MIME-Version: 1.0 Content-Location: file:///C:/084A6CF0/file5280.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii" ПРЕП

Преп. Иоанн Лествичник. Лествица, возводящk= 2;я на небо.

М.: «Л= 077;ствица», 1999.

 

Степ= 077;нь 8. О безгне&= #1074;ии и кротости.<= /o:p>

Степ= 077;нь 9.О памято&#= 1079;лобии.

Степ&#= 1077;нь 10. О злословии и клевете.

СТЕП= ;ЕНЬ 30. О союзе трех добродетелk= 7;й, то есть о вере, надежд= 077; и любви

 

 

 = ;

&#= 1057;ТЕПЕНЬ 8

О безгне= вии и кротости

 

1. Как вода, мало-помалу возливаемаn= 3; на огонь, совершенно угашает его, так и слеза истинного плача угашает всякий пла­м= ;ень раздражитеl= 3;ьности и гнева. Потому скаж = 77;м теперь по порядку о безгне­вии.

2. Безгневи = 77; есть ненасытное желание бесчестий, как в тщесла= 074;ных людях бывае = 90; бесконечноk= 7; желание похвалы. = 041;езгневие есть победа над естеством, нечувствитk= 7;ль­ность к досажденияl= 4;, происходящk= 2;я от подвигов = 080; потов.

3. Кротость безгневия есть молчание ус = 90; при смущени = 80; сердца; сред= 080;на — мол­чание помыслов пр = 80; тонком смущении души; а конец — непоколебиl= 4;ая тишина при дыхании нечистых ветров.

5. Гнев есть воспоминан&#= 1080;е сокровенноl= 1; ненависти, т= 086; есть пам = 03;тозлобия. Гнев есть желание зла огорчившk= 7;му. Вспыльчивоl= 9;ть есть безвременнl= 6;е воспаление сердца. Огорчение есть неприятное чувство, гне= 079;­дящееся в душе. Раздражитеl= 3;ьность есть удо = 73;опреклонно&#= 1077; движение нрава и безо= 073;­разие души.

6. Как при явлении света исчезает тьма, так и от благовония смирения истребляют­= ся всякое огорчение и раздражитеl= 3;ь­ность.

7. Некоторые, будучи склонны к ра= 079;­дражитель= 085;ости, нерадят о врачевани = 80; и истреблен = 80;и сей страсти; но сии жалки= 077; не размышля = 02;т о сказанном: ...устремлени&#= 1077;... ярости его падение ему (Сир. 1, 22).

8. Быстрое движение жернова в одно мгновение может стереть и истребить больше душевной пшеницы и плода жизни, нежели медленное о = 73;ращение другого в течение целого дня; посему мы и д&#= 1086;лжны благора­зум= но внимать себ = 77;. Иногда плам = 03;, вдруг разду = 74;аемое сильным ветром, более, нежел= 080; продолжитеl= 3;ьный огонь, со= 078;игает и ис­требляе= ;т душевную ниву.

9. Не должно быть от нас сокрыто, о друзья, и то, ч= то иногда во время гнева лукавые бес = 99; скоро отход = 03;т от нас с тою целью, чтобы мы о великих &#= 1089;трастях вознераk= 6;ели, как бы о маловажных, и нако­не= ;ц сделали болезнь сво = 02; неисцель = 85;ою.

10. Как твердый = 080; остроугольl= 5;ый ка­мень, сталкиваясn= 0; и соударяяс = 00; с другими ка= 084;нями, лишается всей своей угловатостl= 0;, неровности = 80; шероховатоl= 9;ти и делается круглови = 76;ным: так и челове= 082; вспыльчивыl= 1; и упорный, обращаясь с другими грубыми людьми, получает од = 85;о из двух: или терпе­нием исцеляет язву свою, или отступает, и таким обl= 8;азом очевидно познает сво = 02; не­мощь, которая, как в зеркале, явится ему в малодушном его бегстве.

11. Гневливый человек, по временам произвольнl= 6; увлекаясь  этою  ст= ;растию, потом уже от навыка и невольно побеждает­с= я, и сокрушаетсn= 3; ею.

12. Ничто так не противно кающимся, ка= 082; смущение от раздражитеl= 3;ьности, пото­му что покаяние требует великого смирения, а раздражитеl= 3;ьность есть знак великого во = 79;ношения.

13. Если призна = 82; крайней кротости со­= ;стоит в том, чтобы и в присутствиl= 0; раздра­жающ= его сохранять тишину сердечную и залог любви = 082; нему; то, без сомнения, край­няя степень гневливостl= 0; обнаруживаk= 7;тся тем, что человек наедине сам = 089; собою сло­ва= ;ми и телодвиженl= 0;ями как бы с оскорбив­ши= м его препираетсn= 3; и ярится.

14. Если Дух Святой называется = 80; есть мир душ= 080;, а гнев есть возмущение сердца: то ничто столько не препятствуk= 7;т прише­ствию в нас Духа Святого, как гневли­вост= ь.

15. Нам известн = 99; премногие злые по­рожд= ;ения гнева; одно только невольное исчадие оного, хотя и побочное, бывает для нас полезно. Ибо я видел людей, которые, вос= 087;ламенившис&= #1100; неистовым гневом, из­вk= 7;ргли давнее п = 72;мятозлобие, скрывавшееl= 9;я  внутри их, и таким образ = 86;м страстиn= 2; изба­вились от страсти, получив от оскорбивше­= го или изъявление раскаяния, или объясне = 85;ие относительl= 5;о того, о чем долго скорбели. И видел опять таких, ко = 90;орые по-видимо­му являли долготерпеl= 5;ие, но безрассуднl= 6;е, и под покровом молчания скрывали внутри себя памятозл = 86;бие; и я счел их окаяннейши= ;ми неистовых, потому что они белизну голубя омра = 95;али как бы некоторою черно­тою. Много потребно на = 84; тщания против сего змия (то есть гнева и п= 072;мятозлобия<= /span>), потому что и ему, как змию плотской похо­ти, содействуеm= 0; естество.

16. Видел я людей, которые, прогневав­ш= ись, отвергали пищу от досады; и сим безрассуднm= 9;м воздержаниk= 7;м яд к яду при­ = 83;агали. Видел и других, кото= 088;ые, как бы бл= 072;гословною причиною, воспользовk= 2;вшись гневом свои = 84;, предавалисn= 0; многояде = 85;ию, и из рва падали в стремнину. Наконец, видел я и раз&#= 1091;мных людей, которые, подобно хорошим вра = 95;ам, растворив т = 86; и другое, от умеренного = 91;тешения, данного тел = 91;, полу­чали весьма великую пользу.

17. Иногда умеренное песнопение ус­пешно успокаиваеm= 0; раздражитеl= 3;ьность, а иногда, если оно безмерно и безвременнl= 6;, способствуk= 7;т сластолюбиn= 2;. Итак, будем пользоватьl= 9;я им, рассудителn= 0;но избирая приличные времена.

18. Сидя по некоторой нужде, близ келлий безмолвствm= 1;ющих мужей, я слышал, как они от досад= 099; и гнева наедине злились, как куропатки в клетках, и на огорчивших их, как будто &= #1085;а присутствуn= 2;щих там, на­скакl= 0;вали, и я благо= 095;естно советовал и = 84; не жить в уединении, чтобы из люд= 077;й не сделатьс = 03; бесами. И видел опять людей сладострасm= 0;ных и похотливы = 93; сердцем, = 82;о­торые по-видимому были кротки, ласковы, братолюбивm= 9;, и любили красивые лица: сим я назначал пр = 86;ходить безмолвное жи­тие, как врачевство, противодейl= 9;твующее блуду и смраду плот = 89;кой нечистоты, чтобы им жалким образом не превратитьl= 9;я из разумных тварей в бес= 089;ловесных живот­ных. А как некоторые говорили мн = 77;, что они силь= 085;о увлекаются тою и другою страс­тию= ; (то есть и сладострасm= 0;ием, и раздра­жит= ;ельностью), то я запрети= 083; им жить по своей воле; а наставникаl= 4; их с любо= 074;ию советовал, чтобы они позволяли и = 84; по вре­менам проходить т = 86; тот, то другой обра = 79; жизни, повинуясь, однако, во всем главно­= ;му настоятелю. Сластолюбиk= 4;ый поврежда­ет только себя самого, а может быть, и еще одного, своего с = 86;таинника; гневливый ж = 77;, подобно волку, часто возмущает все стадо, и многие души огорчает и утесняет.

19. Великий вре = 76; возмущать око сердца раздражи = 90;ельностию, как сказано: Смятеся от ярости ок= 086; мое... (Пс. 6, 8), но боль­ш= ий — словами обнаруживаm= 0;ь душевное неистовствl= 6;; если же и руками, то это уже вовс= 077; неприлично = 80; чуждо монашескомm= 1;, Ангельском&= #1091; и Божественнl= 6;му житию.

20. Если хочешь, или думаешь, что хо­чешь вынуть с = 91;чец ближнего, то вместо врачебного орудия не уп= 086;требляй бревна. Бревно — это жестокие слова и грубое обращение; врачебное орудие есть кроткое вразумлениk= 7; и долготерп = 77;ливое обличение. ...Обличи, говорит Апостол, запрети, умоли... (2 Тим. 4, 2), = 072; не сказал: "И бей; если же и это потребуетсn= 3;, то как можно реже, и не сам собою&qu= ot;.

21. Если присмо = 90;римся, то увидим, что многие и= 079; гневливых усердно упражняютсn= 3; во бдени = 80;, посте и безмолвии; а намерение у диавола то, чтобы под видом покаяния и плача по = 76;лагать им вещества, питающие их страсть.

22. Если, как мы выше сказал = 80;, один волк, имея беса помощником, может воз­му= ;тить все стадо; то и один премудрый брат, имея Ангела помощником, может, как добрый мех, полный елея, укротить волну и дать кораблю тихое плавание (у). Сколь тяжкого осуждения заслуживаеm= 0; первый, стол= 100; великую наг = 88;аду получит от Бога второй, сделавшись для всех полезным пр = 80;­мером.

23. Начало блаженного незлобия — сно­сить бесчестия, хотя с огорчением = 80; болезнию души. Средин= 072; — пребывать = 074; оных беспечальнl= 6;. Конец же оного, если только оно имеет конец, — принимать поношения, как похвалы. Да радуется первый; да возмогает=   второй;   блажен   о   Господе,   и   да ликует третий.

24. Жалкое зрелище видел я в людях гневливых, б= 099;вающее в них от тайного возношения.   Ибо,   разгневавm= 6;ись,   они опять  гневались  за  то,   что  побеждалиl= 9;ь гневом. Я удивлялся, видя в них, как паде­ние следовало з = 72; падением; и не мог без состраданиn= 3; видеть, как они сами себ= 077; за грех отмщ= 072;ли грехом, и, ужасаясь о ковар­стве бесов, я едва не отчаялся = 074; своей жизни.

25.   Если=   кто  замечает,   что   он  легко побеждаетсn= 3; возношениеl= 4; и вспыльчивоl= 9;­тью, лукавством = 80; лицемерием, = 080; захочет изв = 83;ечь против них обоюдоострm= 9;й меч кро­тост= ;и и незлобия: тот пусть вступит как бы в прат= 074;у спасения, в общежитие братии, и притом самы = 93; суровых, есл= 080; хочет совер­= ;шенно избавиться от сих страстей; чтобы там, подвергаемm= 9;й досажденияl= 4;, уничиже­ния= м и потрясенияl= 4; от братии и умственно, а &#= 1080;ногда и чувственн = 86; ударяемый, или уг­нетае= ;мый, удручаемый = 80; ногами попирае­мый, он мог очистить ризу души своей от ее с&#= 1082;верны. А что поношение есть в самом деле омовение душевных страстей, в том да увери= 090; тебя обыкновеннk= 2;я в народе посло­вица; известно, чт= 086; некоторые люди в мире, о&= #1089;ыпавши кого-нибудь ругательныl= 4;и сло­вами в лицо, говорят: "Я такого-то хорошо омыл&quo= t;. И это истинно.

26. Иное без = 75;невие в новонаm= 5;альных, происходящk= 7;е от плача, а иное — невозму­тим= ость, бывающая в совершенныm= 3;. В пер­вых гнев связан слезами, как некоторою уздою; а в последних о = 85; умерщвлен бес­страсти= ем, как змий мечом.

27. Я видел трех иноков, в одно время потерпевшиm= 3; бесчестие. Один из них ос­корбился, но смолчал; другой порадовалсn= 3; ради себя, но опечалился об укориk= 4;шем его; третий же, вообража= 103; вред ближнего, пр= 086;лил теплые слез = 99;. Так можно было ви­деть здесь делателей страха, мздовоздая­= ния и любви.

28. Как горячка = 074; теле, будучи сама по себе одна, имеет не одну, а многие прич = 80;ны своего воспаления: так и воз= 075;орение и дви­жение гнева и прочих страстей наших проис = 93;одит от многих и различных причин. Посему и нельзя назначить против них одно врачев = 89;тво. А такой даю совет, чтобы каждый из недугующих<= /span> старательнl= 6; изыс­кивал приличное средство дл = 03; своего вра­ч= ;евания. Первым дело = 84; в этом врачевании да будет познание причины болезни, что-бы, нашедши ону = 02;, получить и надлежа­щий пластырь дл = 03; своей болезни от Промысла Божия и от духовных врачей. Хотя= 097;ие войти с нами о Господе в предло­женн= ое духовное судилище, да войдут: и мы исследуем, хотя и неясно, упомянутые страсти = 80; их причины.

29. Итак, да свяжется гнев, как мучи­тель, узами кротости, и поражаемый долго­терпе= нием, влекомыl= 1; святою л = 02;бовию и, представш= 080; перед судилищем разума, да подвергнетl= 9;я допросу. Скажи нам, безум­ная и постыдная страсть, название отца твоего = 080; именование сынов и дщерей. Объяви нам п= 088;итом, кто суть = 88;атующие против тебя = 080; убивающие тебя? В ответ на это, гнев говорит нам: "Матерей у меня много, и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбиk= 7;, объядени = 77;, а иногда и блудная страсть. А отец мой наз= 099;вается надмением. Дщери мои суть: пам= 103;тозлобие, ненависть, вражда, самооправдk= 2;ние. Со­противля= ющиеся же им враги мои, которые держат меня = 074; узах, — бе&#= 1079;гневие и кро­тость. Наветник мой называется смиренномуk= 6;рием; а от кого он рождается, спросите у него самого = 074; свое время .

На восьмой степени венец бе = 79;гневия. Но кто носит его от естества, тот, может быть, не носит никакого иного; а кто приобрел ег = 86; трудами, тот, без сомнени = 03;, победил восемь страстей.=

 

&nbs= p;

&#= 1057;ТЕПЕНЬ 9

О памято= злобии

 

1. Святые добродетелl= 0; подобны лествице Иа = 82;ова; а потребные страсти — узам, спадши= 084; с Верховног = 86; Петра. Добродете­л= и, будучи связаны одн = 72; с другою, произ­водящ= его возводят на небо; а страсти, одн= 072; другую рождая и одн= 072; другою укрепляясь, низвергают = 74; бездну. И как мы ныне слы­m= 6;али от безумног = 86; гнева, что памятозлоб= ие есть одно из собственныm= 3; порождений его: то по порядку будем тепер = 00; об нем и гово­рить.

2. Памятl= 6;злобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелk= 7;й, ржавчина души, червь ума, посрамлениk= 7; молитвы, пресечение моления, отчуждение любви, гвоздь, вонзен­ный в душу, неприятное чувство, в огорчении с услаждениеl= 4; любимое, гре= 093; непрестk= 2;ю­щий, законопl= 8;еступление неусыпающеk= 7;, злоба повсечаснаn= 3;.

3. Памятозл = 86;бие, сия темная и гнусная страсть, ест= 100; одна из тех страстей, которые рождаются, а не рождают, или еще и рож&s= hy;дают. Мы не намерены много об ней гово­рит= ;ь.

4. Преставший, от гнева уби= 083; памятозl= 3;обие; ибо доколе отец жив, дотоле быва­= ;ет и чадородие.

5. Кто приобре = 83; любовь, тот устранился от вражды; враждующий же собирает себе безвре = 84;енные труды.

6. Трапеза любви разоряет ненависть; и дары искрен = 85;ие смягчают душу. Но трапе­за без внимания есть матерь дерзости; и чрез окно любви вскакивает чревообъ = 03;дение.

7. Видал я, что ненависть расторгала долговремеl= 5;ные узы блудной любви; а потом па = 84;ятозлобие чудным образом не попуска­ло им вновь соединитьсn= 3;. Дивное зрелище! Бес беса врачуе = 90;; но, может быть, это дело не бесов, но Провидения Божия.

8. Памятозл = 86;бие далеко от твердой ес­т= ;ественной любви, но блуд удобно прибли­жает= ся к ней, как иногда види = 84; в голубе кро= 102;щихся вшей.

9. Памятозл = 86;бствуя, памятозl= 3;обствуй на бесов и, враждуя, враждуй против твое = 81; плоти непрестаннl= 6;. Ибо плоть си= 103; есть друг неблагодарl= 5;ый и льстивый: ч&#= 1077;м более мы ей угождаем, те= 084; более она на= 084; вре­дит.

10. Памятозl= 3;обие есть лукавы = 81; толков­ник Писания, который толкует речения Дух = 72; по своему разумению. Д= 072; посрамляет его молитва, дарованная нам Иисусом, ко­торой мы не можем произноситn= 0; с Ним, имея памятозлоб= ;ие.

11. Когда после многого подвига ты н= 077; возможешь исторгнуть сие терние: тогда кайся = 080; смиряйся, по крайней мер = 77;, на словах перед тем, на кого злобишься, чтобы ты, уст&#= 1099;дившись долговремеl= 5;ного перед ним лицемерия, возмог совершенно полю­бить его, будучи жегом совестию, как ог­нем.

12. Не тогда узнаешь, что ты совершен­= ;но избавился о = 90; сей гнилост = 80;, когда помол = 80;шься об оскорбившеl= 4;, или за зло воз­дашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу: но когда, услышав, что &#= 1086;н впал в некое злоключениk= 7; душевное ил = 80; телесное, восскорбиш&= #1100; о нем, как о себе, и просле­зишь= ся.

13. Памятозl= 3;обный безмолвник есть ас­пид, скрывающийl= 9;я в норе, который носит в себе яд смертоноснm= 9;й.

14. Воспомин= ;ание страданий Иисусовых исцелит = 87;амятозлоби&#= 1077;, сильно посрамляе­м= ое Его незлобием. В дереве, внутри гнилом, заро= 078;дается червь; а в видимо кротких и бе= 079;молвных, но не поистине таковых, скр= 099;­вается продолжитеl= 3;ьный гнев. Кто извер­гает из себя гнев, тот получае = 90; прощение грехов; а кто прилепляетl= 9;я к нему, тот лишается милосердия Божия.

15. Некоторые взяли на себ= 103; труды и подвиги, что= 073;ы получить прощение; но человек, не помнящий зл = 72;, опередил их. Отпустите мало, и отпус&#= 1090;ят вам много (ср.: Лк. 6, 37).

16. Непамятl= 6;злобие есть знак истинного покаяния; а кто содержи = 90; в сердце = 087;амя­тозлоб= 080;е и думает, что он творит покаяние, тот  подобен  человеку,   которому  во   сне представляk= 7;тся, что он бежит.

17. Видал я зараженных памятозл = 86;бием, которые увещевали других забыть обид = 99;, а потом, устыдившисn= 0; слов своих, страсть сию оставили.

18. Никто не думай, что сия мрачная страсть мал = 86;важна; ибо часто он= 072; вкрады­вает= ся и в духовных мужей.

Степень девятая. = 42;ступивший на нее с дерзновениk= 7;м да просит разрешения грехов у Спасителя И = 80;суса.

 

 

&= #1057;ТЕПЕНЬ 10

О злословии и клевете

&nbs= p;

1. Никто из = 073;лагомудрст&= #1074;ующих, как я думаю, не будет противоречl= 0;ть тому, что от ненависти и памятозл = 86;бия рождается злословие. И так оно посл= 077; своих родон = 72;­чальников по порядку мною и предлагает­= ся.

2. Злословие е = 89;ть исчадие ненависти, тонкий неду = 75;; большая сокровеннаn= 3; и тая­щаяся пиявица, которая высасывает = 80; истребляет кровь любви; лицемерие любви; причи= 085;а осквернениn= 3; и отягощени = 03; сердца; истреблениk= 7; чистоты.

3. Некоторые отроковицы грешат бес­с= ;тыдно; а другие тай= 085;о, и со стыдливос­т= ью, но предаютс = 03; еще лютейши = 84; порокам, неж= 077;ли первые. То же можно видет = 00; и в страстях &#= 1073;есчестия. Много тайно лукавых отроковиц, к= 072;ковы: лицемерие, лукавство, печаль, п= 072;мятозлобие<= /span> и сердечная клевета, кои видимо представляn= 2;т одно, а вн&#= 1091;тренно взирают на другое.

4. Услышав, что некоторые злословят ближних, = 103; запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, чт= 086; они делают это из любви и попечения = 086; злословl= 0;мом. Но я сказал им: "Оставьт = 77; такую любов = 00;, чтобы не оказалось ложным сказанное: Оклевета = 02;щаго тай искр = 77;нняго своего, сего изгонях... = (Пс. 100, 5). Если ты истинно любишь ближнего, ка= 082; говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу. Станеш= 100; остерегатьl= 9;я осуждать согрешающиm= 3;, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Хр = 80;стовых, а разбойник = 074; числе убийц; но в одно мгновение про­изошла с ними чудная перемена.

5. Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписываеm= 0; вину не согрешаю­ще= му, но подущающемm= 1; его бесу. Ибо ник­то не желает грешить против Бога, хотя каждый из нас согрешает н = 77; по принужде­= ;нию.

6. Видел я согрешившеk= 5;о явно, но втай&s= hy;не покаявшегоl= 9;я; и тот, которого я осудил как блудника, бы= 083; уже целомудрен = 91; Бога, умилос= 090;ивив Его чистосердеm= 5;ным обраще­нием= .

7. Никогда не стыдись тог = 86;, кто перед тобою злословит б = 83;ижнего; но лучше ска&sh= y;жи ему: "Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи и как могу его

осуждать.» Ты сделаk= 7;шь таким образом два добра и одни= 084; пластырем и = 89;целишь и себя и ближнего. Эт= 086; один из самы= 093; крат­ких путей к получению прощения грехов, то есть чтобы никог = 86; не осуждать. Ибо сказано: Не судите, и не судят вам... (Лк. 6, 37).

8. Как огонь противен воде, так и каю­щемуся несроднl= 6; судить. Если бы ты уви­деl= 3; кого-нибудь согрешающеk= 5;о даже при сам= 086;м исходе души из тела, то и тогда не осуждай его; ибо суд Божи= 081; неизвестен людям. Некоторые явно впадал = 80; в великие согрешения, но большие д= 086;бродетели со­вершали втайне; и те, которые любили ос­ме= ;ивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца.

9.. Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяни = 81;: если истинн = 86; то, как в самом деле истинно, что имже... судом судит = 77;, судят вам (Мф. 7, 2); то, конечно, за какие грехи осуди = 84; ближнего, телесные ил = 80; душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает.

10. Скорые и стр= 086;гие судии прегрешениl= 1; ближнего потому сею страстию недугуют, что не имеют совершенноl= 1; и постоянно = 81; памя­ти и попечения о своих согрешенияm= 3;. Ибо если б= 099; человек в точности, бе= 079; покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемсn= 3; к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, чт= 086; на оплак = 72;ние и самого себ= 103; недостанет ему времени, хотя бы он и сто лет прожил и хот= 103; бы увидел истекающим из очей свои= 093; целый Иорда = 85; слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния и н= 077; нашел в нем и следа злословия и осуждения.

11. Человекоубl= 0;йцы бесы побуждают нас или согр= 077;шить, или, когда не грешим, осуждать согрешающиm= 3;, чтобы вторы = 84; ос­квернить первое.

12. Знай, что и это признак памятозл = 86;бного и завистливоk= 5;о человека, если он лег­l= 2;о с удовольствl= 0;ем порицает учение, дела и добродетелl= 0; ближнего, будучи одержим духом ненависти.

13. Видал я таки= 093; людей, которые тайно и скры= 090;но соделывали тяжкие согрешения, = 072; между тем считали себ = 03; лучшими других, безжалостнl= 6; нападали на тех, которые ув­лекались в легкие, но явные проступки.

14. Судить — значит бесстыдно похи­щать сан Божий; а осуждать — значит п = 86;гублять свою душу.

15. Как возношение = 80; без другой страс­ти сильно погубить человека: та= 082; и осуждениё, одно само по себе, может нас погубит = 00; совершенно; ибо и фарисе= 081; оный за сие осужден был.

16. Как добрый виноградарn= 0; вкушает только зрел = 99;е ягоды, а кислые оставляет: так и благор= 072;зумный и рассудителn= 0;ный ум тщательн = 86; замечает добродетелl= 0;, какие в ком-либо узрит; безум= 085;ый же человек отыскивает пороки и нед= 086;статки. О нем-то сказано: ...= испыташа беззакония: исчезоша ис-пытающ= 080;я испытания... (Пс. 63, 7).

17. Хотя бы ты и своими очам = 80; увидел сl= 6;грешающего, не осуждай; ибо часто и они обманываютl= 9;я.

Степень десятая. Кто взошел на нее, тот быва&#= 1077;т делате­лем любви или плача.

&= #1057;ТЕПЕНЬ 30

О союзе трех добродетелk= 7;й, то есть о вере, надежд= 077; и любви

 

1. Ныне же, после всего сказанного, пребывают три сия, все связующие и содер­жащие: вера, надежд= 072; и любы, больше же всех любы, ибо ею имен= 091;ется Бог (1 Кор.= 13, 13).=

2. По моему разумению, вера подобн = 72; лучу надежд = 72; — свету, а любовь — кругу солнц = 72;. Все же они составляют одно сия­ние и одну светлость.

3. Первая вс = 77; может творить и сози­дать; вторую милость Божия ограждает и ^делает непостыдноn= 2;; а третья никогда не [падает, не перестает о = 90; течения и не дает [опочит= 100; уязвленномm= 1; ее блаженны = 84; упоением.

4. Кто хочет говорить о любви Божие = 81;, [тот покушае= 090;ся говорить о Самом Боге; [простирать же слово о Боге пог = 88;ешительно и опасно для невнимателn= 0;ных.

5. Слово о любв= 080; известно Ангелам; но|и тем по мере их просвещениn= 3;.

6. Любовь есть Бог (ср.: 1 Ин. 4, 8); а кто хочет определить словом, что есть Бог, [тот,  слепотст = 74;уя умом,  покушаетсn= 3; изме­рить песок в бездне морской.

7. Любовь по качеству своему есть упо­доблени= е Богу,  сколько того люди мо= 075;ут достигнуть; по действию своему, она есть упоени = 77; души; а по свойству — источник веры,  бездна долготерпеl= 5;ия,  море l= 9;мирения.

8. Любовь, собственно, есть отложение всякого противного помышления; ибо любы [не «мыслит зла (1 = Кор. 13, 5).

9. Любовь, бесстрастиk= 7; и сынопо = 83;ожение различаютсn= 3; между собою одними только назв = 72;ниями. Как свет, огонь и пла­l= 4;ень соединяютсn= 3; в одном действии, та= 082; должно рассуждать = 80; о сих совершенстk= 4;ах.

10. По мере оскудения любви бывае = 90; в нас страх; ибо в ком нет страха, тот или исполне = 85; любви, или умер душою.

11. Нисколько н = 77; будет противно, ка= 082; я думаю, заим&#= 1089;твовать сравнения для вожде­ле= ;ния, страха, тщательносm= 0;и, ревности, сл= 091;­жения и любви к Богу от человеческl= 0;х действий. Итак, блажен, кто имеет такую любов = 00; к Богу, какую страстный любитель имеет к свое= 081; возлюбленнl= 6;й. Блажен, кто с&#= 1090;олько же боится Господа, сколько осу = 78;­денные преступникl= 0; боятся судии. Блажен, кто так усерден = 080; прилежен в б= 083;агочестии, как благоразумl= 5;ые рабы усердн = 99; в служе­нии господину своему. Блажен, кто столько рев = 85;остен к добродетелn= 3;м, сколько ревни­вы мужья, лишающие себя сна от ревности к с= 074;оим супругам. Блажен, кто так пред­сто= ;ит Господу в молитве, как слуги предстоят царю. Блажен, кто подвизаетсn= 3; непрестаннl= 6; угождать Господу, как некоторые стара­ются угождать человекам.

12. Мать не так бывает привязана к младенцу, ко= 090;орого кормит грудью, как сын любви всегда прилепляетl= 9;я к Господу.

13. Истинно любящий всегда вообража­ет лицо любимого и с услаждениеl= 4; объемлет об = 88;аз его в душе своей. Вожделение это не дает ему покоя да= 078;е и во сне, но и тогда сердц = 77; его беседуе = 90; с возлюблен = 85;ым. Так бывает обыкновеннl= 6; в телесной любви, так и в духовной. Некто, уя = 79;влен будучи тако = 02; любовию, сказал о самом себе то, (чему я удивляюсь): Аз сплю, по нужде естества, а сердце мое бдит (Пес= 085;. 5, 2) по великой любви моей.

14. Заметь, о премудрый брат, что, ког&= shy;да олень душевный истребит ядовитых змей, тогда душа желает = 080; скончавk= 2;ется (Пс. 83, 2) от любви ко Господу, будучи ж = 77;гома огнем ее, как <= span class=3DSpellE>некиим ядом (э).

15. Действие голода бывает как-т= 086; не­определе= нно и неясно, а действие жажды ясно и ощутительнl= 6;; ее узнают по внутрен­нем= у жару. Посему любящий Бога и говорит: = 042;озжада   душа=    моя   к   Богу=    крепкому живому... (П= с. 41, 3).

16. Если присутствиk= 7; любимого челове­ка явственно всех нас изменяет и делает веселыми, радостными = 80; беспечальнm= 9;ми: то какого изменения н = 77; сделает присут­стви= е Небесного Владыки, невидимо в ч= 080;­стую душу приходящегl= 6;.

17.  Страх= ;  Божий,  когда= ;  он  бывает в чувстве душ = 80;, обыкновеннl= 6; очищает и ис&sh= y;требляет  нечистоту ее.   Пригвозди,   гово= ­рит Пророк,   страху   Тво= ему   плоти   моя... (Пс. 118, 120). Святая же любовь в дей&sh= y;ствии своем иных снедает, по оным словам Песни Песне = 81;: Сердце наше привлекла ecu... сердце=   наше &= nbsp; привлекла   = ecu...=   (Песн. 4, 9). &#= 1040; некоторых она просвещ = 72;ет и радует дей&sh= y;ствием  своим,   по   сказ= анному:   ...на   Него= упова  сердце мое,  и l= 7;оможе ми, и проц&#= 1074;ете плоть моя... (Пс. 27, 7); и: Сердцу в = 77;селящуся, лице цветет... (Притч. 15, 13). И когда человек вес = 00; бывает в = 85;утренно соединен и сраствор = 77;н с любови = 02; Божиею, тогда и по наружному своему виду, на теле свое= 084;, как в зеркале, изъявляет светлость   души сво­ей. Так прославилсn= 3; Моисей Боговидец.

18. Достигшие сей равноангелn= 0;ской сте­пени часто забывают телесную пищу; ду­маю же, что они очень часто = 080; не желают оной. И это неудивителn= 0;но, потому что н= 077;редко и противным сему желанием томи­мые отвергают пищу.

19. Еще думаю, что и тела сих нетлен­н= ;ых не подвергаютl= 9;я болезни по обыкно­венн= ым причинам; иб= 086; они уже очистились, = 080; некоторым образом сделались нетленны­ми от пламени чистоты, которая пресекла в н= 080;х пламень страстей. Думаю также, что и самую пищу они принимают без всякого услаждения; ибо как подземная вода пита­ет корни растений, та= 082; и сии души питает огнь небесный.

20. Умножение страха Божи = 03; есть нача­ло= ; любви; а совершенстk= 4;о чистоты ест = 00; начало бого = 89;ловия.

21.   Совершеннl= 6;   соединившl= 0;й  чувства свои   с   Богом=   тайно   научается  от   Него словесам Ег = 86;. Но когда это соединение = 89; Богом еще не совершилосn= 0;, тогда и беседо­вать о Боге трудно.

22. Слово, со= 087;рисносущно&= #1077; Отцу, тво­риm= 0; чистоту совершенноn= 2;, пришествиеl= 4; Своим умертвив смерть; а когда она умерщ­влена, ученик богословия получает просве­щени= е.

23. Слово Господне, дарованное от Господа, чисто, и пребывает в век века; &#= 1085;епознавший= же Бога р = 72;зглагольст&#= 1074;ует о Нем по догадке.

24. Чистота l= 9;о делала ученика своего богословом, который сам собою утвердил догматы о Пресвятой Троице.

25. Любящий Господа прежде возлюбил своего брат = 72;; ибо второе служит доказа­тель= ством первого.

26. Любящий ближнего никогда не м= 086;­жет терпеть клеветникоk= 4;, но убегает о= 090; них, как от огня.

27. Кто говорит, что любит Господа, а на брата своег = 86; гневается, тот подобен челове­ку, которому во сне представляk= 7;тся, что он бежит.

28. Сила любви в надежде; ибо надеж­дою ожидаем воздаяния любви.

29. Надежда ест = 00; обогащение невиди­мым богатством; надежда ест = 00; несомненноk= 7; владение сокровищем еще прежде получе­ния сокровища.

30. Надежда ест = 00; упокоение в трудах, она — дверь любви; она убивает отчаяние, он= 072; — залог буду= 097;их благ.

31. Оскудение надежды ест = 00; истребле­ни= е любви; с надеждою связаны наш = 80; тру­ды; на не = 81; зиждутся подвиги; ее милость Бож = 80;я окружает.

32. Монах с благою надеждою закалает уныние, мечо= 084; первой умерщвляя второе.

33. Вкушение даров Господних рождает надежду; ибо невкусив = 96;ий оных не може= 090; не иметь сомнений.

34. Надежду разрушает гневливостn= 0;; ибо уповани = 77; не посрамит, муж же ярый неблаго­обр= азен (ср.: Притч. 11, 25).

35. Любовь есть подательниm= 4;а пророче­ств= а; любовь — виновница чудотворенl= 0;й; любовь — бездна о = 89;ияния; любовь — ис­m= 0;очник огня в сердце, который, чем более истекает, те= 084; более распаляет жаждущего. Любовь утверждениk= 7; Ангелов, вечное пре­у= ;спеяние.

36. Возвести на = 84;, о ты, прекраснейm= 6;ая из добродетелk= 7;й, где Ты па= 089;еши овцы твоя? Где почи = 74;аеши в полудне (ср.:= Песн. 1, 6)? Просвети на = 89;, напой нас, наставь нас, руководи на = 89;: ибо мы жажде= 084; прийти к Тебе. Ты владычествm= 1;ешь над всеми. Ты уязвила душ = 91; мою, и не может стерп = 77;ть сердце мое пламени i= 8;воего. Итак, воспев Тебя, иду. Ты владычес = 90;вуеши державою морскою: возмущение же волн его Т&#= 1099; укрощаеm= 6;и и умерщв = 83;яеши, Ты смиря = 77;ши, яко язве = 85;а, гордый п = 86;мысл; и мышцею сил= 099; Твоея расточив враги Тk= 4;оя (ср.: Пс. 88, 10-11), делаешь любителей Твоих непобедимыl= 4;и от всякой брани.

37. Но желаю = 03; узнать, как видел Тебя Иаков утвержденнl= 6;ю на верху = 083;ествицы? Скажи мне, какой был ви= 076; оного восхо = 78;­дения? Что означае = 90; самый образ лестви­цы= ;, и расположенl= 0;е степеней ее, тех восхождениl= 1;, которые полагал в сердце свое = 84; (ср.: Пс. 83, 6) некий любитель красоты i= 8;воей? И сколько их числом, жажд= 091; уз­нать? И сколько времени тре = 73;уется на вос­хожде= ;ние оной? Тот, который Теб = 03; видел и боро= 083;ся с Тобою, возвестил нам об одних только по оной лествице руководитеl= 3;ях (Ангелах); но ничего боле = 77; не восхотел, или, лучше сказать, не возмог открыть. Тогда Она, сия царица, к&#= 1072;к бы с неба явившись мн = 77; и как бы на ухо души = 84;оей беседуя, говорила: доколе ты, любитель Мо = 81;, не разрешишьсn= 3; от сей дебелой пло­= ;ти, не можешь познать красоты Мое = 81;, ка­кова она. Лествица же, виденная Иаковом, пусть научи = 90; тебя составлять духовную лествицу добродетелk= 7;й, на верху которой Я утверждаюсn= 0;, как и велики= 081; таинник мой говорит: Нын= 077; же пребываю = 90; три сия: вера, надежда, любы; больше же всех любы (ср.: 1 Кор. 13, = 13).