MIME-Version: 1.0 Content-Location: file:///C:/A0F34DEE/file9758.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii" ПРОТ

Дронов М., прот. Талант общения: Дей= 083; Карнеги или авва Дорофей?// Человек.1998. №3=

 

На книжных полках практическl= 0; каждого маг = 72;зина сегодня у на= 089; не­пременно присутствуn= 2;т объемистые тома америк = 72;нца Дейла Карне­= ;ги. Кто же этот автор, которого та = 82; много печат = 72;ют и, по-видимому, много читаю = 90;? В одной из пе&#= 1088;вых массовых публикаций на русском языке книг Дейла Карнеги (1888-1955) он представлеl= 5; читателям как "специалист в области человеческl= 0;х отношений". Он - практик, который осм = 99;слил составляющl= 0;е собственноk= 5;о успеха во "влиянии на людей" для удачного би = 79;неса, и, таким образом, оказался на зна­мени "американск= ;ого образа жизни".

Если учитывать, что вторая половина XX = века - период тоталь­ной американизk= 2;ции земного шар = 72;, то, можно ска&#= 1079;ать, Карнеги - = 86;дин из идеолого = 74; нынешней цивилизациl= 0; вообще.

 

 

1.    Истоки отчуждения людей

 

Теперь и тогда

 

Главный девиз Карнеги: "избегайте конфликтов"= ;; однако многие психологи считают, что сегодня конфликты и конфликтныk= 7; ситуа­ции отступают н = 72; задний план перед друго = 81;, куда более пугающей проблемой современноl= 9;ти. Конфликты - это неудача общения; они происходят оттого, что ч&#= 1077;ловек не хочет принимать людей таl= 2;ими, какие они есть. Еще страшнее противополl= 6;жная крайность: заведо­мый отказ от подлинного межличностl= 5;ого контакта и подмена его формальнымl= 0; поверхностl= 5;ыми отношениямl= 0;. Вместо глубоко­го искреннего общения - заученный ритуал вежл = 80;вости, да и то - в лучшем случае. Человек все = 84; своим видом = 080; поведением как бы пре­дm= 1;преждает другого: "Ты мне интересен лишь как объект, выполня­ющи= й свои социал = 00;ные функции, мен= 103; не интересует, чем ты жи­веm= 6;ь на самом деле! и ты тоже не переступай = 87;орога моего внутрен­нег= о мира". Как следствие - глубочайшеk= 7; одиночествl= 6; и отчужден­н= ;ость современноk= 5;о человека, чт= 086; в развитых "постиндуст= ;риаль­ных" странах подает пово = 76; для серьезной озабоченноl= 9;ти врачам-пси­х= ;иатрам.

Внутренняя установка н = 72; уклонение о = 90; личностногl= 6; контакта, по сути дела, приводит к т= 086;му же результату, что и всякая ложь, раз­= ;рушающая прежде всег = 86; подлинные взаимоотноm= 6;ения людей. Более того, перестав видеть в окружающих людях их личностную = 75;лубину, человек просто теряет чувство реа = 83;ьности: он уже не понимает, по&sh= y;чему ложь хуже правды. Ведь это, когда люди общают = 89;я с глубокой душевной открытостьn= 2; друг другу, правдивостn= 0; сближает их, а лю­бая попытка пок = 88;ивить душой - отдаляет. Когда же их общение l= 7;оверхностн= 086;-формально, то правдивостn= 0; обесцениваk= 7;тся, а ложь, на­пр = 86;тив, перестает страшить потерей взаимной близости - нельзя по­те= ;рять то, чего нет...<= /o:p>

Христианск= ;ие отцы Церкви всегда подчеркиваl= 3;и эту главную опасность лжи, которая обрывает межличностl= 5;ую связь между людьми и связь человека с Богом. Разумеется, проблема лж = 80; тогда не сто= 103;ла так остро, как теперь, ложь не была настолько общепри­нят= ой формой общения, как в наши дни. Тем не менее, по своей вну&sh= y;тренней структуре этот порок одинаков во все времена.

В данной связи представляk= 7;т интерес поучение О том, что не должно лгать преподобноk= 5;о аввы Дорофея1 (Поучение 9). Поэтому прежде чем подойти к анализу этической системы Д. Карнеги, имеет смысл уточнить позиции, на которых стоит христианскl= 6;е святоотечеl= 9;кое нравоучениk= 7;. Преподобныl= 1; Дорофей жил = 074; конце VI - нача­ле УП веков, и его беседы адресованы монахам, находившимl= 9;я в об­щем жительстве обители. Для нас ценно, что они рассчитаны на лю­дей, связанных общим образ = 86;м жизни и общи= 084; трудом, и поэтому беседы дост = 72;точно близки большинствm= 1; наших совре = 84;енников, рабо­тающих или учащихс = 03; в тесном соприкосноk= 4;ении с окружающимl= 0; их людьми.

Патриархал= ;ьный быт стал подавать явные призн = 72;ки своего от­ми= ;рания лишь каких-т= 086; 100-150 лет назад. Жизнь людей при подоб­но= ;м укладе была полностью замкнута внутрисемеl= 1;ным кругом и ха­l= 8;актеризова= 083;ась известным афоризмом: " = 52;ой дом - моя крепость". Социальные отношения в &qu= ot;киновиях" и "лаврах", населенных со­бравшими= ся туда для совместногl= 6; духовного и телесного труда мона­х= ;ами, тогда были исключениеl= 4;. Теперь подо = 73;ный тип социальных отношений стал повсем = 77;стной реальностьn= 2; жизни. Тепер= 100; каждый чело = 74;ек не меньше половины своего времени про = 74;одит в "коллекти­= ве" людей, случайно оказавшихсn= 3; вместе: груп= 087;а детского сада, школьный класс, произ= 074;одственный коллектив, больничная палата, очер= 077;дь, туристичесl= 2;ая группа, - да мало ли еще что! И везде чело­век так или инач= 077; общается с окружающимl= 0; "случайными= ;" людьми, с которыми ег = 86; сближает ли = 96;ь общее дело или место. Как это ни покажется странным человеку, вступающемm= 1; в XXI век, наша стре­митель= ная жизнь, очень далекая по характеру социальных связей от патриархалn= 0;ного уклада, достаточно близка к монашеским "респуб­лик&= #1072;м" IV= = или VII= = веков. Тогда тольк = 86; монастырь п = 88;едставлял собой сообщество не связанны = 93; родственныl= 4;и узами людей, или людей, не являющихся со-рабами, со-рат = 85;иками, но в то же время строящих свои весьма тесные взаимоотноm= 6;ения на принципа = 93; полного вза = 80;м­ного равенства.=

"Хочу вам, братия, в= 086;спомянуть несколько о лжи, ибо я вижу, что вы не очень стараетесь удерживать язык свой, от чего мы легк= 086; увлекаемся во многое зло", - начинает девятое поучение авва Доро­фей. И далее, со свойственнl= 6;й ему ясность = 02; мышления и склонно­сть= ю к классификаm= 4;иям, он разделяе = 90; ложь на типы: "Есть три ра = 79;­личных вида лжи: иной лжет мыслею, другой лжет словом, а иной лжет самою жи = 79;нею своею".

Совсем кратко учение о тре= 093; видах лжи аввы Дорофея можно охарактериk= 9;овать так: ложь мыс&#= 1083;ью — это когда человек собствен­ны= е мечтания принимает з = 72; реальность. Ложь словом - искажение действителn= 0;ности с какой-то корыстной целью. И, нако&= #1085;ец, ложь жизнью - сознательнl= 6;е сокрытие порока под видом добродетелl= 0;.

 

"Лож= ;ь мыслью" по авве Дорофею

 

В чем именн = 86; состоит "ложь мыслью", = 72;вва Дорофей раскрыва­ет= на двух примерах. Первый - из его собственноl= 1; жизни, когда в на­чале иноческого пути у него вдруг появилось искушение "по движе­ни= ям и по походке человека заключать о его душевно = 84; устроении". Но он воврем= 103; получил вразумлениk= 7; от старца: "Никогда не верь своим догадкам, иб= 086; кривое правило и прямое дела = 77;т кривым". Дей­= ;ствительно, если сама человеческk= 2;я природа повреждена грехом, то ей опасно доверять. "Мнения людей (т.е. те заключения = 86; других, ко­тl= 6;рые могут быть сделаны только на основании собственноk= 5;о опы­та) ложнm= 9; и вредят тому, кто предается им" — эту мысль святого старца а = 74;ва Дорофей усв = 86;­ил сам и переда= 083; ученикам.=

Другой пример показы­вает, как далеко может зай­ти любой человек, есл= 080; ув­лечется собственноl= 1; спо­собност= ью "провидеть" то, что у людей на душ= 077;, преж­де всего - дурное, особен­но, если у него появится уверенностn= 0; в непогреши­= ;мости своей проницателn= 0;­ности. Одному из братьев монастыря, который стр = 72;­дал таким самомнениеl= 4;, - рассказываk= 7;т авва Доро­фей, - просто-напр = 86;сто привиделосn= 0;, что другой брат ворует из сада спелые смоквы (плод= 099; инжира). Потерпеть такое он, конеч­но, не мог и поспешил до­= ;ложить игумену. Разбира­тел= ьство, однако, выявило, что подозреваеl= 4;ый брат вовсе отсутствовk= 2;л в то ут­ро в монастыре. "Ничто, - заключает авва Дорофей, -= 090;ак не удаляет человека от Бога и от внимания к с= 074;оим грехам и не побуждает его всегда любопытствl= 6;вать о неполезно = 84; ему, как сия страсть".<= /p>

С некотороl= 1; долей юмора авва Дорофей пок = 72;­зывает, в чем проявляетсn= 3; состояние подозрителn= 0;но­сти, как теперь иногда го­во= ;рят, "закомпл= ;ексованно­г= ;о" человека, которому ка­= ;жется, что все на него смо­тря= ;т или потихоньку над ним посмеиваютl= 9;я. "Такой, когд = 72; видит, что кто-нибудь беседует с братом свои = 84;, делает свои догадки и гово­рит: он обо мне беседует. Если прекращают беседу, он оп&#= 1103;ть предпо­лага= ет, что ради нег= 086; прекратили беседу. Если кто скажет слово, то он подозреваеm= 0;, что оно сказано для оскорблениn= 3; его. Вооб = 97;е, в ка­ждом деле он постоянно, таким образом, зам= 077;чает за ближним, гово­ря: он ради меня эт= 086; сделал, он ради меня эт= 086; сказал, он это сделал для того-то. Таковой лже = 90; мыслею, ибо он ничег= 086; истинного н = 77; го­ворит, но все по одном= 091; подозрению, = 072; от сего происходят: любо­пытств= о, злословие, подслушиваl= 5;ия, вражда, осуж= 076;ения".

Понятно, чт = 86; подобное обостренноk= 7; восприятие событий через призм = 91; собственноl= 1; персоны - плохой сове = 90;чик в любых делах. Но = 085;есчастный, замкнувшийl= 9;я на себе человек мож = 77;т этого не понимать и принимать все свои фан= 090;азии за чистую монету. А= 074;ва Дорофей рассматривk= 2;ет и такую ситуацию, ко= 075;да новоначальl= 5;ый инок свою болезненнуn= 2; зависимостn= 0; от мнения всех и каждого пытается использоваm= 0;ь для самокон = 90;роля. Это тоже не приводит ни = 082; чему хо­роше= ;му. «Бывает, что иной (...) желая, как он говорит, исп= 088;авлять себя, уже постоянно (з= 072; всем) замеча= 077;т, думая: если кто-нибудь г= 086;во­рит обо мне, то мне надобно знать, какое мое согреше = 85;ие, за кото­рое он меня осуждает, и я буду исправлятьl= 9;я. Во-первых, уже и нача­лl= 6; сего от лукавого, иб= 086; он начал ложью: не зна&#= 1103; подлинно, приду­мал то= ;, чего не знал; а как "моk= 8;ет древо зло плоды добры творити &qu= ot;? (Мф. 7, 18)».

Если уж действителn= 0;но искать средства св = 86;его исправлениn= 3;, аключа = 77;т преподобныl= 1;, - то для этого есть прямые пути. "А гово&sh= y;рить: я верю своим догадкам дл = 03; исправлениn= 3; себя, и с этой целью подслушиваm= 0;ь и любопытст = 74;овать, - это есть самооправдk= 2;ние, вну­шаемое диаволом, который желает строить нам козни".

Необходимо= ;сть критическоk= 5;о отношения к = 083;юбому своему сло­ж= ;ившемуся мнению а = 74;ва Дорофей подчеркиваk= 7;т полушутливl= 6;й ги­перболой: "И так с тех пор, когда помысл говорил мне = 086; солнце, что э&#= 1090;о солнце, или о тьме, что это тьма, я не верил ему...". Но этим он лишь еще раз обращает вн = 80;мание на то, сколь серьезна опасность "действител= ;ьно видеть вещи, коих нет и быть не може= 090;". Безуслов= ;но и то, что у = аввы Дорофея реч = 00; все время идет об опасности о = 96;и­биться не в физических, = 072; в нравственнm= 9;х вещах. Поэтому и здесь, когда он говорит о "тьме" и "солнце", то прежде всег = 86; имеет в виду обычное для библейско-х = 88;истианской символики обозначениk= 7; под этими понятиями зла и добра.

 

Подозр= 080;тельность - причина сам&#= 1086;обмана или самообман - подозрителn= 0;ности?

 

Задумаемся над тем, чего, собственно, хотел добит = 00;ся брат, ко­торl= 6;го привел как пример а = 74;ва Дорофей, объясняя, чт= 086; такое "ложь мыслью". Это = 90; брат "однажды, вошедши в сад, высматр= 080;вал, - ибо он всегда подсматривk= 2;л и подслушиваl= 3;", - характеризm= 1;ет его рас­сказ= ;чик. В чем он всех подозревал? = 086; чем были его догадки? = 074; каких предположеl= 5;иях он был настолько у = 74;ерен, что "ему казалось, чт= 086; дело происходит непременно так, как представляk= 7;т ему помы = 89;л его, и не может быть иначе"? Войд = 03; в пустой сад, он очень хотел встре­= ;тить "нарушителя= ;" монастырскl= 6;го устава, кото= 088;ый бы там тайко= 084; ел смоквы. И он увидел то, что хотел...

Почему ему так нужно было кого-то уличить в гр= 077;хе? Ответ простой: в тот момент весь смысл своего существоваl= 5;ия он видел в изобличениl= 0; порока. Ясно, что в его сознании когда-то произошла трагическаn= 3; подмена ложным пониманием подлинного ощущения се­= ;бя, своих взаимоотноm= 6;ений с Богом и людьми. Его стремление = 82; правде и справедливl= 6;сти уродливо обернулось присвоениеl= 4; себе ро­ли судьи над чужими грехами, причем судь = 80; отнюдь не бесстрастнl= 6;­го, но жаждущег = 86; карать и наказывать.

Мы вполне можем допустить противополl= 6;жную ситуацию в том же монастырскl= 6;м саду. Игумен (или сам а&#= 1074;ва Дорофей) мог и в са­мом деле застат = 00; не мнимого, а реального "нарушителя= ;", соблазнив­ш= егося спелыми плодами. Как бы он поступил? Не пускаясь в небезопаснm= 9;е догадки, можно предп = 86;ложить все же, что его решение бы­ло бы основано на состраданиl= 0; к человечес = 82;ой слабости и н= 072; трез­вой оценке размеров "преступлен= ;ия" и всех возможных путей его последующеk= 5;о осознания.=

Во всяком случае, а= 074;ва Дорофей дае = 90; нам пример подобного игуменскогl= 6; решения. Но на этот раз, правда, "виновником= ;" оказал­ся не "похититель смокв", а тот самый брат, о&#= 1076;ержимый страстью подозрителn= 0;ности. Игумен, "созвав всю братию, по окончании л = 80;­тургии, со слезами рассказал и = 84; о случившем = 89;я и обличил брата пред всеми, (желая) достигнуть сим троякой пользы: (во-первых) по&= shy;срамить диавола и обличить сеющего такие подозрения; во-вторых, чтобы чрез сие посрамл = 77;ние был прощен грех брата и чтобы он по­l= 3;учил от Бога помощь на будущее время, и в-тре&= #1090;ьих, чтобы утвер­= ;дить братию - никогда не верить свои = 84; мнениям".<= /p>

Эта троякаn= 3; цель игумен = 72; содержит ответ на главный вопрос: как освобождатn= 0;ся от подозрит = 77;льности?

Посрамить диавола значит - раскрыть обман "отца лжи" (Ин. 8, 44). Обл&= #1080;чить его - это и означает сорвать l= 3;ичину, скрыва­ющую его демоническm= 1;ю сущность, т.е. выявить действителn= 0;ные ис­токи подозрителn= 0;ности - ведь сам-то брат, увлече= 085;ный поиском "преступник= ;ов", был уверен в полной свое = 81; правоте. То, ч&= #1090;о брат обманулся в саду, - результат всей его настроенноl= 9;ти на подозри­т= ;ельность. Однако, в свою очеред = 00;, ее причина - в подмене подлин­ного предстояниn= 3; перед Богом ложными цел = 03;ми, когда вся жизнь человека сузилась до изобличениn= 3; порока в других. Так что получа­е= ;тся: подозрителn= 0;ность - и причина, и следствие лжи и самообма­на. Это - порочный замкнутый круг.

Посрамить диавола, поэтому, означает разорвать этот круг, да&s= hy;бы все, и в первую очередь бра = 90;, более други = 93; пострадавшl= 0;й от диk= 2;-вольского обольщения, осознали смысл происшедшеk= 5;о. И тогда при­k= 6;ет и покаяние, и прощение, и помощь Божи = 03;.

И последниl= 1; практическl= 0;й вывод - третья цель игумена в ег= 086; наставлениl= 0; братии: для того, чтобы не попасть в заколдованl= 5;ый круг самооб = 84;ана и подозрителn= 0;ности, надо быть пр= 077;дельно осто­рожным= и со своими выводами о ком бы то ни было. И, тем более, никогда нельзя до конца довер = 03;ться индивидуалn= 0;ному опыту людей.

 

 

= 2.    Как найти свое лицо

 

Чьей жизнью живет подозрителn= 0;ный человек?

 

Вернемся еm= 7;е раз к внутреннемm= 1; состоянию человека, ст= 088;адаю­щего повышенной подозрителn= 0;ностью. Он, как в древнегречk= 7;ском театре, надевает на себя маску судьи и вдру= 075; начинает видеть смыс = 83; своей жизни = 074; изобличениl= 0; ошибок и гре= 093;ов других люде = 81;.

Почему k= 2;вва Дорофей мог определеннl= 6; заявить, что эта страсть более всех других отдаляет человека от Бога? Святой отец подчер­= ;кивал потерю внимания к своим греха = 84;, которая неизбежна для по­до= ;зрительног = 86;. Но можно сказать и больше.

Подозрител= ;ьный человек вообще перестает осознавать самого себя, поскольку все его внимание, вс= 077; его интерес = 99; сосредоточl= 0;­лись не в собственноl= 1; душе, не в том, что реально составляет его жизнь, а - в других. Он - ка= к механизм, работающий от заведенной пружины, единственнk= 2;я функция которого - выискивать = 74; людях недостатки. Жизнь други = 93;, заполнившаn= 3; поле его сознания, на самом деле эфемерна, он= 072; не может заменить ем = 91; собственноl= 1; жизни, ко­тоl= 8;ую он "проживает", не замечая.

Здесь уместно вспомнить глубинную разницу l= 4;ежду иметь и б = 99;ть: можно, как предупреждk= 2;ет Спаситель, приобрести = 80; иметь весь мир, но не получить от этого никакой пользы (М= 092;. 16, 26). Ведь само по себе это "иметь" не преображаеm= 0; внутреннегl= 6; существа че­= ;ловека, он остается тем, кем был. Подозрителn= 0;ный стремится распо­ряжат= ься чем-то чужим, что никогда не составит его реального с = 91;­щества. В то же время он бросает то, что дейст&#= 1074;ительно имеет, что он есть — собственнуn= 2; внутреннюю жизнь. В результате он теряет од= 085;о и не приобретаеm= 0; другого. От человека ос = 90;ается как бы тольк= 086; оболочка, выполняющаn= 3; внешние функции, а душа - душа где-то растеклась = 80; рассеялась = 74; предметах его интересов...

Мысль о том, как важно жить собственноl= 1;, а не чужой жизнью, не раз высказывалk= 2;сь одним из самых ярких проповедниl= 2;ов сегод­няшне= го христианскl= 6;го мира - митрополитl= 6;м Антонием Сурожским. Владыка Антоний всегда подчеркиваk= 7;т, что "молитвk= 2; по своей сут= 080; - встреча, встреча душ = 80; и Бога; но для того, чтобы встреча бы­л= ;а реальной, об= 077; личности, которые в не= 081; участвуют, должны быть действителn= 0;но самими собо = 81;". В нашем случае подозрителn= 0;ность как никакая другая страсть, по с&#= 1083;ову аввы Дорофея, отдаляет чело­века от Бога. Человек, страдающий ею, живущий чьей-то чужой, а не своей жизнь = 02;, в точности соответствm= 1;ет всему, что митрополит Антоний говорит о выдуманных, неподлинныm= 3; отношениях = 89; Богом: «Мы думаем, что обращаемся = 82; Богу, а на деле обращаемся = 82; образу Бога, созданному нашим воображениk= 7;м; и мы думаем, что стоим пе&sh= y;ред Ним со всей правдивостn= 0;ю, тогда как на деле выставляем вместо себя кого-то, кто не является нашим подлинным "я", - актера, под­ставное лицо, театральныl= 1; персонаж».=

К сожалениn= 2;, очевидно также и то, что люди, не подвержен­н= ые подозрителn= 0;ности в такой мере, все же не могут пребывать в спокойствиl= 0; за себя, они не могут быт= 100; уверены, что не лгут мыс­l= 3;ью в чем-то другом. «Каж= 076;ый из нас, - продолжает владыка Ан­т= ;оний, - представляk= 7;т собой в одно и то же время несколько раз­ных личностей (...) Мы бываем различными = 74; зависимостl= 0; от об­стояте= ;льств и окружения: разные лица, встречающиk= 7;ся с нами, знают в нас сов = 77;ршенно различных = 83;юдей, по русской пословице: "Молодец против овец, а против молодца и са= 084; овца". Каl= 2; часто это бывает: каждый из на= 089; может вспом = 85;ить среди своих знако­мых даму, котора= 103; - сама любезность = 89; чужими и сущая фурия = 091; себя дома, или грозног = 86; начальника, который в семейном кругу — воплощение кротости».

Так, начав с маски "подозрител= ;ьного судьи", мы обнаружили, что кроме не= 077; есть еще дру= 075;ие бесчисленнm= 9;е маски, которые люд = 80; иногда примериваюm= 0; на себя, а иногда нося = 90; не снимая, так что уже сами не помнят своего подл = 80;нного лица...

 

Искать себя=

 

Как найти в себе свое подлинное "я"? Для хрис = 90;ианина этот воп­рос стоит особенно остро, поскольку требуется решить, «какая из наших личностей должна выступить для встречи = 089; Богом. «Это не­просто, - подчеркиваk= 7;т митрополит Антоний = 57;урожский, - потому что мы настольк = 86; не привыкли быть самими собой, что искренне не знаем, котор= 072;я из всех личностей и есть это подлинное "n= 3;"».

Кроме того, всегда остается опасность: в= 086; множестве вариаций задавать вопрос "кто = 03; на самом деле?" = 080; при этом ник= 072;к не пытать­ся сдвинуться = 89; места. Поэтому люд = 80; особенно ценят, когда перед их глазами кто-то уже на&#= 1096;ел путь и идет по нему, когда путь этот убе­жда= ;ет своей конкретносm= 0;ью или, по крайней мер = 77;, тем, что по нему можно идти! Владык= 072; Антоний здесь, как всегда, находит самый прямо = 81;, хотя не самы= 081; легкий путь: "Если бы мы посвящали н = 77;­сколько минут в день на то, чтобы вдуматься в свои поступки и отно­шения с людьми, то, возможно, очень приблизилиl= 9;ь бы к открыти= 102; этого; мы заметили бы, каким человеком м = 99; были при встрече с та&sh= y;ким-то и таким-то, и кем - уже совсем другим - когд&#= 1072; делали то ил= 080; это. И мы могли бы спросить себя: когда же я был действителn= 0;но са­мим собой?".

В самом дел = 77;: если мы хоти= 084; что-то найти, надо искать, а не си­де= ;ть сложа руки. Это же самое относится и = 082; поиску подлинного само­ощущен= ия в себе. «Е= 089;ли вы заглянет = 77; в самих себя, - продолжает ми­трополит Антоний, - и решитесь спросить се = 73;я, как часто вы поступа­ете, исходя из самых глуби = 85; своей личности, ка= 082; часто вы выражаете свое истинное "я"= ;, то увидите, что это бывает очен = 00; редко (...) Можеm= 0; быть, никогда, может быть, лишь на долю секунды или до известно = 81; степени при особых обст = 86;ятельствах, с определеннm= 9;ми людьми».=

Человеку так необходимы эти минуты, в которые он остается только наедине с со= 073;ой, со своим внутренним миром, пытается ра = 79;о­браться, "навести порядок" в себе, разлож= 080;ть на "свои места" все свои представлеl= 5;ия о жизни, влечения, обязанностl= 0;, ответственl= 5;ость за близких. "Слишком часто мы погружены в разные пустяки, кот= 086;­рые окружают на = 89;; так вот, в течение этого времени, эти= 093; кратких минут сосредоточk= 7;нности надо остави = 90;ь все, что не является жизнен­но важным".

Поэтому митрополит Антоний приглашает = 82;аждого к совершенн = 86; конкретномm= 1; шагу, дабы начать необходимоk= 7; для встречи = 089; Богом воз­вр= ;ащение в себя: «Итак, давайте l= 7;риступим к этому и каждый вече = 88; в течение не= 076;ели будем молиться такими, очен= 100; простыми сл = 86;вами:

Помоги мне, Боже, освободитьl= 9;я от всего под= 076;ельного и найти мое подлинное "я" ».

 

Прег= рады и помощь на пути к себе

 

И здесь человек встречаетсn= 3; с первыми искушениямl= 0;: "В эти пять или десять минут, которые вы можете выде = 83;ить, - продолжает свою мысль Сурожски = 81; митрополит, - а я уверен, что на протяже­нии дня это може= 090; каждый, - вы обнаружите, что нет для вас ничего более скучного, че= 084; остаться наедине с самим собой&quo= t;. В самом де­лk= 7;: если мы обычно живе = 84; как бы отраженной = 78;изнью, если и самая жизнь, которая в нас, - вовсе не наша, а жизнь других люде = 81;, то соб­ствен= ;ный наш мир убог и неинтересеl= 5; даже для нас самих.

И как тольк = 86; человек пыт = 72;ется углубиться = 74; себя, ему становит­ся скучно. Возникает желание "отвлечься"= , чтобы внимание было чем-то захвачено, разумеется, = 212; какими-то внешними впечатлениn= 3;­ми, - чтобы было интересно. Секунда - и включен телевизор, музы­ка или открыт развлекатеl= 3;ьный роман! Как преодолеваm= 0;ь это пер­вое препятствиk= 7; на пути к себе?

Митрополит Антоний не боится ответов чес = 90;ных, может быть, разочаровыk= 4;ающих надежду на быстрый успех. "Вы рискуете, ко&sh= y;нечно, в таком случае, что вам будет скучно наед = 80;не с самим собой; ну что ж, пусть будет скучно". - Так уверенно можно говор = 80;ть, если точно знаешь, что за скукой от= 082;роется то, что вознаградиm= 0; упорст­во! И особенно убедителен он, когда поиск подли = 85;ного "я" в глуби­н= ах собственноl= 1; души сравнивает = 89; постепенныl= 4; раскрытием закра­шенно= й фрески. Даже если первая встреча с со= 073;ой разочароваl= 3;а, "это не означает, чт= 086; ничего не остается в нас, - обнадеживаk= 7;т он, -пото= 084;у что в глубин= 077; нашего существа мы созданы по образу Б = 86;-жию, и это совлечение всего ненужного очень похож = 77; на расчистк = 91; прекрасной древней стенной живописи ил = 80; картины великого масте­ра, которую в течение веков, повер= 093; подлинной красоты, созданной мастером, закрашивалl= 0; лишенные вкуса люди. Сначала чем больше расч = 80;щаем, тем больше появляется пустоты, и нам кажется, что мы тольк= 086; напортили там, где было хоть несколько к = 88;асоты; пусть не­мно= ;го, но хоть сколько-то. А затем мы начинаем открывать подлин­ную красоту, которую великий мастер влож = 80;л в свое произведенl= 0;е; мы видим убожество, з= 072;тем промежуточl= 5;ую путаницу, но в то же время можем предугадатn= 0; и подлинную красоту".<= /p>

Пустота, которую обнаружил в себе челове = 82;, его пугает. Если он со всей глубиной сможет осоз = 85;ать, что эти нищета и убожество динств = 77;нное, чем он реально владеет, а все внешнее - не его, ему не принадлежиm= 0;, то он станет искать, что же действителn= 0;но наполнит ег = 86; жизнью, а не призраками жизни. "И тогда мы обн= 072;руживаем, чтоб мы такое: убого= 077; существо, которое нуждается в Боге, но нуждается в Нем не для того, чтобы заполнить пустоту, а дл&#= 1103; того, чтобы встре­титьс= я с Ним".

Случайно лl= 0; у митрополитk= 2; Антония подчеркнутl= 6; различение ме­жду "заполнение= ;м" душевной пустоты и "встречей с Богом"? "Запол­нить&= quot; пустоту - значит искать радость тол = 00;ко для себя, а "встреча" адость взаимного общения. "Заполнить" бесконечноl= 9;ть человече­ск= ой глубины невозможно никакими внешними ра = 79;влечениями и удо­вольст= ;виями, хотя люди очень спеша = 90; "забить" ими хранилища своей души. Только встр = 77;ча с Богом никогда не обесценитсn= 3; в своей треп= 077;т­ности и живой радости, потому что О= 085; - сама Красот&#= 1072; и сама Любов= 100;.

Трудно учиться жит = 00; собственноl= 1;, а не чужой жизнью, - при­= 093;одится заставлять себя хотя бы несколько минут побыт = 00; наедине с собой. Но на пути обратн = 86; к себе человек встречает н = 77; только пре­г= ;рады и трудности, он встречае = 90; также и то, чт&= #1086; неожиданно помо­гает ему. "Горе и радость, эти два великих дара Божиих, часто быва­ю= ;т моментом встречи с самим собой, когда мы ост= 072;вляем все свои обезьяньи уловки и ста= 085;овимся неуязвимымl= 0;, недосягаемm= 9;ми для всей лжи жизни".

Цель "не лгать самом = 91; себе", найти = 074; себе подлин = 85;ое "я", таким образом, может достигатьсn= 3; разными средствами. Авва Дорофей по­у= ;чал учеников тотчас обращать лукавые пом = 99;шления в доб= ;рые, как только они посе = 74;аются в нас по причине порочности нашей. Лукав= 099;­ми помышленияl= 4;и он назвал "свои догадки, кот= 086;рым, если верить, то им и конца не будет, и они никогда не попустят душе быть ми= 088;­ною". Понятно, что речь идет не только о под= 086;зрительнос&= #1090;и, опус­тошающ= ей душу, но о всякой маск = 77;, карикатурнl= 6; шаржирующеl= 1; ка­кую-либо социальную функцию, которой чел = 86;век заслоняет с = 74;ое подлинное "я". Чтобы выполнить наставлениk= 7; святого ста = 88;ца и обращать лукавые помышления = 74; добрые, надо со здоровым критицизмоl= 4; относиться = 82; себе: ко всем догадкам и умозаключеl= 5;иям, а также ко всему своем = 91; поведению в = 86; взаимоотноm= 6;ениях с людьми.     Если в душе обнаружилиl= 9;ь дурные или подозрителn= 0;ные мысли о ком-либо, глупо тут же спешно меня = 90;ь их на противополl= 6;жные:    "не&#= 1090;, он хороший!" - Это будет такой же самообман. Единственнl= 6; верным в это= 081; ситуации будет утверждениk= 7;: "меня занимают подоз­рения= , - а это плохо, от них надо избавлятьсn= 3;!"

Из всего разнообразl= 0;я "лжи мыслью"= ;, т.е. ошибочно&#= 1075;о принятия одной из своих "ролей" в жиk= 9;ни за свое подлинное "я", маска "подозрител= ;ьного судьи" распознаетl= 9;я легче други = 93;. Здесь уже са= 084; факт присутствиn= 3; в душе см= 091;тителъных подозрений должен прям = 86; сигнализирl= 6;вать нам, что с нами не все в порядке. Над= 086; исповедать это греховное состояние, попросить у Господа прощения в нем и освобожденl= 0;я от него, а затем в дальнейшем старательнl= 6; избегать подобного. Н= 086; и все другие маски будут распознаны = 80; совлечены, если выполнять т = 86;, чему учат святые отцы = 080; обращаться за помощью к Богу.

 

 

3.    Зачем люди лгут=

 

"Лож= ;ь словом" по авве Дорофею,  и как l= 2; ней относится Дейл Карнег = 80;

 

Если "ложь мыслью" в соответствl= 0;и с девятым поучением препо­добно= го аввы Дорофея состоит в непреднамеl= 8;енной подмене себ = 03; не­коей "ролью", в которой человек хотел бы себ= 103; видеть, то "ложь сло­во= м" - это уже сознательнl= 6;е искажение действителn= 0;ности. Поэтому, следуя подходу пре = 87;одобного Дорофея, можно было б= 099; реконструк­= цию второго тип = 72; лжи предварить вопросом: кому ложь выгодна?

Объясняя, что такое "ложь словом", = 72;вва Дорофей, как всегда, об­рk= 2;щается к жизненным реалиям, с которыми по = 89;тоянно имели дело его ученики, т.е. к повседн&= #1077;вности монастырскl= 6;го быта. «А словом лжет тот, - разъясняет он, - кто, например, от уныния поле = 85;ившись встать на бдение, не говорит: "пр = 86;сти меня, что я поленился встать, но гово­рит: у меня был жар, я до крайности утомился ра = 73;отою, не в силах был встать, был нездоро = 74;, и говорит десять лживых слов для того, чтобы не сделать одного поклона и не смириться (...) Опять, если он пожелает че­го-нибудь= ;, то не хочет сказать: "я этого желаю&quo= t;, но все извра= 097;ает сло­ва свои, говоря: "у меня такая-т= 086; болезнь, и эт&#= 1086; мне нужно; это мне приказано", = 80; лжет до тех пор, пока не удовлетворl= 0;т своему желанию».=

Авва Дорофей называет тр = 80; причины, побуждающиk= 7; людей лгать, которые одновременl= 5;о являются ос = 85;овой всякого греха. Эт = 86;, во-первых, сластолюбиk= 7;, т.е. стремление = 80;сполнить всякое=   свое желание; во-в&#= 1090;орых, сребролюбиk= 7; - стремление = 82; приобрет = 77;тению материальнm= 9;х ценностей; в-третьих, славолюбие, которое в  ситуации с иноками = 72;ввы Дорофея выражалось = 74; нежелании сми­риться.

Само собой разумеется, что отношение к = 86; "лжи словом"= ;, как и ко всякой лжи, у <= span class=3DSpellE>аввы Дорофея отрицательl= 5;ое. Хотя это и очевидно, об этом приходится напоминать, потому что в мире, окружающем нас, ложь слишком часто возводится = 74; ранг доброд = 77;тели. Амери­канск= ий "специалист в области человеческl= 0;х отношений" h= 4;. Карнеги, например, совсем по-др= 091;гому трактует то, чтоб авв = 72; Дорофей наз = 99;­вает "ложью словом".

 

Мотивы лжи по авве Дорофею

 

сластолюб = 80;е

 

исполнени = 77; желания

 

сребролюб = 80;е

 

приобрете = 85;ие

 

славолюби = 77;

 

нежелание смириться

 

 

Д. Карнеги доскональнl= 6; исследует мотивы, кото= 088;ыми люди руководствm= 1;ются в своем по­вk= 7;дении. Но, в отличие от аввы Дорофея, он делает это н= 077; с целью вскрыть при = 95;ины лжи, а, напротив, с целью использоваm= 0;ь человече­ск= ие слабости. Карнеги не прочь поддержать людей в их желании выдать желаемое за дейст­вител= ьное, он с готовностьn= 2; предлагает им именно ту ложь, которо= 081; они хотят обманы­вать себя и других. Разумеется, он это делае= 090; не бескорыстнl= 6;, а с целью извлечь для себя оп­реде= ;ленную пользу.

 

Какие мотивы поведения людей выделяют пс = 80;хологи?

 

Вопрос о мотивах, какими люди руководст­в= уются в своих поступках, интересен для Кар­неги= ;, поскольку о = 85; учит ими пользоватьl= 9;я. В книге "Как завоевыватn= 0; друзей и оказывать влияние на людей" он перечисляеm= 0; следующие восемь "основных" желаний: "Почти каждm= 9;й нормальный возрослы = 81; человек хочет:

1)здоровья и сохранения жизни;

2) пищи;

3) сна;

4) денег и вещей, которые можно приобрести = 79;а деньги;

5) жизни в загробном мире;

6) сексуальноk= 5;о удовлетворk= 7;ния;

7) благополучl= 0;я своих детей;

8) сознания собственноl= 1; значительнl= 6;сти".

Не будучи специалистl= 6;м ни в психологии, ни, тем более, = в бого­словии= , - Карнеги, как мы видим, с легкостью д = 86;пускает смешение желаний, мотивироваl= 5;ных страхом что-то потерять, с желаниями получить удовольствl= 0;е, которые и наука, и бого&#= 1089;ловие обычно чет­к= ;о разделяют. Возможно, в своей книге, рассчитаннl= 6;й на некий сре= 076;­ний уровень восприятия, он стремилс = 03; не перегруж = 72;ть читателя из­= ;лишней четкостью дефиниций. Однако, если слегка подправить этот недостаток, = 090;о получается вполне ясна = 03; картина,

К желаниям, мотивироваl= 5;ным страхом, из перечисленl= 5;ых им мотивов относятся: желание здоровья и сохранения жизни, котор= 086;е приходит либо когда человека постигает болезнь, либ= 086; по причине страха потерять здоровье и жизнь - оно обусловленl= 6; телесно-био = 83;о­гической природой человека; желание бла = 75;ополучия своим детям обусловленl= 6; страхом неб = 83;агополучия и связано с эмоциональl= 5;ой сферой души; наконец, желание жизни в загр= 086;бном мире мотивиро­ва= но мистическиl= 4; страхом смерти, являющимся ярко выраженным результатоl= 4; первородноk= 5;о греха - оно возникает в высшей сфер = 77; проявлений человека, на уровне его духа и самосознанl= 0;я.

Те же три сферы человеческl= 6;й жизни прису = 90;ствуют и в желани­яm= 3; удовольствl= 0;я, которое способно приносить удовлетворk= 7;ние ре­альных или мнимых потребностk= 7;й человека. К уровню биологиче­с= кого функционирl= 6;вания относится желание сна, пищи, сексуальноk= 5;о удовлетворk= 7;ния. К душевно-эм= 086;циональном&= #1091; уровню - желание де­н= ;ег и вещей, которые можно приобрести за деньги. Наконец, к уров­ню духа и самосознанl= 0;я относится желание соз = 85;авать собственнуn= 2; значительнl= 6;сть.

Фундамента= ;льная наука и христианскk= 2;я аскетика не считают же­л= ;ания, мотивироваl= 5;ные страхом, ведущими, по= 076;линно руководящиl= 4;и поведением людей. Окруж= 072;ющая жизнь сплош = 00; и рядом показывает, что, когда возникает коллизия между ними и желаниями удовольст­в= ия, люди легко приносят их = 074; жертву последним. Н= 086; Карнеги, как уже было сказано, писал не научное исследованl= 0;е, а руководствl= 6; "как завоевыватn= 0; друзей и оказывать влияние на людей", ему важны не только ведущие, но и &= #1074;торостепен= ;ные мотивы.

Помимо собственноl= 1; классификаm= 4;ии мотивов человеческl= 6;го по­ведения Карнеги приводит ещ = 77; два вариант = 72;, принадлежаm= 7;их уче­ным: психологу Зигмунду Фрейду и философу Дж = 86;ну Дьюи. Мы можем сравнить вс = 77; эти вариант = 99; с тем, какой дает авв = 72; Дорофей. В общем плане классификаm= 4;ия древнего= ; нравоучl= 0;теля основана на Но­вом Завете и соответствm= 1;ет христианскl= 6;й традиции: "К = 72;к всякий грех происходит или от сластолюбиn= 3;, или от сребролюбиn= 3;, или от славолюбия, = 090;ак и ложь бывае= 090; от этих трех причин".

Авва Дорофей не рассматривk= 2;ет естественнm= 9;е потребностl= 0; и мотивы, обусловленl= 5;ые страхом их р= 077;ализовать. В его поле зрения -ситуация, когда целью становится не поддержа = 85;ие жизни, а исклю­чител= ьно удовольствl= 0;е при удовлетворk= 7;нии реальных ил = 80; мнимых потребностk= 7;й. Определив три типа страстей, он в точности следует евангелисту Иоанну Богослову: "Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в = мире: похоть плот = 80;, похоть очей = 080; гордость жи = 90;ейская, не есть от Отца, но от мира сего" (I= = И= н. 2, 16). В данном случае библейское понятие "миl= 8;" означает, совокупносm= 0;ь мирового зл = 72;. Важно, что и у евангелистk= 2;, и у писателя VII = в. мы встречаемсn= 3; с тремя уже знакомыми нам уровням = 80; человеческl= 6;й жизни: те = 83;ес­ный - похоть плоти, сластолюбиk= 7;; душевно-эмо = 94;иональный - похоть очей, сребролюбиk= 7;; духовно-умс = 90;венный - гордость житейская, сла­волюбие= .

Зигмунд Фрейд, основатель психоаналиk= 9;а, сократил число моти­в= ;ов, лежащих в основе всех наших поступков, д= 086; двух: сексуальноk= 7; влечение и желание ста = 90;ь великим. А цитируемый = 44;. Карнеги аме­= ;риканец Д. Дьюи, один из основателеl= 1; философии прагматизмk= 2;, во­обще считает самым глубоким ст = 88;емлением, присущим человече­ск= ой природе, желание быт = 00; значительнm= 9;м. "Запомните это выра­жен= ;ие: желание быт = 00; значительнm= 9;м, - подчеркива= 077;т Карнеги. - Это существеннl= 6;. Вы много про= 095;тете об этом в данной книге".

 

Самая безотказнаn= 3; "педаль"

 

 

Соотне= 089;ение классификаm= 4;ий мотивов поведения людей, предл= 086;женных аввой Дорофеем, Д. Карнеги, 3. Фрейдом и Д. Дьюи

 

Уровни структурно= 081; организаци= 080; человека

 

Причины лжи по ав&= #1074;е Дорофею

 

Основные желания человека по Карнеги

 

Мотивы, лежащие в основе всех поступков людей по Фрейду

 

Глубочайше= 077; стремление, присущее человеческ= 086;й природе по Дьюи

 

 

Желани= 103;, мотивироваl= 5;ные страхом потерять: жизнь, благополучl= 0;е, здоровье...

 

духовно-умс&#= 1090;венный

 

 

 

жизни в загробном мире;

 

 

 

 

 

душевно моцио= 085;альный

 

 

 

благополуч= 080;я своих детей;<= o:p>

 

 

 

 

 

телесно-при&#= 1088;одный

 

 

 

здоровья и сохранения жизни;

 

 

 

 

 

 

Желание получить удовольствl= 0;е

 

телесно-при&#= 1088;одный

 

сластолюби= 077;

 

сна, пищи; сексуально= 075;о удовлетвор= 077;ния;

 

сексуально= 077; влечение

 

 

 

душевно моцио= 085;альный

 

сребролюби= 077;

 

денег и вещей, которые можно приоб&#= 1088;ести за деньги;

 

 

 

 

 

духовно-умс&#= 1090;венный

 

словолю&= #1073;ие

 

сознания собственно= 081; значительн= 086;сти

 

желание стать великим

 

желание стать значительн= 099;м

 

 

Итак, Карнеги нашел страсть, воздействуn= 3; на которую можно безотказно добиваться искомого им результата. "Почти все желания удовлетворn= 3;ются, - замечает он, - все, кроме одного. Одно желание, почти столь же сильное и властное, ка= 082; желание пищ = 80; и сна, редко осуществляk= 7;тся. Это то, что Фр&= #1077;йд называет желанием быть вели­ки= ;м, а Дьюи - желанием стать значительнm= 9;м"^1. Чтобы подчерк­нут= ь силу этого желания, он обращается = 82; аргументу, несколько н = 77;­ожиданном = 91;, но очень точно соответствm= 1;ющему учению о страстях христианскl= 6;й аскетики, - о чем он едва ли подозревал сам. Карнеги показывает, = 082; чему может привести страсть "быть великl= 0;м", если челове = 82; не сможет смириться с ее неосуществl= 0;мостью. Он говорит о душевноболn= 0;ных:

"В общем, ненормальнm= 9;е люди счастливее нас с вами. Многим из ни= 093; нравится быть ненорм = 72;льными. А почему бы и нет? Они раз­ = 88;ешили все свои проблемы. Он= 080; выпишут вам чек на миллион дол­= ;ларов или дадут рекомендатk= 7;льное письмо к Ага-хану. В созданном ими мире гре= 079; они обретаю = 90; сознание значительнl= 6;сти, которого столь страстно желали".

Если всерьез отнестись к этим строка = 84; Дейла Карнеги, не лишен­ным традиционнl= 6; грубоватогl= 6; американскl= 6;го юмора, то станет очев = 80;д­ным: причиной помешательl= 9;тва он однознач = 85;о считает все ту же не­утоl= 3;енную гордыню. Сформулироk= 4;ав весьма спор = 85;ый тезис о безм= 103;­тежном счастье помутившихl= 9;я рассудком л = 02;дей, он, как американец, делает весьма опти = 84;истичный вывод: "Если некоторые так жаждут п= 086;­добного сознания, чт= 086; действителn= 0;но сходят с ума, чтобы обрести его, то, представьтk= 7; себе, каких удивительнm= 9;х вещей мы с вами можем дос­тичь, давая людям подлинное понимание этой сторон = 99; безумия".<= /p>

Как мы види = 84;, отнюдь не желание предостереm= 5;ь своих читат = 77;­лей от столь печального исхода и не состраданиk= 7; к несчастны = 84; душевноболn= 0;ным побудило ег = 86; вспомнить о них. Карнеги не скрывает своего рода удовольствl= 0;е от сознания, что этой страстью можно легко манипулироk= 4;ать, он делится этим удовольствl= 0;ем с читателем. Однако приведенныl= 1; им факт наводит и на серьезные размышлениn= 3;. Потерявшие рассудок лю = 76;и, как утверждает Карнеги, живут в "созданном ими мире грез", - что, вероятно, та= 082; и есть. Но в "мире грез" живут не только пациенты психиатров. = 042; соответствl= 0;и с хри­стианс= ;ким нравственнl= 6;-аскетическ&#= 1080;м учением все, кто потерял свое собственноk= 7; "я", растворl= 0;вшись своими желаниями, страстями, подо­зрения= ми и представлеl= 5;иями в том, что вокруг, а не в них, - все об­м&#= 1072;нывают себя. Где же тогда кончается душевное здоровье и начи­нается болезнь? И кого в таком случае можн = 86; считать здоровым?.. Все это очен= 100; точно соотв = 77;тствует учению святых отцо = 74; Церкви о гре= 093;е как болезни человеск = 86;го духа: челове= 082; рождается зараженнm= 9;м этой болезнью, но от него самого зависит, позволит ли он развитьс = 03; и прогресси = 88;овать греховной болезни в ег= 086; душе...

(Продолж&#= 1077;ние следует)