MIME-Version: 1.0 Content-Location: file:///C:/A62D8ED9/file3545.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii" СВЯТ

С&= #1074;ят. Игнатий  Брянчанинl= 6;в. Фарисей (ч.1,2)

// Собрание сочинений. Т.1. М.: Благовест, 2001.

 

Братия! Присмотримl= 9;я в Евангелии = 082; нраву Гоl= 9;по­да Бога Спасителя нашего Иисуса Христа. Мы уви­дим, что он никогда н= 077; соблазняетl= 9;я на грешнико = 74;, как бы их грехи ни был= 080; тяжки. Также нет примера во всем Еван= 075;елии, чтоб святые апостолы соблазни­ли= сь на кого-либо. Напротив того, фарисе= 080; соблаз­няют= ся непрестаннl= 6;, соблазняютl= 9;я на Самоk= 5;о Всесовершеl= 5;ного, на вочеловечиk= 4;шегося Бога; соблаз&sh= y;няются до того, что осуждают Ег = 86;, как преступникk= 2;, предают смерти поносной; Сп= 072;сителя распинают н = 72; кресте посреди дву = 93; разбойникоk= 4;! Из этого естест­венн= о вытекает то заключение, что наклонн = 86;сть со­блазнять= ся есть тяжкий недуг души, есть призна = 82; фа­рисея. Должно тщательно смотреть за сердцем и умерщвлять = 74; нем чувство соблазна на ближнего ду­= ;ховным рассуждениk= 7;м, почерпаемыl= 4; в Евангелии.

Евангелие - священная и всесвята = 03; книга! Как в чистых вода = 93; отпечатываk= 7;тся солнце, так в Еван­гелии изображен Христос. Желающий узреть Хрис­= ;та да очистит у= 084; и сердце покаянием! О= 085; узрит в Евангелии Х = 88;иста, истинного Бога, Спасителя падших человеко = 74;; узрит в Евангелии, какие свой­с= ;тва должен имет = 00; ученик Иисуса, призванный на­учиться кротости и смирению у Самого Господа. В этих бог = 86;подражател&#= 1100;ных добродетелn= 3;х он най­дет блаженный покой душе своей.

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

Взошел некогда Господь в до= 084; мытаря Матф = 77;я, пре­творяя мытаря в апостола, возлег воплощенныl= 1; Бог за трапезу с грешниками. Фарисеи, уви= 076;ев это, соблаз­l= 5;ились. Почто= , говорили он = 80; ученикам Иисуса, почто с мытарl= 0; и грешники Учитель ваш яст и &#= 1080;мт?

Скажит = 77; прежде, фарисеи, почему вы называете этих людей грешниками? Не ближе ли их назвать счастливцаl= 4;и и блаженным = 80;, Ангелами, Хе= 088;увима­ми, потому что благоволил возлечь в их обществе Бо = 75;? Не лучше ли вам сказать: «И мы грешники! И нас прими, милосердый Иисус, к стопам Твоим. Этих грешников Т = 99;, Сердцеведеm= 4; и истинный С= 091;­дья, предпочел нам, миновав нас, Ты возлег с ним= 080;. Видно - грехи наши пред Тобою тяжелее их грехов. С ними Ты возлежишь: нам дозволь = 093;отя бы при­пасть к стопам = 58;воим».

Нет святой вони смирения в темных праведни­ка= х, богатых правдою падшего человеческl= 6;го есте­ства, правдою поддельной мира, правдо= 102; бесов­скою. Они дерзко осуждают Господа, осуждают пр = 80;­нимаемых Им грешнико = 74;, соделывающl= 0;хся таким образ = 86;м истинными праведникаl= 4;и, - отвергают Гос­пода, говорят: Учитель ваш. Дают понять этим, что они не признают Его Учителе = 84; своим,

Ответ Господа - ответ на все начала сокровенно­= го недуга фарисеев, на все состояние и = 93; души. От­вет этот заключает в себе страшн = 86;е осуждение и отвержение от лица Божи= 103; всякой мнимой пра­в= ;едности человеческl= 6;й, соединенноl= 1; с осуждени­е= ;м ближнего. Не требуют, сказал Господь, здрав= 080;и врача, но болящий. Шедше научитеся, что есть, милос­ти хощу, а не жертвы. Не приид = 86;х бо п = 88;извати правед­ники, но грешники на покаяний.

Однажды, в день субботний, шел Господь со свя­тыми своими учениками и апостолами между полей, засеянных хлебом. Ученики l= 7;очувствова= 083;и голод начал = 80; срывать колосья; стирая их руками, очищ= 072;­ли зерна, которые употреблялl= 0; в пищу. Фарисеи, увидев это, сказали Господу: Се ученицы Твои творят, е= 075;оже недостоl= 0;т творити в субботу. Господь, упомя­нув о Давиде и священникаm= 3;, из которых первый на­ру= ;шил обрядовый закон по случаю, а вторые по предписаниn= 2; закона нарушают за = 82;он, опять повто­= ;ряет фарисеям грозное замечание: Аще= ; бы&#= 1089;те ведали, что есть: милост= 080; хощу, а н&#= 1077; жертвы, н= 080;колиже убо = 73;ыс­те осуждали неповинных?

Чувство соблазна - какое придирчивоk= 7;, какое зло­на= ;меренное! Притворяетl= 9;я с мелочной отчетливос­= тью держаться форм закона, а сущность закона по­пи= ;рает. Фарисей мрачный и слепой! Услышь, что го­ворит тебе Господ = 00;: Милости = 93;ощу. Увидя недостаток ближнего, умилосердиl= 9;ь над ближним твоим: это уд твой! Немощь, которую ты видишь сегодня в нем, завтра может сделаться твоей немощью. Ты соблаз­няеш= ься единственнl= 6; оттого, что ты горд и сле&#= 1087;! Ты исполняешь некоторые наружные пр = 72;вила зако­на и за это любуешься собою; презираешь, осужда­ешь ближних, в которых замечаешь нарушение н = 77;­которых мелочей, и не замечаешь исполнения вели­ких, сокровенныm= 3; добродетел&#= 1077;й, возлюбленнm= 9;х Бо­гу, незнакомых твоему надменному, жестокому серд­цу. Ты н = 77; глядел в себ= 103; довольно; ты не увидел себя, только от этого не признаешь себя грешни = 82;ом. От этого не сокрушилосn= 0; твое сердце, не исполни­л= ;ось покаяния и смирения; от этого ты не понял, что, наравне со всеми прочи = 84;и человеками, нужда­ешься в милости Божией, в спасении. Страшно - не признать себя грешником! О= 090; не признающ = 77;го себя грешником отрекается Иисус: не &#= 1087;риидох, говорит Он, призвати праведны = 03;, но грешн = 99;я на покаяние. Ка­кое блаженство признать себя грешником! П= 088;и­знавший себя грешником получает доступ к Иис= 091;су.

Какое блаженство - узреть грех = 80; свои! Какое б&#= 1083;аженство - смотреть в сердце свое! Кто засмотр = 80;тся в сердце свое, тот забудет, что на земле находятся грешники, кр= 086;ме его одного. Если он и взглянет ко = 75;­да на ближнl= 0;х, то все ему кажутся непорочнымl= 0;, прекраснымl= 0;, как Ангелы. Глядя в себя, рассматри­в= ая свои греховные пятна, он убеждается, что для спасения ег = 86; единое средство - милость Божия, что он раб некл = 02;чимый, не только по нарушению, н= 086; и по недостаточl= 5;ому исполнению заповедей Бо-жии = 93;, по исполнению, более похожему на искаже­ние, нежели на исполнение. Нуждаясь са = 84; в милос­ти. Он обильн = 86; изливает ее на ближних, имеет для ни= 093; - одну милость. Аще бы&#= 1089;те ведали, что е&#= 1089;ть: милос­ти хощу, а не жертвы, николиже убо б= 099;сте осуждали не­повинныm= 3;. Не приидох призватl= 0; праведники, но грешни­ки на покаяние.

Милосердый Спаситель наш Господь Иисус Хрис­т= ;ос, не отвергавшиl= 1; кающихся мытарей и бл= 091;дниц, не пренебрегаl= 3; и фарисеями: Он пришел исцелить человека от всех его недугов, а между ими и от фари­сейств= а, особенно неудобоисц&#= 1077;лимого только пото­= ;му, что эта болезнь признает и провозглашk= 2;ет себя цветущим здравием, отвергает врача и врачевание, сама хочет врачевать болезни других, упот= 088;ебляя для изъятия едва заметной порошинки и = 79; нежного глаза удары тяжеловеснm= 9;ми бревнами.=

Некоторый фарисей пригласил Господа раз = 76;е­лить с ним трапезу. И вшед &#= 1074; дом фарисее = 74;, возлеже, повествует Евангелие о милосердом Господе. Пох= 086;­же, что фарисей, хотя и имел усердие и некоторую веру к Господу, но п&#= 1088;и принятии Ег = 86; дал место и рас­чету, какую степень приветствиn= 3; оказать Гос = 90;ю. Ес­ли б не было расчет = 72;, основанногl= 6; на сознании сво­их праведностl= 0; и достоинствk= 2;, что бы воспрепятсm= 0;­вовало фарисею выбежать навстречу Божественнl= 6;­му Посетителю, = 089; трепетом пасть к святым стоп = 72;м

Его, постлать по = 76; ноги Его душу, сердце. Этого не был= 086; сделано; фарисей упустил блаженный случай почтить Спасителя, как Спасите = 83;я. Упущенно= ;е по­хищает себе некоторая жена того города, изве= 089;тная грешница. Спешит она с сосудом благовонноk= 5;о ми­ра в дом фарисея, входит в храмину, где была трапе­з= ;а, начинает омывать слезами ног = 80; Спасителя и об­тирать их власами главы своей, - лобызать но = 75;и Спа­сителя и мазать их миром.

Не видит слепой фарисей добродетелl= 0;, соверша­юще= йся пред его глазами, обличающей хладност = 00;, мертвость его сердца. Соблазн и осуждение д = 74;ижут­ся в душе его. Он помышляет: Сей= аще бы бы&#= 1083; проро&#= 1082;, видел бы, кто и какова жен= 072; прикасаетсn= 3; Ему: яко греш&s= hy;ница есть. Почему ты умаляешь Бога, называ= 103; Его лишь пророком? Почему ты называешь г = 88;ешницей ту, которая лучше, нежел= 080; ты, почитает Бога? Убой­сn= 3;, умолкни: присутствуk= 7;т Создатель! Ему принадл = 77;­жит суд над тварями Его; Ему - одинаково простить пятьсот и пятьдесят динариев греховного долгу: Он все&#= 1084;огущ и богат бесконечно. Фарисей обыкновен­н= о выпускает это из своег= 086; расчета! Вид= 103; у ближне­го пятьсот динариев долгу, он не обращает вн = 80;ма­ния на свои пятьдесят, даже не считает их д= 086;лгом, между тем ка= 082; определениk= 7; Божественнl= 6;го Суда возвещает, что обоим им отдать нече = 84;, что оба они равно нуждаются в прощении долга. Не &#= 1080;мущема же има воздати, обема отдат. Недостаток смирения, от которого недуг фарис = 77;йства, крайне препятству­= ет духовному преуспеяниn= 2;. В то время, как падшие в тяжкие грех = 80; с горящей ревностью и = 074; сокруше­нии духа приносят покаяние, забывают весь мир, видят непрестаннl= 6; грех свой и оплакивают его пред Богом, - взоры фарисея двоятся. Гре= 093; его, показыв= 072;­ющийся пред ним незначителn= 0;ным, не привлека = 77;т к себе всего внимания ег = 86;. Он помнит, зн&#= 1072;ет некото­рые добрые дела свои, и на них возлагает надежду.

Он видит недостатки ближних; сравнивая и = 93; со сво­ими, признает свои легким = 80;, извинительl= 5;ыми. Чем более возрастает = 74; глазах его собственнаn= 3; правда, тем более умаляется оправдание благодатноk= 7;, туне даруем = 86;е кающимся. От этого ослабевает, истребля­ет= ся чувство покаяния. С умалением чувства покая­ния затрудняетl= 9;я шествие к духовному преуспея­ни= ю; с уничтожениk= 7;м чувства покаяния совращает­с= я человек l= 9; спасительнl= 6;го пути на путь самомне­ния и самообольщk= 7;ния. Он делается чуждым святой любв = 80; к Богу и ближ&#= 1085;им. От= пущаются гр&#= 1077;си ел мнози, сказал Господь о блаженной грешнице, яко возлюб= 080; много. А ему же мало оставляетсn= 3;, меньше люби = 90;.

Заражен= 085;ый недугом фарисействk= 2; лишается преуспеяниn= 3; духовного. Жестка почв = 72; его сердеч­н= ;ой нивы, не приносит жатвы: дл = 03; духовного плодонос = 80;я необходимо сердце, возделанноk= 7; покаяни­ем, смягченное, увлажненноk= 7; умилением и слеза­ми. Лишение преуспеяниn= 3; - уже существеннm= 9;й ущерб! Но вред, происходящl= 0;й от фарисействk= 2;, не ограничиваk= 7;тся бесплодием души: смертонос­н= ая зараза фарисействl= 6;м по большей части сопря­= ;жена с последствиn= 3;ми самыми гибельными. = 060;ари­сейств= 086; не только соделывает бесплоднm= 9;ми для че­ловек= ;а добрые дела его, но направляет их во зло ду­ = 96;е его, к его осуждению пред Богом.

Изобразил это Господь = 074; притче о фарисее и мыта­ре, м= ;олившихся вместе в храме Божие = 84;. Фарисей, смотря на се= 073;я, не находил причин к покаянию, к ощущению сердечного сокрушения; напротив то­= ;го, он находил причины быт = 00; довольным собою, по­люk= 3;оваться собою. Он видел в себе пост, подаяние милостыни, н= 086; не видел тех пороков, которые ви­д= ;ел, или думал видеть в других, и которыми со = 73;лаз­нялся. Говорю - думал видет = 00;: потому что у соблазна глаза велик = 80;; он видит и такие грехи = 074; ближнем, ко­m= 0;орых вовсе в нем нет, которые для ближ = 85;его изобрело ег = 86; воображениk= 7;, водимое лук = 72;вством. Фари­сей, в самообольщk= 7;нии своем, приносит за свое ду­шевн= ;ое состояние хвалу Богу. Он скрывает = 089;вое пре­возноше= ние, и оно скрывается от него под личиной благодаренl= 0;я Богу. При поверхностl= 5;ом взгляде на З= 072;кон ему казалос = 00;, что он - исполнителn= 0; Закона, б= 083;агоугодный<= /span> Богу. Он забыл, что заповедь Господ­ня, пl= 6; выражению Псалмопевцk= 2;, широка есть зело, что пред Богом самое небо нечист = 86;, что Бог не бла­говолит о жертвах, ни даже о всесожжениl= 0;, когда им не сопутствуюm= 0; и не содействуюm= 0; сокрушение = 80; смирение духа, что Закон Божий надо насадить в самое сердц = 77; для достижения истинной, блажен­ной, духовной праведностl= 0;. Явление это = 81; правед­ност= и начинается = 74; человеке с ощущения ни = 97;еты духа. Тщеславный фарисей мни = 90; благодаритn= 0;, прославлятn= 0; Бога: h= 1;оже, хвалу Тебе воздаю, говорит он, яко несм = 98;, якоже прочий ч = 77;ловецы, хищницы, = 085;епра­ведни= 094;ы, прелюбод= ;ее. Он исчисляе = 90; явные согреше­ния, которые могут быть видимы всем = 80;, но о душев­нm= 9;х страстях, о гордости, лукавстве, ненависти, з= 072;­висти, лицемерии н = 77; говорит ни слова. А они-т&= #1086; и составляю = 90; фарисея! Они-то и омрачают, ме= 088;твят душу, соделывают ее не способной к = 087;окаянию! Они-то уничтожают любовь к = 73;лижнему и рождают ис&sh= y;полненный хлада, гордыни и ненависти - соблазн! Тщеславный фарисей мни = 90; благодаритn= 0; Бога за свои добрые дела, но Бог отвращаетсn= 3; от него; Бог произносит против него страшный приговор: Всяк во&#= 1079;носяйся смирится.

Когда фарисействl= 6; усилится и созреет, овл= 072;деет душою, то плоды его - ужасны. Нет беззакония, пред которы = 84; бы оно содрогнулоl= 9;ь, на которое б= 099; не решилось. &#= 1060;арисеи осмелились похулить Святаго Духа. Фарисе= 080; осмелились назвать Сын = 72; Божия беснующимсn= 3;. Фарисеи позволили себе утверж = 76;ать, что вочеловечиk= 4;шийся Бог, пришедш= 080;й на землю

Спаситель, опасен для общественнl= 6;го благосостоn= 3;ния, для гражданскоk= 5;о быта иудеев. И для чего все эти переплетенl= 5;ые вымыслы? Для того, чтоб под прикрытием наружной справедливl= 6;сти, под личи­ною охранения народности, законов, религии, на­l= 9;ытить ненасытl= 0;мую злобу свою кровью, п= 088;инесть кровь в жерт= 074;у зависти и тщеславию, чтоб совер­ш= ;ить Богоубиl= 1;ство. Фарисействl= 6; - страшный яд; фарисействl= 6; - ужасный душевный недуг.

Постараемс= ;я начертать изображениk= 7; фарисея, заимствуя живопись из Евангелия, чтоб каждый, вглядываясn= 0; в это страшное, чудовищное изображе­ни= е мог тщательно храниться п = 86; завещанию Г = 86;спо­да от кваса фа = 88;исейска: от образа мыслей, от пра­вил, от настроения фарисейскиm= 3;.

Фарисей, довольствуn= 3;сь исполнениеl= 4; наружных обрядов религии и совершениеl= 4; некоторых види­мых добрых дел, не чуждых и язычникам, р= 072;болепно служит страстям, которые старается постоянно при­крывать, которых в значительнl= 6;й степени не видит в себе и не понимает, которые производят = 74; нем со­верше= ;нную слепоту по отношению к Богу и всему Бо­жественн= ому учению. Познание, а потому и зрение в себ= 077; действия душевных страстей доставляетl= 9;я по­каянием, но фарисей для чувства покаяния не = 76;осту­пен. Как может сокрушитьсn= 3;, умилиться, смириться сердце, удовлетворk= 7;нное собою? Неспо= 089;обный к по­каянию, он неспособен зреть света заповедей Божиих, просвещающl= 0;х очи ума. Х= 086;тя он и занимается чтением Писания, хот= 103; видит в нем эти заповед = 80;, но в омра= 095;ении своем не останавливk= 2;ется на них: они ускользают от взоров его, и он заменяет их сво­ими умствованиn= 3;ми, нелепыми, уродливыми. Что может быть страннее, несообразн&= #1077;е фарисейскиm= 3; умствованиl= 1;, упоминаемыm= 3; в Евангелии! Иже аще кленетсn= 3; церковиn= 2;, утверждали фарисеи,  ни= ;чесоже есть: а иже кленется златом церковным, должен есть.

Фарисей, оставляя исполнение заповедей Б = 86;жиих, составляющl= 0;х сущность Закона, стре= 084;ится к утон­ченно= ;му исполнению наружных мелочей, хот= 103; бы это было с очевидным нарушением заповедей. Свя­тые Б= ожий заповеди, в которых жизнь вечна = 03;, остав­лены фарисеями без всякого внимания, совершенно забыты! Одеся= 090;ствуете, говорил им Господь, мятву и копр и кимин, &#= 1080; оставист = 77; вящшая закона, суд и ми­лость и веру... Вожди слепии, оцеждающ = 80;и комары, в= 077;лблуды же пожир = 72;юще.

Самая скрытная из всех душевных страстей ес = 90;ь тщеславие. Эта страсть более всех других маскиру­етс= я пред сердце = 84; человеческl= 0;м, доставляя ему удо­воль= ;ствие, часто принимаемоk= 7; за утешение совести, за утешение Божественнl= 6;е. И на тщеслав= 080;и-то за­квашен фарисей. Он все делает для похвалы = 095;елове­ческ= 086;й; он любит, чтоб и милостыня его, и пост его, и молитва его имели свидетелей. Он не может быть учеником Господа Иисуса, повелевающk= 7;го последо­ват= елям Своим пренебрегаm= 0;ь славою человеческl= 6;ю, идти путем уничижения, лишений, страданий. К= 088;ест Иисуса служит для фарисея соблазном. Е= 084;у нужен Месси = 03;, похожий на Александра Македонско­= го или Наполеона 1-го, с громкой славой завоевате­л= я, с трофеями, с добычею! Мысль о слав= 077; небес­ной, духовной, о славе Божие = 81;, вечной, о самой веч­но= ;сти недоступна для души его, пресмыкающk= 7;йся по земле, в земном прах = 77; и тлении. Фарисей сребро­люби= в. Сердце его там, где его сокровище. Т= 072;м вера его, там чувства его, там надежда, там любовь! Уста­ми, краем языка он исповедует Бога, а сердцем он отвергаетсn= 3; Его. Никогда он не ощущае= 090; присутст­ви= я Божия, не зрит Промысла Божия, не знает опы­то= ;м, что значит страх Божий. Для сердца его нет Бо­гk= 2;, нет и бли = 78;них. Он - весь земной, весь плотский, весь во влас= 090;и страстей душевных, движется им = 80;, управляетсn= 3; ими, влечетс= 103; ко всякому беззаконию,

живет и действует единственнl= 6; для самолюб = 80;я. В этой душе воздвигнут идол я. Идолу курится не­п= ;рестанный фимиам, з= 072;калаются непрестаннm= 9;е жертвы. Как может в этой душе соедин = 80;ться служе­ние всесвято = 84;у Богу с служением мерзостномm= 1; куми­ру? Эта душа в страшном запустении, = 074; страшном мраке, в страшной мертвости. Это - вертеп т&= #1077;мный, обитаемый одними лишь лютыми звер = 03;ми или еще боле= 077; лютыми разбойникаl= 4;и. Это - гроб, укр= ашен­ный снаружи для чувственныm= 3; глаз челове = 95;еских, так легко обманывающl= 0;х, внутри испо = 83;ненный мертвых костей, зловония, червей, всег= 086; нечисто­го, богонена = 74;истного.

Фарисей, будучи чужд Бога, имеет нужду казат = 00;ся пред людьми служителем Бога; будучи исполнен всех беззаконий, имеет нужду казаться пред людьми добродетелn= 0;ным; стремясь удовлетворl= 0;ть своим страстям, он имеет нужду доставить поступкам сво­им благовидноl= 9;ть. Для фарисея необхдим = 72; личина. Отнюдь не желая быть истинно благочестиk= 4;ым и добродете = 83;ьным, только жела = 03; считаться между людьм = 80; за таког = 86;, фарисей облекается = 74; лицемерия. В= 089;е в нем - сочинение, все - вымысел! Дела, слова, в&= #1089;я жизнь его - ложь непрестаннk= 2;я. Сердце его, как темный ад, преисполнеl= 5;о всех страстей, всех поро­ко= ;в, непрерывноk= 5;о мучения. И это-то адско= 077; сердце дыши = 90; на блl= 0;жнего бесчеловечl= 5;ым, убийственнm= 9;м чувством со = 73;лазна и осуждения. Фарисей, заботя­щийс= я казаться праведным пред человеками, по ду­ше будучи чадо сатаны, уловляет из Закона Божи = 03; некоторые черты, украшает себя ими, что&#= 1073; неопыт­ный глаз не узна= 083; в нем врага Божия и, вверившись ему, как другу Божию, со дел алея его жертвой. Фар= 080;­сей осуждает в ближних не зло, не порок, не наруше­ние Закона. Нет! Как может он осуждать зл = 86;, кото­рого он друг и наперсник? Стрелы его направлены на добродетелn= 0;. Но, чтоб вернее были удары, он &#= 1086;клеветывае= т добродетелn= 0;, приписываеm= 0; ей зло, со­бл = 72;зняется на это зло, и, по-видимо = 84;у поражая его, убивает ненавистноk= 5;о ему раба Христова. Фарисей! = 58;ы ведешь на ка= 079;нь неповинногl= 6; за преступленl= 0;е, которое ты сам для него вымыслил? Тебе принадле­жи= т казнь, равно как и преступленl= 0;е! Неужели обо­= ;дряет тебя то, что ученик Христов, подражая Хр = 80;с­ту, в молчании пьет чашу страданий, которую ты ему приготовил? Несчастный! = 059;страшись этого самог = 86; молчания великодушнl= 6;го и таинственнl= 6;го. Как ны­не ради Иисуса молчит последоватk= 7;ль Иисуса: так на Страшном, всеобщем Суде воз = 75;лаголет за него Иисус, обличит беззаконниl= 2;а, не узнанног = 86; людь­ми, и пошлет его в муку вечную. Фарисеи вым = 99;сли­ли преступленl= 0;я для Самl= 6;го Богочеловеl= 2;а; они уст­роил= ;и для Него казнь; они купили Его кровь; они притворилиl= 9;ь не понявшим = 80; Его.

Величайшее злодеяние н = 72; земле совершено ф = 72;ри­сеями. Всегда были они верны, и доселе они в= 077;рны своему адскому призванию. Они - главные враги и го­нl= 0;тели истинной, христианскl= 6;й добродетелl= 0; и бла­гочест= ;ия, не останавливk= 2;ющиеся ни пред каки= 084; сред­ством, ни пред каки= 084; преступленl= 0;ем. Против них гремит определениk= 7; Господа: Змия, порождения ехиднова, како убежит = 77; от суда огня геенскаг = 86;? Сего ради, се, Аз послю к вам пророк= 080; и премудры и книжники: и от них убиет= 077; и распнете, и от них би= 077;те на сонми = 97;их ваших, и и&#= 1079;женете от града = 74;о град: яко да приидет на вы всяка кровь праведна, проливаемаn= 3; на земли, от крове Авеля праведш. го до крове Захарии, сын= 072; Варахииl= 5;а, егоже убисте меже цер = 82;овию и олтаре = 84;. Аминь глаголю вам, яко вся сия идут народ сей. Совершилисn= 0; слова Господа, и досе­ле совершаютсn= 3;: зараженные квасом фарисейскиl= 4; доселе в непримиримl= 6;й вражде с ист= 080;нными учени­ками Иисуса, гоня= 090; их, то явно, то прикрываясn= 0; кле­ветой и соблазном; жадно, неутомимо ищут крови их. «Господи Иисусе Христе! Помогай рабам Тk= 4;оим. Даруй им уразумеватn= 0; Тебя и последоватn= 0; Тебе, Тебе, Который яко овча на заколени = 77; ведеся, = 080; яко Агнец пред стри­гущим его безглас = 77;н. Даруй им чистым оком ума зреть Тебя и, страд&#= 1072;я в блаженном молчании, ка= 082; бы пред Твоими очами, обогащатьсn= 3; благодатныl= 4;и дарами, ощущать в себе миротворноk= 7; веяние С = 74;ятаго Духа, которы= 081; возвещает рабу Твоему, что иначе невоз­можно быть Твоим, как причаща = 03;сь чаше страданий, которую Ты избрал в уде= 083; пребывания на земле Тво= 077;­го и присных Твоих».

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

Господь изрек в святом Евангелии много запов = 77;дей, вводящих в человека мысли и чувс= 090;вования, совершен­но противополl= 6;жные душепагубнl= 6;му, человеконеl= 5;авистному фарисействm= 1;. Этими заповедями уничтожаютl= 9;я самые начал = 72;, на которых основываетl= 9;я и зиждется фарисействl= 6;. Блю= ;дитеся, сказал Господь, вообще от ква­са фа= ;рисейска. Один из евангелистl= 6;в объясняет, что словом квас фарисейскиl= 1; Господь наименовал учение фа­ри= ;сеев, а другой евангелист разумеет по = 76; этим сло­вом лицемерие и = 93;. Это одно = 80; то же: из лицемерногl= 6; повеления в = 86;зникают образ мысле = 81; и учение фарисей­ски= е; наоборот, учение и образ мысле = 81; фарисейскиk= 7; воспитываюm= 0; лицемера, дл= 103; которого никакой гре = 93; не страшен, никакая добродетелn= 0; не уважительнk= 2;; он на­деется и прикрыть всякий грех, извинить, оп= 088;авдать его и заменить всякую добродетелn= 0; притворствl= 6;м.

Господь преподал ученикам Своим поведение пря­мое, искреннее, утвержденнl= 6;е на святой му= 076;рости, а не оправдываеl= 4;ое лукавством, - поведение, и= 079; ко­торого должна светить чистая добродетелn= 0; и небес­ною красотою своей привлекать = 82; себе взоры и серд­ца ч= ;еловеков. Тако да просветитсn= 3; свет ваш пре= 076; человекl= 0;, яко да видят ваша добрая дела, и прославят О = 90;ца ва­шего, иже есть на н= 077;бесех. Фарисеи, напротив того, желали лишь казать = 89;я праведными, заботились толь­ко о тоl= 4;, чтоб выставить и выставлять себя слугам = 80; Бога пред обществом людей, пред массою, обыкно­венн= о малоразk= 3;орчивою. И ныне можно видеть, что фарисеи прибегают ко всево = 79;можным изворотам, чтоб дела их, имеющие наружность добрых, блиста­ли как можно ярче пред глазами людей, а злод&#= 1077;яния были извинены политическl= 6;й необходимоl= 9;тью, ли­чиной правосудия = 80; мудрой предусмотрl= 0;тельности, желанием предупредиm= 0;ь допущением меньшего зл = 72; зло большее = 080; прочими оправданияl= 4;и, так обильно источающимl= 0;ся из сердца, наполненноk= 5;о лукавст­вом. Господь воспрещает такое поведение в = 074;есьма сильных выражениях. Вы &#= 1077;сте, говорит Он, оправдаю = 97;е себе пред человеки, Бог же весть сердца ваша: яко, еже есть в челове = 94;ех высоко, мерзость есть пред Богом. Фари­&= #1089;еи старались прикрывать оправданияl= 4;и свои душев­н= ;ые страсти, действия, плоды их. Душевные ст = 88;асти, под сенью и прохладой оправданий, обыкновеннl= 6; пу­скают глубокие корни в душу, соделываютl= 9;я дебелым дре = 74;ом, обнимая ветвями всю деятельносm= 0;ь челове­ка, тl= 6; есть проникая во все его мысли, во все чувство­ван= ия, во все действия. Святой Пиме = 85; Великий ска­= ;зал: «Если греховной воли человека помогут оправда­ния, то он развращаетl= 9;я и погибает».

При поведении, в котором не ищется бескорыст­н= о добродетелn= 0; пред очами Бога, но ищется слав = 72; добродетелl= 0; пред очами людей, в их ничтожном мнении, непостояннl= 6;м, переменчивl= 6;м, - человек не способен познать вер = 99; христианскl= 6;й, принять учение Христово, дл= 103; чего нужно сердце, приз= 085;аю­щее себя грешны = 84;, исповедующk= 7;е грех свой. Како вы можете в = 77;ровати, говорит Спаситель фарисеям, славу друг от друга = 087;риемлюще, и славы, я&#= 1078;е от едина = 75;о Бога, не ищете? Господь отъемлет в учениках Своих всякую пищу для тщеславия. О= 085; хочет, чтоб жерт­венник сердечный был очищен о= 090; скверного кумира, от всего, что принадлежиm= 0; к кумиро = 89;лужению. Господь заповедует совершать все добрые д= 077;ла в тай­не. И милостыня, п= 086; завещанию Его, да будет в тай­не! И пост да буде= 090; в тайне! И молитва - в затворен­но= й клети! Добры= 077; дела наши должны быть сокры­ты не только от человеков, но и от нас самих, чтоб не только человеки не растлевали душ наших похва­лами, но и самое сердце наше не льстило нам и не прелюбодейl= 9;твовало, нарушая святой союз с свя­тым смирением. Да &#= 1085;еувестъ шуйца твоя, что творит десница тво = 03;. Этого мало! Господь повелел = 86;твергнутьс&#= 1103; себя в кратковремk= 7;нной земной жизн = 80;, по­прать все оправдания, всякую правду для п= 088;авды евангельскl= 6;й. В чем состои= 090; правда еван = 75;ельская? В страдания = 93;, в кресте! Сюда призыв = 72;ет ученика i= 7;воего Спаситель! Здесь Он чинит разбо = 88; между званными! Здесь отделяет плевелы от пшеницы! здесь знаменует Своей печатью избранных! Иже не приимет креста своего, и в след Мене гр= 103;дет, нестъ Мене достои = 85;. Обретый душу свою, погубит = 02;: а иже погуби= 090; душу свою Мене ради, обрящет ю.

Братия! У подножия креста Христова сложим и погребем вс = 77; понятия мир = 72; о чести, о обидах, о ос­ = 82;орблениях, о убытках, о несправедлl= 0;вости, о чело­вечес= ;ких законах и о человеческl= 6;м правосудии. Co-делаем&#= 1089;я юродивыми ради Христа! Подставим л = 72;­ниты наши зап = 83;еваниям, заушениям! Наша честь земная, ветхая, да по&#= 1089;ыплется прахом уничижений! Не взглянем = 089; пощаденl= 0;ем и участием н= 072; тленное имущество наше: да расх&#= 1080;щают и разносят его вих­ри, когда они будут попущены! Не пощадим пло = 90;и нашей в подв= 080;гах вольных и в страданиях неволь­ных! Научимся у Господа Иисуса Христа Его т= 072;инст­венно= 084;у молчанию, которое ест = 00; возвышен = 85;ейшее богословие = 80; красноречиk= 7;, удивляющее Ангелов! Ему, Богу воплощенноl= 4;у, мир не возда= 083; справедли­в= ости: нам ли искат= 100; ее от мира? От&= #1088;ечемся от нее у подножия креста Христова! Не будем зверями, ко­m= 0;орые ловцов и других зверей, на них нападаю = 97;их, угрызают и язвят! Уподобимся Агнцу Боk= 8;ию здесь, на земле, во время кратковремk= 7;нного нашего стра = 85;­ствования земного, - и Он соделает на = 89; подобными Себе в вечности, гд= 077; нашему блаженству не будет конца и меры. И здесь, в земном изгн = 72;нии, к верно­му ученику Иисуса приходит Ду = 93; Святый, Утеш= 080;­тель, навевает на его душу несказанноk= 7; блаженство будущей жизни, которое отъемлет от него чувств = 86; страданий, которое вводит его в невидимое, святое насл = 72;ждение, не зависяще = 77; от челов = 77;ков и обстоя­тел= ;ьств. Пред этим наслаждениk= 7;м все земные н= 072;­слаждения, даже законные, - ничтожны.=

Главный отличительl= 5;ый признак лицемера, пе= 088;­вая стрела, пускаемая и = 84; на ближнего, есть соблаз = 85; и истекающе = 77; из соблазна осуждение ближнего.= Со­блазн в намеренных злодеях часто бывае = 90; притвор­ным, сочиненным, как бы правильный предлог к злодеянию, заблаговреl= 4;енно приготовляn= 2;щий и злодеяние, и оправдани = 77; злодеяния; с= 086;блазн в за­раженны= ;х еще ветхостью Адама, хотя бы они были благонамерk= 7;нны и стремилис = 00; к спасению, есть призна = 82; ветхости и недуг весьм = 72; важный и упо= 088;­ный. Недуг этот противодейl= 9;твует покаянию, от &#= 1082;о­торого - очищение. Соблазн ест = 00; болезненныl= 1; взгляд на немощи бl= 3;ижнего, при котором эти немо­щи возрастают до необъятной, уродливой в = 77;личи­ны. Соблазн есть исчади = 77; самолюбия, вселяющеесn= 3; в душу, чуждую любв = 80; к ближнему и правильной любви к себе. Господь уподобил этот недуг бревну, в сравнении с которым всякое явно = 77; согрешение ближнего есть только сучец. Не судите, сказал Гос­п= ;одь, да не судими будете. Имже бо судом судит = 77;, судят вам: и в = нюже мер= 091; мерите, в= 086;змерится вам... Лице&#= 1084;ере, изми первее бревно из очесе твоег = 86;: и тогда у= 079;риши изъяти сучец из очесе брата твоего. Должно с насилием от = 74;лекать себя от осуждения ближних, ограждаясь от него страхом Божиим и смирением. Ч= 090;об ослабить и, с Божией помощью, совершенно искоренить из сердца своего соблазн l= 5;а ближнего= ;, должно при све­те Евангелия углублятьсn= 3; в себя, наблюдать з = 72; свои­ми немощами, исследоватn= 0; свои греховные стремле­ния, движения и состояния. Когда грех наш привле­ч= ;ет к себе наши взоры, - некогда нам будет наблю­= ;дать за недостаткаl= 4;и ближнего= ;, замечать их. Тогда все ближние покажутся н = 72;м прекраснымl= 0;, святыми; тогда кажды = 81; из нас призн= 072;ет себя величайшим грешником в мире, единст= 074;енным грешником в ми­ре, тогда широко о = 90;верзутся для нас врата, объятия истинного, действителn= 0;ного покаяния.=

Великий Пимен говорил: «Мы и братия наш= 080; как бы две картины. Есл= 080; человек, смотря на се= 073;я, нахо­дит в себе недостатки, то в брате своем он видит со­вер= ;шенства. Если ж сам себе кажетс = 03; совершенныl= 4;, то, сравнива= 103; с собою брата, находит его худым». Величайшие угодники Божий особенно заботились узреть себя грешными, и столько грешными, чтоб согрешения ближних, явные и великие, казались им ничтожными, = 080;звинительн&= #1099;ми. Преподоб= ;ный Сисой сказал а = 74;ве Ору: «Дай мне наставлениk= 7;». «Име­ешь ли ты ко мне доверенносm= 0;ь?» - спросил его <= span class=3DSpellE>авва Ор. - «Имею», - отвечал = 57;исой. - «Поди ж= 077;, - сказал ему авва Ор, - и делай то, что &= #1076;елаю я». «В чем состо­ит твое делани = 77;, Отец?» - спросил его авва = 057;исой. Старец сказал: «Я вижу себя хуже всех людей».

«Если человек достигнет того состояния, - г&= #1086;во­рил Пимен Великий, - о котором l= 9;казал апостол вся чиста чистым, то увидит, что он хуже всяк= 086;й тва­ри». Браm= 0; спросил старца: «Как могу думать = 086; себе, что я хуже убийцы?&ra= quo; Пимен отвечал: «Ес= 083;и человек дойдет до состояния, указанного апостолом, и уви­дит человека, сделавшего убийство, то скажет: он однажды сделал этот грех, а я убиваю себя ежедневно». Брат пересказал слова Пимен = 72; другому ста = 88;цу. Старец отвечал: «Если человек дойдет до состояния такой чистоты и увидит грех = 80; брата, то правед­ност= ь его поглоти = 90; этот грех». Брат спроси = 83;: «Какая праведностn= 0; его?» Старец отвечал: «Вс= 077;гдашнее об­винение себя».

Вот истинные слышатели и творцы Закона еван­= ;гельского! Изгнав из сердец свои = 93; осуждение и со­блазн, онl= 0; исполнилисn= 0; святой любв = 80; к ближнеl= 4;у, изливая на всех милост = 00; и милостью врачуя греш = 85;и­ков. Сказано святыми Отцами о = 74;еликом Макарии Египетском, что он был, как бог земной, - с таким могуществеl= 5;ным милосердиеl= 4; сносил он недостат­ки ближних. = 040;вва Аммон, вникая непрестаннl= 6; в се­бя и обличая душ = 91; свою в ее недостаткаm= 3;, пришел в глубокое смирение и святую простоту. От множе­ства любви к б = 83;ижнему он не видел в нем зла, забыл о существоваl= 5;ии зла. Однажды привели к нему - так как он был епископом - девицу, зачавшую во чреве, и сказали: «Такой-то сделал это, наложи на ни= 093; епи­тимью». Аммон, знаменав крестом чрево ее, велел ей дат= 100; шесть пар по= 083;отен, сказав: «Ког= 076;а придет ей время родит = 00;, не умерла бы она сама, или дитя ее, и было бы = 74; чем похоронить их». Обви = 85;явшие деви­цу сказали ему: «Что ты делаешь? Наложи на ни= 093; епитимью!» О= 085; отвечал: «Братья! Она близка к смерти! Что ж еще делать с нею?» - и отпустил ее. Пришел однажды = 72;вва Аммон в некоторое место­пребы= вание иноков, чтоб разделить с братией тра­= ;пезу. Один из братии того места очень расстроилсn= 3; в поведении: его посещал = 72; женщина. Это сделалось известным прочим б = 88;атиям; они смутились и, со­бравшись на совещани = 77;, положили изгнать брата из его хижины. Узна= 074;, что епископ Аммон находится тут, они пришли к нем= 091; и просили ег= 086;, чтоб и он по­ = 96;ел с ними для осмотра кельи брата. Узнал об это= 084; и брат и скрыл женщину под большим дер = 77;вянным сосудом, обратив сосуд дном кверху. А= 074;ва Аммон п = 86;­нял это и ради Бога, покрыл согрешение брата. Пришедши со множеством братии в келью, он сел на деревянн = 86;м сосуде и приказал обыскать келью. Келья была обыскана, женщина не была найден = 72;. «Что это? - сказал а = 74;ва Аммон братиям, - Бог да про­сm= 0;ит вам согрешение ваше». После этого он пом= 086;­лился и велел всем выйти. За братией пошел и сам. Выходя, он взял милостиво з = 72; руку обвине = 85;ного брата и сказал ему с любовью: «Брат! внима= 081; себе!» Так святой А = 84;мон удалялся от осуждения кого-либо и врачевал гр = 77;шников, смягчая милостью сердца их, приводя милостью к покаянию.=

Сколько Господь отводит нас от пропасти = 089;облазна и осуждения; сколько истинные ра = 73;ы Господни удаля­ются от этой страшной, гибельной пропасти: ст= 086;ль­ко, напротив того, диа= 074;ол влечет нас в нее, прикры­k= 4;ая ее различными оправданияl= 4;и. Одно из сата= 085;ин­ских оправданий есть безрассуднk= 2;я ревность, прини­маема= я многими за ревность по благочестиn= 2;, за свя­тую ревность. «Человек, водимый безрассуднl= 6;й рев­ностью, - говорит святой Исаа = 82; Сирский, - никогда не возможет достигнуть мира мыслей. Чуждый ж = 77; этого мира, чужд радост = 80;. Если мир мысли есть совершенноk= 7; здравие, а ре&#= 1074;ность противна миру, то имею&s= hy;щий ревность лукавою = 85;едугует великим недугом. О человек! Полагая, что разжигаешьl= 9;я справедливl= 6;й ревностью против чужи = 93; недостаткоk= 4;, ты отгоняеш = 00; здравие душ = 80; твоей. Потрудись, потрудись о здравии душ = 80; твоей! Если же желаешь врачевать н = 77;мощных, то пойми, что больные нуждаются более в вниматель­н= ой заботливосm= 0;и, нежели жестокости. Притом, в то время, как не помогаешь другим, себя ввергаешь в тяжкую болезнь. Так= 072;я ревность в человеке принад­лежи= т не к признакам премудростl= 0;, но к недугам ду­ши, к недостатку духовного разума, к большему неве­жеству. Начало премудростl= 0; Божией - тихость и кротость, качества великой и кр= 077;пкой души, являющие­ся в ней от основательl= 5;ого образа мыслей и нос= 103;щие немощи человеческl= 0;е».

Грех соблазна и осуждения так удобен к погублен = 80;ю человекl= 6;в и потому так возлюблен диаволу, что он не довольствуk= 7;тся возбуждениk= 7;м в сердце нашем ревности лукавой и чуждой евангельскl= 6;го разума, возбуждениk= 7;м гордостl= 5;ым помыслов, соединенныm= 3; всегда с уничижениеl= 4; и презрение = 84; ближнего, но устраивает = 80; явные козни для уловления невни­мател= ьных в соблазн и осуждение.= Авва Пимен гово­р= ;ил: «В Писании сказано: Яже ви&#= 1076;еста очи твои, глаголи. Но n= 3; советую вам не говорить даже и о том, что осязали вы своими руками. Один брат был обм= 072;­нут таким образом: представилl= 6;сь ему, что брат его грешит с женщиной. Долго он боролся сам = 089; собою; наконец, подошедши, толкнул их н= 086;гой, думая, что это точно они, и сказал: полно вам, долго ли еще? Но оказалос = 00;, что то были снопы пшеницы. Потому-то я и сказал вам: не обличайт = 77;, если даже и осязае­те своими руками».

Грех осуждения так противе = 85; Богу, что он прогневл = 03;ется, отвращаетсn= 3; от самих угодников своих, когда они позволя = 90; себе осуждение б = 83;ижнего: Он отъемлет от них благодать Свою, как это видно из многочислеl= 5;ных примеров, сохраненныm= 3; церков­ными писателями для пользы и назидания х = 88;исти­ански = 93; поколений. Никакая праведностn= 0; не дает прав= 072; осуждать гр = 77;шащего брата, которому Господь весьма удоб = 85;о может даровать праведностn= 0; сущест­венн= ую, несравненнl= 6; большую той, которую мы д= 091;­маем находить в себе. Мы можем быть праведными собственно правдою Божией; когд= 072; же осуждаем ближнего, то этим самым отвергаем п = 88;авду Божию, заменяем ее правдой своей или, пр&#= 1072;вильнее, неду­гом фарисействk= 2;. Осуждающий ближнего во = 89;хища­ет сан Бога, Которому Единому принадлежиm= 0; суд над тварями Его, - восхищает сан Христа, и&#= 1084;еющего су­дить живых и мертвых в последний день.

Дивный Иоанн Са = 74;ваит поведал о себе: «В то вре­мя, как я жил в пустыне невдалеке о = 90; монастыря, пришел брат из монастыр = 03; навестить меня. Я спро­ = 89;ил его: «Как живут отцы и братья?» «Хорошо за твои молитвы», - отвечал он. Потом я спро= 089;ил об одном из братии, о котором ход = 80;ла худая молва. Он отвечал мне: «Поверь, отец, этот брат продолжает жить по-прежнему&raq= uo;. Услышав это, я сказал: «Ох!» - и немедленно пришел в исступлениk= 7;. Я увидел себ= 103; стоящим пре = 76; Голгофою во Иерусалиме. Господь наш Иисус Христос сто = 03;л на Голгофе между двумя разбойникаl= 4;и. Я устремилс = 03; на поклонен = 80;е ему. В это время - вижу - Господь обратился к предстояв­ш= им Ему Ангелам = 080; сказал им: «Выгоните его вон, потому что о= 085; в отношении ко Мне антихрист: пред­варяя суд Мой, он осудил брат = 72; своего. В то в&= #1088;емя, как изго&#= 1085;яли меня и я выходил из дверей, запута­лась в них моя мантия и был= 072; удержана им = 80;. Там я остави= 083; ее. Немедленно пришедши в себя, я сказал посетившемm= 1; меня брату: «Лют для мен= 103; этот день». Он спросил: «Почему так, отец?» Я поведал ему ви­денное мною, присов= 086;купив, что снятая мантия оз­на= ;чает отнятие от меня покров = 72; Божия и помо= 097;и Божией. С этого дня я углубился в пустыню и скитал­ся в ней в течени= 077; семи лет, не употребляя = 93;леба, не входя под крышу и не беседуя ни с кем из че= 083;ове­ков. По прошествии этого време = 85;и я снова увидел Господа: Он возвратил м = 85;е мантию мою».

Братия! Будем внимательнm= 9; к себе! Потщимся оч = 80;стить себя не только от страстей телесных, но и от страсте= 081; душевных, от тщеславия, неверия, лукавства, зависти, ненависти, с= 088;ебролюбия и про­чих подобных недугов, которые движутся и действу­ют, по-видимому, в одной душе, без участия тела, и потому называются душевными. Сказал я «по-&#= 1074;идимому»: они имеют влияние и на тело, но тонкое, не для многих приметное и постижимое. При вни­мани= ;и себе и при очищении себя от этих страстей, насеется постепенно = 74; нас любовь к ближнему, а от нее ослабеет и уничтожитсn= 3; чувство соблазна на ближнего и осуждение е = 75;о. Будем непрестаннl= 6; по­мнить, чтl= 6; нет правды, угодной Бог = 91;, вне нищеты духа, Будем оправдыватn= 0; ближних, а осуждать себя, чтоб Бог даровал нам благодать и = 084;илость Свою, ко­ = 90;орые Он дарует единым смиренным и милости­вым. Аминь.