво падшее и <span class=3DSpellE>= 082;оснящее</span> в своем па­дk= 7;нии. Правитель человека обновленноk= 5;о - Святой Дух. И в бодрствоваl= 5;ии и во сне они пребывают в Господе, вне греха, вне земных и пло= 090;ских помышле­ний и мечтаний. Помышления = 80; мечтания их, находя­щиес= я во время сна вне управле = 85;ия разумом и волею человеческl= 0;ми<span class=3DGramE>,.... </span>действу= ;ют в них под водительстk= 4;ом Духа, и снови&#= 1076;ения таких людей имеют духовное зн = 72;­чение (8, с. 350). Как считают святые отцы, сновиде­ния, посылаемые Богом, несут в себе самих неотрази­мо= е убеждение. У праведникоk= 4; по поводу таких снов н= 077; возникает н = 80; малейшего сомнения. И это убежде­н= ;ие, понятное дл = 03; святых, непостижимl= 6; еще <span class=3DGramE>для</span> нахо­дящихс= я в борьбе со страстями.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>Ит= ак, поскольку праведными = 80; святыми мы с вами не являемся, то сны наши имеют, как правило, ест= 077;­ственно-пр&#= 1080;родный или демоническl= 0;й характер. По&sh= y;этому доверять им явно не стоит.<o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'><i style=3D'mso-bidi-font-s= tyle: normal'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>= Об осторожносm= 0;и при чтении святоотечеl= 9;кой литературы</spa= n></i></b><b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'><span style=3D'font-size:14.0pt;layou= t-grid-mode: line'><o:p></o:p></span></b></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1050;ак мы уже писал= 080; выше, чтение святоотечеl= 9;кой литературы, является необходимыl= 4; компонентоl= 4; на пути нашего спасения. Но и здесь нас подстерегаn= 2;т сети лукавого. Часто, <span class=3DGramE>но = 74;оначальный</= span>, читая произве­ден= ия отцов-пусты = 85;ников, явившиеся плодом их мн= 086;­голетних подвигов в пустынножиm= 0;ельстве, хорошо за­по= ;минает все сказанное. С= 086; временем ем = 91; начинает казаться, чт= 086; все писанно = 77; святыми отц = 72;ми усвоено им и принадлежиm= 0; ему по праву. Он даже пытается подражать отцам-пусты = 85;никам в каких-то формах внешнего поведения. Но, страстно= 089;ть и греховностn= 0; по-прежнему живет в человеке, который уже начина­ет желать видений, откровений, переживаниl= 1;, свой­ственн= ых людям святы = 84;. Такое состояние есть начало прелести.<span style=3D'mso-spacerun:yes'>  </span>При чтении святых отцо = 74; надо всегда по­мнить свой духовный уровень, место своег = 86; житель­ств= 072;, социальную = 80; семейную обстановку вокруг себя. Каждый должен вест = 80; духовную жи = 79;нь соответствm= 1;ю­щую своей мере. <span class=3DGramE>Смешно и печально видеть, как чело­век, живущий в миру и ходящий на мирскую раб = 86;ту, пытается подражать отцам-пусты = 85;никам в посте, в молит­ве, внешнем поведении.</span> Это бывает н= 077; только не полезным, но даже и гибел= 100;ным. Ибо возогреваеm= 0; в человеке гордость и чувство <span class=3DGramE>l= 9;воей</span> самоисключl= 0;тельности.</span><s= pan style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1050;роме того, по словам <span class=3DSpellE>с = 74;т</span>. <span class=3DGramE>Игнатия, чтение святых отцо = 74;, может вызва = 90;ь у новоначальl= 5;ых эффект тоталь­ного подражания.</sp= an> <span class=3DGramE>«Если книга преподает, - пишет святитель, - с&= #1086;веты о безмолвии = 080; показывает оби­лие духовных плодов, собираемых = 74; глубокой пу = 89;­тыне, то в новоначальl= 5;ом непременно явится силь­= ;нейшее желание удалиться в уединение, в безлюд­ную пустыню.</span> Если книга говорит о безусловноl= 4; по­слушании под руководствl= 6;м духоносногl= 6; отца, то <span class=3DGramE>в</s= pan></span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span class=3DGramE><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layo= ut-grid-mode: line'>новоначаль= ;ном непременно явится жела = 85;ие строжай­шег= о жительства = 74; полном повиновениl= 0; старцу.</span></span><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'> Бог не дал нашему времени ни того, ни другого из этих жительств» (8, с. 53-54).</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:lin= e'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1050; сожалению, слова святителя особо актуа = 83;ьны в наше время. Настоящих старцев, которым можно было б= 099; полностью предаться в послушание - нет, пустын­l= 5;ожительств= 086; тоже невозможно. Поэтому, как указывает подвижник благочестиn= 3; 19 века, духовн= ое житель­ство «основываеm= 0;ся на руководствk= 7; в деле спасе= 085;ия Священным Писанием и писаниями с = 74;ятых отцов, при совете и назидании, заимствуемm= 9;х от современныm= 3; отцов и братии» (8, с. 76).</span><= span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'><span style=3D'font-size:14= .0pt; color:black;layout-grid-mode:line'>О <i style=3D'mso-bidi-font-style:= normal'>ревности душевной и телесной</i></span></b><b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'><span style=3D'font-size:14.0pt;layou= t-grid-mode: line'><o:p></o:p></span></b></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>Об= щей болезнью новоначальl= 5;ых христиан, яв= 083;я­ется неуемное желание проповедовk= 2;ть христианскm= 1;ю веру к месту и не к месту, строго обли = 95;ать окружаю­щих их людей за неверие и неправильнm= 1;ю жизнь. При­чk= 7;м, когда их проповедь н = 77; принимаетсn= 3;, а сами они подвергаютl= 9;я насмешкам и оскорблениn= 3;м, прозелиты почитают себя <span class=3DGramE>стрk= 2;дающими</span> за веру, за Христа. В результате чего могут в= 086;зникнуть горделивые мысли о свое= 081; особенностl= 0;, избранностl= 0; - что может послу­жить толчком к развитию прелести. Ка= 082; указывает свят. Игнати= 081; Брянчаниноk= 4;: "...источники (авт.- душевной ревности) суть самомнение = 80; гордость. Он= 072; заключа­етс= я в более или менее жестком <span class=3DGramE>l= 6;суждении</span> и обличе­нии ближних в их нравственнm= 9;х погрешностn= 3;х и в погрешностn= 3;х против церковного благочиния... Рев­ность плотского мудрования всегда сопр = 03;жена с разгореченl= 0;ем крови, с нашествием = 84;ногочислен&#= 1085;ых помыслов и мечтаний. Последствиn= 3;ми слепой и не­k= 4;ежественно= 081; ревности, если ближни = 81; ей воспроти­= ;вится, обыкновеннl= 6; бывает негодованиk= 7; на него, <span class=3DSpellE>п&#= 1072;мятозлобие= </span>, мстительноl= 9;ть в различных видах, а если покорится - тщеславие довольства собою, возбу= 078;де­ние и умножение наших высокоумия = 80; самомнения (8, с, 275-278).</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:l= ine'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1063;асто у новоначальl= 5;ых побудительl= 5;ым мотивом такой душев = 85;ой ревности, является слепое следование примерам известных святых, особенно в и= 093; жестком обличении еретиков и нечестивых. = 053;екоторые, вспо­минают и<span class=3DGramE> С</span>амогl= 6; Иисуса Христа, который взя = 74; бич, изгнал торгующих и продающих и = 79; Иерусалимсl= 2;ого храма. Необходимо сразу отметить, чт= 086; эта ревност = 00; духовная, им= 077;ет совершенно иную природ = 91;, чем выше нам= 080; рассмотренl= 5;ая ревность душевная. Ка= 082; указыва­ет тот же святитель: «Плотское мудрование, = 087;оражая бревном согрешающеk= 5;о ближнего, вс= 077;гда смущает его, нередко губит, никогда не приносит и н= 077; может при­не= ;сти пользы, нисколько н = 77; действует н = 72; грех. Напро­m= 0;ив того, духовное мудрование действует исключителn= 0;­но на душевный недуг ближнего, исцеляя и сп= 072;сая его. <span class=3DGramE>Дост = 86;йно замечания, что по стяжании духовного р = 72;­зума, недостатки = 80; погрешностl= 0; ближнего, на= 095;инают казаться весьма маловажнымl= 0;, как искупле = 85;ные Спа­сителем и удобно врачуемые покаянием - те самые пог= 088;ешности и недостатк = 80;, которые плотскому разуму казались необъятно великими и в= 072;жными».</span> Также, по словам святых отцо = 74;, святой обли = 95;ает грешника, толь­ко по прямому указанию Духа Святог = 86;, ради спасен = 80;я его души. Он никогда не имеет цели унизить или ос­корбить грешника, им всегда руководит только любовь.</span><span style=3D'font-size:= 14.0pt; layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'><span style=3D'font-size:14= .0pt; color:black;layout-grid-mode:line'>О <span class=3DSpellE><i style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>неспа= 089;ителъности<= /i></span><i style=3D'mso-bidi-font-style:normal'> естественнm= 9;х человеческl= 0;х добродетелk= 7;й</i></span></b><b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'><span style=3D'font-size:14.0pt;layou= t-grid-mode: line'><o:p></o:p></span></b></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1042; нашем современноl= 4; обществе широкое рас = 87;рос­транен = 80;е получили идеи гуманизма и, так называе = 84;ых, общечеловеm= 5;еских ценностей. В них воспеваетсn= 3; и</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'> <span style=3D'color:black'>возвыша = 77;тся все то, что служит удовлетворk= 7;нию че­ловеческ= их страстей и плотских нужд. Идеали= 079;ируют­ся действия ученых, способствуn= 2;щих техническоl= 4;у прогрессу, действия врачей леча = 97;их человеческl= 6;е тело, прославляюm= 0;ся люди искусства, умело развлекающl= 0;е и тешащие людские страсти и похоти. Обратите вн = 80;­мание, во всех этих направлениn= 3;х нет ни слова о душе, о духе, о том, что реально наследует вечную жизн = 00;. Все сугубо материализl= 6;вано и направлен = 86; на служе­ние страстям человеческl= 0;м.</span><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1050; сожалению, человек нашего общества, с раннего детства настолько напитываетl= 9;я этим гуманистичk= 7;с­ким духом, что, даже придя к вере, продолжает мыс­лить о вещах духовных с этих, изначально ложных «об­щ= ;ечеловечес = 82;их» позиций. Часто новообращеl= 5;ный ду­мает, что творение добра по мотивам падшего ест = 77;­ства угодно Богу = 080; спасительнl= 6; для души. Свя&#= 1090;ые Отцы Церкви единодушно утверждают - это не так. Важно не столько сам = 86; доброе дело, сколько сам <i style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>мотив, <= /i>по которому он = 86; совершаетсn= 3;.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>Не= обходимо сразу отметить, чт= 086; вопрос этот очень сложный и плохо поним = 72;емый для новоначальl= 5;ого христианинk= 2;. Ибо все его нутро, все его прежние ми­ровоззре= нческие принципы, протестуют против та­ко= ;й оценки плотских добродетелk= 7;й. Например, в на­шем обществе воспевают любовь матери к реб= 077;нку, считают ее самоотвержk= 7;нность и готовност = 00; умереть за свое дитя, высшим проя = 74;лением любви. Но со <span class=3DSpellE><span class=3DGramE>свя-то = 86;теческих</span></span> позиций это выглядит совершенно иначе. Матер= 100;ю здесь движе = 90; голос крови, зов плоти и н&#= 1080;че­го духовного в этом нет. И самка животного т = 72;кже кор­мит и защищает своего детеныша. Другое дело, если та же мать, с такой же любовью и самоотвержk= 7;ннос­тью будет относиться = 82; чужому ребенку, и, те&= #1084; более, к детям врага. Здесь мы видим уже пр= 086;явление любви духовной, когда человек рад = 80; заповеди Христа прес = 90;упает законы своего падшего естества. То же можно ска&sh= y;зать и о любви детей к родителям. Общественнl= 6;е мне­ние высоко оценивает заботу дете = 81; о родителях, кото­рая, кстати говоря, встречаетсn= 3; все реже и ре&#= 1078;е. Но если проявления сыновней любви не явл= 103;ются след­ствием заповеди: «чти отца и мать твою и благо тебе будет и <span class=3DSpellE>д= 086;лголетен</span> будешь на земле», <span class=3DGramE>е = 89;ли</span> почитая сво­= ;их родителей, человек равнодушно относится к горю других пожилых людей, делание его = 085;е имеет цены в глазах Бога.</s= pan><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1042;спомним слова Христ = 72;, сказанные И = 84; в окруже­нии учеников и множества народа: <i style=3D'mso-bidi-font-style= :normal'>«... кто Матерь Моя? И кто братья Мои? И, указав руко = 02;<span class=3DGramE> С</span>воею на учеников Своих, сказал: вот Матерь Моя и братья Мои: ибо, кто будет исполнять в = 86;лю Отца Моего Н= 077;­бесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (<span class=3DSpellE>= 052;ф</span>. 12, 48-50). </i>Эти слова Богочеловеl= 2;а ясно указывают н = 72; со­вершенн= 086; новое духовное отношение, которое отныне должно господствоk= 4;ать между <span class=3DGramE>увk= 7;ровавшими</span> во Хри­ста. Здесь плотскому родству предпочтенl= 0;я не отдает­ся= ;. Православнl= 6;му одинаково родными ста = 85;овятся все люди и особенно свои по вере и духу.</span><span style=3D'font-size:14.0pt; layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1056;ассмотрим теперь несколько иную плоско = 89;ть об­суждаемо= й проблемы, такую как: творение од = 85;их и тех же добродетелk= 7;й, но по разным мотивам. Например, если челове = 82; подает милостыню п = 86; тщеславию, гор­дыне, человекоугl= 6;дию <span class=3DGramE>или</span> желk= 2;я, чтобы Господь воз­= ;дал ему за это материальнm= 9;ми благами - такое доброделанl= 0;е цены в глаза= 093; Бога не имеет. Оно служит стра­= ;стям падшего естества и при многократнl= 6;м повторе­нии, может тольк = 86; усилить гордость и самомнение че­ловека.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1042; глазах Господа цен = 85;о только то доброделанl= 0;е, которое совершаетсn= 3; во имя Христа, ради исполнения Его святых заповедей. Например, я подаю милосты­ню, потому что Господь заповедоваl= 3; любить <span class=3DGramE>бl= 3;ижних</span>,</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'> <span style=3D'color:blac= k'>и по силе своей, помогать им. Святой Игнатий Брянчаниноk= 4; пишет: «Господь повелевает полное отверже­ние падшего естества, ненависть к его побужде = 85;иям, не только к явно злым, но и ко всем без исключения, = 080; <span class=3DGramE>ко</span> мнимl= 6; добрым. Великое бедствие - последоватn= 0; правде падшего естества: с этим сопряж = 77;но отверже­ние Евангелия, отвержение Искупителя, отвержение спасения. <i style=3D'mso-b= idi-font-style: normal'>Кто не возненавидl= 0;т души своей, не может быт= 100; Моим учеником, </i>ск= ;азал Господь. Объясняя вышеприведk= 7;нные слова Господа, <span class=3DGramE> = 42;еликий</span> Варсонофий говорит: "Ка = 82; отрекается от себя человек? - лишь тем, что оставляет естественнm= 9;е желания и по= 089;ледует Гос­поду»... Последованl= 0;е свету <i style=3D'mso-bidi-font-style:normal'= >(авт.- </i>падшего челове­ческ= ого естества, т.е. вышеописанl= 5;ое, плотское жела­ние добра) и развитие ег = 86; в себе, производит = 74; душе совершенноk= 7; <span class=3DSpellE>омрачени = 77;</span> и вполне отчуждает е = 77; от Хри­ста. <span class=3DGramE>Чуждый</span> христианстk= 4;а, чужд Богу (8, с. 45-4= 6).</span><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>Ка= к тут не вспомнить бытующие в православнl= 6;й среде разговоры: «что некоторые мирские люд = 80;, и даже атеисты - лучше многи = 93; христиан потому, что делают добр = 86; людям. И за это, наверно= 077;, тоже спасутся». Страшное заблуждениk= 7;. Не деланием добра спасается человек, а духовным устроением сердца, дела= 102;щим добро по заповеди Господней, просто потому, что человек не может поступать и = 85;аче. Вот, что говорит о данном состоянии п = 88;ельщенных, один из опытнейших духовников = 89;овременнос&#= 1090;и архимандриm= 0; Лазарь: «Во­l= 9;торженност= 100; начинает мнить себя любящею Бог = 72; и человека, начинает много говорить о любви и мило&sh= y;сердии, порывается всячески доказать св = 86;ю любовь «самоотверk= 8;енными» поступками, = 087;ризывает всех лю­бить Бога и ближнего, постоянно укоряет ког = 86;-то в недостатк = 77; этой любви. «Любовь», «милосердиk= 7;», «желание до = 73;ра», «забота о ближнем» - эти слова не сходят с уст таких «праведникl= 6;в». <span class=3DGramE>Но не знают они - как на самом деле далеки эти добродетелl= 0; от них, какой подвиг самоотречеl= 5;ия должна прежде пройти душа, чтобы хоть несколько к ним приблизитьl= 9;я» (Архиман­дри= ;т Лазарь.</span> Ангелу Лаодикийскl= 6;й церкви. <span class=3DGramE>И = 79;д. Сре­тенског= о <span class=3DSpellE>мон</span>., 1998, с. 37).</sp= an></span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'><i style=3D'mso-bidi-font-s= tyle: normal'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>= Об опасности чтения оккультной = 80; еретическоl= 1; литературы</spa= n></i></b><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1050;ак свидетельсm= 0;вуют святые отцы, человек, чит= 072;я книгу любог = 86; содержания, = 074; той или иной степени входит в те состояния и чувства, в которых находился сам автор этой книги. Если, читая Святое<b style=3D'mso-bidi-font-weight:= normal'> </b>Евангелие, мы душой возносимся = 82;<span class=3DGramE> С</span>амому Богу и благодать Все­вышнего обильно изливается на нас, то читая книги еретическоk= 5;о или оккультногl= 6; содержания, мы вступа­ем в общение с силами тьмы. При этом<span class=3DGramE>,</sp= an> с каким бы намерением мы ни читали эти книги, воздействиk= 7; про­исходит все равно. Человек обладает свободой воли и если он произвольнl= 6; отдает свое = 074;нимание области тьм = 99;, то он открываетсn= 3; для ее воздействиn= 3; и посте­пенн= ;о подпадает под демоническl= 6;е влияние.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1042;от как об этом пишет <span class=3DGramE>свn= 3;т</span>. Игнатий Брянчаниноk= 4;: «Истине соприсутстk= 4;ует Дух Святый: Он — Дух исти&s= hy;ны. Лжи соприсутстk= 4;ует и содействуеm= 0; дух <span class=3DSpellE>диав = 86;ла</span>, который - ложь и отец лжи. <span class=3DGramE>Чита = 02;щий</span> книги лжеуч = 80;­телей, приобщаетсn= 3; непременно лукавому, темному дух = 91; лжи. Это да не покажется тебе странным, неверо­ятны= м: так утверждают светила Церковные — = 089;вятые отцы» (1, т. 2, с. 113). О том же свидетельсm= 0;вует и священномуm= 5;еник Петр Дамаскин: «Какая нужд = 72; принять дух = 72; нечистого, вместо Духа Святого? <span class=3DGramE> = 50;то</span> в каком сло­k= 4;е упражняетсn= 3;, тот получае = 90; свойства то = 75;о слова, хотя этого не видят неопытные, как видят имеющие духов­ную опытность» (1, т. 2, с. 113).</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-gri= d-mode: line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1052;ы должны бережно хранить наш = 77; внимание. Во</s= pan><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'> <span style=3D'color:blac= k'>многом человек подобен антенне, настроенноl= 1; на определеннm= 1;ю волну. Молитва, чтение Святого Ева = 85;­гелия, святоотечеl= 9;кой литературы, церковные службы и таинства, настраиваюm= 0; нас, если так условно можно выразиться, на Божестве = 85;ную волну.</span><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1063;тение, не то что оккультной, но и даже мирской литературы (= 082;ак и смотрение телевизора) сбивает нас = 089; духовного настроя. Наверное, многие из веру­ющих заметили на собственноl= 4; опыте, что по&#= 1089;ле не­скольких лет изучени = 03; духовной литературы, чтение мирской начинает вызывать скуку и даже отвраще­ние. И это понятно, вед= 100; в мирской литературе вос­певаютс= я, как правило, страсти падшего чел = 86;вечес­кого естества. И человеку, вкусившему радость об­щ= ;ения с <b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>Богl= 6;м, </b>и ощутившему мерзость греха, пре­тl= 0;т подобное «<span class=3DGramE>чтиво</span>».</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>По= дводя итог данной главе, посвященноl= 1; опасно­сти духовной прелести, та= 082; часто встречающеl= 1;ся в наше время, &= #1093;очется <span class=3DGramE>напомнит= ;ь слова свят</span>. Игнатия Брянчаниноk= 4;а о том, что «все мы - в пре= лести... Пре­лесть есть повреждениk= 7; естества человеческl= 6;го ложью. Прелесть есть состояние всех <span class=3DSpellE>чел = 86;веков</span> без исключе­= ;ния, произведенl= 5;ое падением праотцев наших. Зна­нl= 0;е этого есть величайшее предохранеl= 5;ие от прелес­ти= ;. Величайшая прелесть - признавать себя свобод = 85;ым от прелести&raq= uo; (1, с. 228). Эти слова очень актуа = 83;ьны<span class=3DGramE> Д</span>ля нашего современниl= 2;а. Человека, зачастую, воспи­танно= го на лжи, гордо&#= 1089;ти, самости. И потому так час­то впадающего = 74; прелесть и увлекающегl= 6;ся учениями, которые тешат его падшую природу. Приступая к Православиn= 2;, величайшей святыне нашего народа, воз­k= 4;ращаясь из вавилонскоk= 5;о плена неверия к ро= 076;ным берегам духовной реки, мы долж&#= 1085;ы ясно помнит = 00;, что основанием для нашего спасения может быть только смирение, ст= 103;жаемое в непрестаннl= 6;м покаянии.<o:p></o:p></span>= </p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'><i style=3D'mso-bidi-font-s= tyle: normal'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>= Основные психологичk= 7;ские типы людей, встречающиm= 3;ся на исповеди</sp= an></i></b><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1044;ля облегчения самопознанl= 0;я и лучшей под= 075;отов­ки к исповеди, мы приведем основные психологичk= 7;ские типы кающихся людей <i style=3D'mso-bidi-font-style:normal'= >(В основу типологии поло­жены выдержки из статьи, взятой из настольной книги священнослm= 1;жителя т. <st1:metricconverter ProductID=3D"8, М" w:st=3D"on">8, i= 2;</st1:metricconverter>., 1988, с.371-376). </i>Посколn= 0;ку наша глава посвящена прелести и отклоне­нию от нормы, мы пропускаем раздел о человеке со здоровой совестью и сразу переходим к области патологии.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'><span style=3D'font-size:14= .0pt; color:black;layout-grid-mode:line'>Человk= 7;к с самодовольl= 5;ой совестью. </span></b><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>Дл= я людей <b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal= '>этого </b>типа, независимо от их интеллектуk= 2;льного уров­ня, характерна духовная <span class=3DGram= E>мал</span> о сознательнl= 6;сть и, как следствие е = 77;, - религиозно= 077; самодовольl= 9;тво, ложное ощущение своего духовного благополучl= 0;я. Эти люди не стараются задумыватьl= 9;я над духовными проблема­ми и вообще их <span class=3DGramE>мало</span> что тревожит помимо ежеднев­ных мирских дел. В храм они приходят по традиции, а не по зову своего сердца. Их моральный кругозор ве = 89;ь­ма узок. Потребностl= 0; в духовной жизни у них н&#= 1077;т, а все свое внимание он = 80; сосредотачl= 0;вают обычно <span class=3DGramE>нk= 2;</span> внешнем и пр= 080; том второстепеl= 5;ном. Например, во время центральноk= 5;о места Литургии, ев= 093;аристическ&= #1086;­го канона, когд= 072; требуется наибольшая молитвеннаn= 3; сосредоточk= 7;нность, люди подобного типа, ставят или передаю = 90; свечи, стремятся приложитьсn= 3; к иконам, рас&s= hy;талкивая и отвлекая других молящихся.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1053;а исповеди такой человек обычно перечисляеm= 0; свои мнимые достоинствk= 2; и добрые дел= 072;; легко «кает­= ;ся» в грехах своих ближних, но чаще всего настаивает на том, что у него никаки = 93; особых грехов нет: «Не крал, не убивал, не воровал, жив= 091; честно, а вот меня многие обижают», - и за тем следует перечисленl= 0;е грехов всех знаемых. На всякое обличение д = 91;ховника он отвечает</sp= an><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'> <span style=3D'color:blac= k'>самооправд&#= 1072;нием, общими формулами вроде: «Живу как все; Госп&#= 1086;дь милосерд, Он всех простит».</span><o:p></o:p>= </span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1058;акое состояние свидетельсm= 0;вует о полной духов­ной непросвещеl= 5;ности и чуждости евангельскl= 6;му духу.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-= grid-mode: line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'><span style=3D'font-size:14= .0pt; color:black;layout-grid-mode:line'>Люди с мнительной совестью. </span></b><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>По= добного рода верующие являют собо = 81; полную противополl= 6;жность предыдущемm= 1; типу. Обладатель = 73;олезненно скрупулез­н= ой совести буквально раздавлен сознанием своей гре­хо= ;вности, что делает его духовно слабым, трус= 083;ивым, бесплодным. Он воображает себя носите = 83;ем всевоз­можн= ых грехов, сосудом всякой <span class=3DSpellE>н = 77;чести</span>, покорным рабом <span class=3DSpellE>ди = 72;вола</span> и т.п. Мнительный человек считает себ = 03; богохульниl= 2;ом и часто думает про себя: «Я пропал, все равно буду грешить, потому что н= 077; могу бороться <b style=3D'mso-bi= di-font-weight: normal'>со </b>своими греховными привычками&raqu= o;. <span class=3DGramE>Он боится ответ­ствен= ности за чужие грехи, боитс= 103; ввести ближ = 85;его в какое-нибуд = 00; искушение, и вследствие = 01;того, нередко вообще старается уклониться от общения с людьми.</span> Его преследует страх осквернениn= 3; в помыслах, в вообра­жени= и, во сне (особенно в сексуальноl= 1; сфере). Сюда же относитс = 03; боязнь нарушить пост (оскоро= 084;иться). Мнительносm= 0;ь и страх порождают еще большую ме­лочность, подавляя всякое творческое начало, душе= 074;­ный порыв, зачастую приводит к ханжеству.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1055;остепенно человек с мнительной совестью на­= ;чинает сомневатьсn= 3; не только в себе, но и в ми= лости Божией и в возможностl= 0; спасения дл = 03; себя. Часто впадает в от= 095;аяние и отходит от Церкви.</span><span style=3D'font-size:= 14.0pt; layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt'><b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'><span style=3D'font-size:14.0pt;color= :black; layout-grid-mode:line'>Ложные мистики. </span></b><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>К этой категории людей чаще всего относятся христиане, ранее занимавшиеl= 9;я ок­культизм= ом во всех его проявленияm= 3;, йогой или во= 089;­точными единоборстk= 4;ами. Придя к православнl= 6;й вере, они сохранили в себе душевную по = 88;чу, невидимую связь с миро= 084; падших духо = 74;, с которыми вошли в кон­m= 0;акт в дохристианl= 9;кий период свое = 81; жизни. Кроме того, ранее усвоенные оккультные методики (медитации, концентрацl= 0;и внимания и т.п.), настолько вошли в со­зl= 5;ание индивидуумk= 2;, что постоянно проявляютсn= 3; в его ре­лигl= 0;озной жизни. Некоторые, и= 079; бывших учен = 80;ков гуру, пы­таюm= 0;ся соединить молитву с позами <span class=3DSpellE>х = 72;тха</span> йоги, использо­ва= ть навыки аутогенной тренировки для достиже = 85;ия молит­венны= х состояний, соединить м = 72;ниакальную заботу о теле, чистке энергетичеl= 9;ких меридианов, = 089; православнl= 6;й тради­цией покаяния.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1042;се это являетс = 03; невозможныl= 4; и гибельным: &l= aquo;Не мо­жет из одного и тог= 086; же источник = 72; течь горька = 03; и сладкая вода<span class=3DGramE>..... </span>Не= льзя служить Бог = 91; и мамоне.... Какое может быть общени = 77; у Христа с <span class=3DSp= ellE>диаволом</span>?»= ;. По этому поводу уместно привести слова одног = 86; известного духовника: «Йога подоб = 85;а человеческl= 0;м испражнениn= 3;м, скрытым под = 074;оро­хом одежд, сразу не видно, но пахнет ужасно».</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1044;а, это - духовный запах смерт = 80;. Приходя к пр= 072;восла­вию, подобный человек должен обязательнl= 6; пройти чин отречения о = 90; оккультизмk= 2; и никогда больше, ни под каким предлогом н = 77; вспоминать старое. Част= 086; у ложных мисти­ков, после прихода к вере, еще несколько лет продолжают­= ся ложные видения, слышатся голоса, ощущается воздей­стви= е на тело. Иногда появляются ночные стра = 93;ования, им кажется, что кто-то их душит или наоборот, несчастнымl= 0; ощущается сильное благоуханиk= 7;, или даже «ангельскоk= 7;» пение. Новообращеl= 5;ный должен помнить, что все это вов­l= 9;е не Божественнm= 9;е дарования, которые являются резуль­тато= м якобы его особой избранностl= 0;, а страшные послед­стви= я прежних заблуждениl= 1;.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1058;олько понимание своей греховностl= 0;, покаяние и сми­рение, отказ от всего прежнего оккультногl= 6; опыта, могут спасти такого человека. Иначе после = 76;ний быстро впадает <span class=3DGramE>k= 4;</span> «мнение» (ро= 076; прелести, описанной выше) сходит= 077; ума или кончает жизнь самоубийстk= 4;ом.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'><span style=3D'font-size:14= .0pt; color:black;layout-grid-mode:line'>Люди <span class=3DSpellE>малоцерк = 86;вные</span> и не церковные. Случается, </span></b= ><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>чт= о к аналою подходят люди, крещеные в младенчестk= 4;е, но в сознательнl= 6;м возрасте утратившие связь с Церк= 086;вью</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1080;ли крещеные во взрослом состоянии, н= 086; еще полност = 00;ю мирские. При исповеданиl= 0; таких людей священник неред­ко наталкиваеm= 0;ся на какую-то <span class=3DGramE>внутреннk= 7;ю</span> закрытость, не­желание раскрыть свою душу перед священнослm= 1;жителем.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1057;лучается, что человек (как правило, молодой) прихо­дит на исповедь по просьбе или совету стар = 96;их близких ему людей или по какой-то семейной традиции, ил= 080; даже личном = 91; желанию, но б&#= 1077;з соответствm= 1;ющей подготовки = 80; с неясным представлеl= 5;ием о смысле происходящk= 7;го и внут­ренне= ;й неготовносm= 0;ью к покаянию. Для такого человека ха­= ;рактерно: недоверие к духовнику, застенчивоl= 9;ть, скрыт­ность. Такой человек переживает = 74; этот момент глубокий душевный кризис, так как весь его предшествуn= 2;щий жиз­ненный опыт, отказываетl= 9;я служить ему. Рассудок ег = 86; противится такому резкому переходу из сферы привы = 95;ных жи­тейских умозрительl= 5;ых схем в сферу Божественнl= 6;й Исти­ны, непостижимl= 6;й плотским разумом. Но если потреб = 85;ость духовной жизни нашла место в его сердце, то со временем он обязательнl= 6; начнет воцерковляm= 0;ься.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt;backgro= und: white'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>&= #1053;о есть и друга= 103; разновидноl= 9;ть не церковны = 93; людей. Так, иногда, к священнику на исповедь = 087;одходят люди, которы= 077; «спокойно» признают, чт= 086; им, собственно, нечего сказать духовнику, что они не понимают смысла таинства По = 82;аяния и не верят в его благодатнуn= 2; силу. Часто они говорят, что они и в Бога не веря= 090; по-настояще = 84;у, а пришли в храм по настоятельl= 5;ой просьбе родственниl= 2;ов (например, Для крещени = 03; младенцев) или так просто, на всякий слу­ч= ;ай. Духовная жизнь у таки= 093; людей еще явно не началась и надо молить Бога, чтобы Он привел их к вере и покаянию.</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt'><b style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'><span style=3D'font-size:14.0pt;color= :black; layout-grid-mode:line'>Психоло= 075;ия покаяния. </span></b><span class=3DGramE><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:= line'>Одним из самых распростра­= ненных недостаткоk= 4; у кающихся, которые вст = 88;ечаются на исповеди, является формализм покаяния.</span></span><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'> Когда повторяютсn= 3; привычные слова «дело = 84;, словом, помышлениеl= 4;» и не зат­рагl= 0;вается само сердце исповедникk= 2;. И это страшно, пот= 086;му что известн = 86;, что неподвижноl= 9;ть в духовной жизни, как бы начинает мстить за себя. Преодолеваn= 3; сопротивлеl= 5;ие нашей падше = 81; природы и врага рода человеческl= 6;го, мы должны хоть понемногу, н= 086; всегда продвигатьl= 9;я вперед от исповеди к исповеди. А иначе, волны жи­тейского моря непременно отбросят на = 89; назад. Пусть мы прочли перед исповедью все положен = 85;ые молит­вы и нk= 7; обидели <span class=3DGramE>k= 3;лижнего</span>, но не подкралась ли к нам незаметно гордость, не овладело ли нами тщеславие, самолюбие, осуждение, эгоизм? Мы покаялись в гор­дости, нk= 7; нарушили поста, но не окаменело л = 80; наше сердце = 082; окружающим людям, не испытываем ли мы безразличиk= 7; ко всему окружающемm= 1;, не видим ли мы вместо ли= 094; и глаз на нас обращенных, просто сутолоку надоевшей толпы? Последнее искушение очень часто настигает людей вполн = 77; церковных и настигает как раз в храме за молитвой. Разве нам не случалось видеть, как на людных богослуженl= 0;ях иные прихожане бес­церемон= но расталкиваn= 2;т других, чтоб= 099; послушать проповедь о любви к <span class=3DGramE>б = 83;ижнему</span>?</span><span style=3D'font-size:14.0pt;layout-grid-mode:line'><o:p></o:p></span></p> <p class=3DMsoNormal style=3D'text-align:justify;text-indent:21.3pt'><span style=3D'font-size:14.0pt;color:black;layout-grid-mode:line'>Ко= нечно, искушения могут быть и не столь оче= 074;ид­ны. Но надо помнить, что кроме поступков, е= 089;ть еще и слова, которые могут быть греховными. Есть еще и помыслы, которые как раз более всего выражают та = 81;­ную суть человека. Главным показателеl= 4; правильной духовной жизни человека, согласно святоотечеl= 9;кому учению, является «видение своих грехо = 74;, бесчислен­н= ых как песок морской». Недаром все святые назы = 74;а­ли себя великими грешниками. = 048; они были сов= 077;ршен­но искренни в своем исповеданиl= 0;. Ибо святому совер­шенно= <span class=3DGramE>чужды</span> всякая ложь = 080; лицемерие. Просто под дей­ствием благодати, человек начинает совершенно ясно видеть себя глазам = 80; Бога. Видеть любую пылинку и не&sh= y;чистоту в своей душе. А грешник пребывающиl= 1; во мра­ке неведения, н= 077; видит и не ощущает даж = 77; грубых пре­г= ;решений. Поэтому показателеl= 4; нашего духовного здо­ровья, прежде всег = 86;, является видение сво = 80;х грехов, не­нk= 2;висть к ним, и искренностn= 0; покаяния.</span><span style=3D'font-size:14.0pt'><o:p></o:p></span></p> </div> </body> </html>