MIME-Version: 1.0 Content-Location: file:///C:/D08CE7CE/file5310.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii" Лао Цзы

Дао дэ цз= 080;н// Дао. Гармони= 103; мира. М.: Республика, 200= 0

=  

 

1

Дао, которое может быть выражено словами, не есть истинное дао. Имя, которое может быть названо, не есть истинн = 86;е имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем мать всех вещей. Поэтому, кто свободен от страстей, видит его [дао] чудесную [тайну], а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме. Оба они одного и того же происхождеl= 5;ия, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшиl= 4;и. От одного глубочайшеk= 5;о к другому дв= 077;рь ко всему чудесному.

 

2

Когда люди узнают, что красиво = 77; является кр = 72;сивым, появляется = 80; безобразноk= 7;. Когда [все] узнают, что добро является добром, возн= 080;кает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают дру = 75; друга, длинн= 086;е и короткое взаимно оформляютсn= 3;, высокое и низкое друг = 082; другу склоняются, звуки, слива= 103;сь, приходят в гармонию, предыдущее = 80; последующе&= #1077; следуют дру = 75; за другом. Поэтому мудрый человек предпочитаk= 7;т недеяниk= 7; и осуществляk= 7;т учение безмолвно. Тогда все вещи приходят в движение, и они не останавливk= 2;ют [своего движения]. Он создает и не обладает [тем, что создано], делает и не пользуется [= 090;ем, что сделано], поскольку о = 85; не гордится, [все существ= 072; его] не покидают.

 

3

Если не уважать мудрецов, то в народе не б&#= 1091;дет ссор. Если не ценить драгоценныm= 3; предметов, т= 086; не будет воров среди народа. Если &#= 1085;е видеть желаемого предмета, то не будут вол= 085;оваться сердца народа. Поэтому управление мудрого человека делает их сердца пуст = 99;ми, а желудки полными. Оно ослабляет и = 93; волю и укрепляет и = 93; кости. Оно постоянно стремится к тому, чтобы у народа не было знаний = 080; страстей, а имеющие знания не смели бы дей= 089;твовать. Осуществлеl= 5;ие недеяниn= 3; [мудрецом] всегда приносит спокойствиk= 7;.

 

4

Дао пусто, но, действуя, он= 086; кажется неисчерпаеl= 4;ым. О, глубочайшеk= 7; ! Оно кажется = 87;раотцом всех вещей. Если притупить его проницателn= 0;ность, освободить его от хаотичностl= 0;, умерить его блеск, уподобить его пылинке, то оно будет казаться ясно существующl= 0;м. Я не знаю, чье оно порождение. Оно предшествуk= 7;т предку явлений.

 

5

Небо и земля не обладают гуманность= 102; и они относятся к = 86; всем существам, как к траве и животным. Мудрый человек не обладает гу = 84;анностью и не нарушае= 090; естественнm= 1;ю жизнь народ = 72;. Пространстk= 4;о между небом = 080; землей подобно кузнечному меху и флейт= 077; : [то и другое] изнутри пусто и прямо. Чем [в нем] сильнее движение, те= 084; большерk= 7;зультатов. Тот, кто много говорит, часто терпи = 90; неудачу. Поэтому лучше соблюдать середину [меру].

 

6

Пустота [дао] бессмертна, = 080; [я] называю ее глубочайшиl= 4; началом. Вхо= 076; в глубочайшеk= 7; начало зову корнем неба = 080; земли. [Оно] бесконечно как существоваl= 5;ие и действует без усилия.

 

7

Небо и земля д = 86;лговечны. Небо и земля долговечны потому, что они существ = 91;ют не для себя. Вот почему они могут бы= 090;ь долговечныl= 4;и. Поэтому мудрый чело = 74;ек ставит себя позади других, благодаря ч = 77;му он оказываетсn= 3; впереди людей. Он пренебрегаk= 7;т своей жизнь = 02;, и тем самым его жизнь сохраняетсn= 3;. Это происходит от того, чт&#= 1086; мудрец пренебрегаk= 7;т личными [интересами], &= #1080; тем самым ег= 086; личные [интересы] осуществляn= 2;тся.

 

8

Высшая добродетелn= 0; подобна вод = 77;. Вода принос = 80;т пользу всем существам и не борется. О&#= 1085;а находится там, где л= 102;ди не желали ли бы быть. Поэтому она похожа на дао. Жизнь должна следовать [законам] земли; сердц= 077; должно следовать [законам] внутренних = 87;обуждений; благотвориm= 0;ельность должна соот = 74;етствовать гуманности; слово должн = 86; соответств&= #1086;вать истине; управление [страной] должно соответствl= 6;вать спокойствиn= 2;; дело должно соответствl= 6;вать возможностn= 3;м; действие должно соответствl= 6;вать времени. И если не боро= 090;ься, то не будет ропота [сред= 080; народа].

 

9

Кто наполняет [сосуд] через край и оттачивает [лезвие] слишком остро, тот не может их дол= 075;о сохранить. Если зал наполнен золотом и яш= 084;ой, то никто не в силах его охранять. Ес= 083;и богатые и знатные горды, то этим они сам= 080; на себя навлекают несчастья. Если дело завершено, человек [должен] устранитьсn= 3;. В этом закон естествеl= 5;ного дао.

 

10

Для сохранения спокойствиn= 3; души [человек] дол&#= 1078;ен соблюдать единство. Тогда [в нем] не будут пробуждатьl= 9;я желания. Есл= 080; сделать дух мягким, человек l= 9;танет подобен новорожденl= 5;ому. Если его созерцание становится чистым, то не будет заблуждениl= 1;. Любовь к народу и управление страной осу = 97;ествляются без умствованиn= 3;. Врата мира открываютсn= 3; и закрываютсn= 3; при соблюде = 85;ии спокойствиn= 3;. Знание этой истины делает возможным недеяние. Рождать [существа] и воспитыватn= 0; [их], создават&= #1100; и не обладат= 100; [тем, что создано], творить и не воспользовk= 2;ться [тем, что сделано], буд&#= 1091;чи старшим среди други = 93;, не считать себя властелиноl= 4; все это называется глубочайшиl= 4; дэ.

 

11

Тридцать спиц соединяютсn= 3; в одной ступице [образуя колесо], а употребленl= 0;е колеса зави = 89;ит от пустоты между ними [спицами]. Из глины делаю = 90; сосуды, а употребленl= 0;е сосудов зав = 80;сит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, а пользован = 80;е домом зависит от пустоты в нем. Вот что значит полезность бытия и пригодностn= 0; небытия.

 

12

Пять цветов притупляют зрение. Пять звуков притупляют слух. Пять вкусовых ощущений пр = 80;тупляют вкус. Быстра= 103; езда и охота волнуют сердце. Драгоценныk= 7; вещи застав = 83;яют человека совершать преступленl= 0;я. Поэтому усилия мудрого человека направлены = 82; тому, чтобы сделать жизнь сытой, а не к тому, чтобы иметь красивые вещи. Он отказываетl= 9;я от послеk= 6;них и ограничиваk= 7;тся первым.

 

13

Слава и позор п = 86;добны страху. Знатность подобна великому несчастию в жизни. Что зн&#= 1072;чит слава и позо= 088; подобны страху ? Это значит, что нижестоящиk= 7; люди приобретаюm= 0; славу со страхом и теряют ее тоже со стра= 093;ом. Что значит знатность подобна великому несчастию в жизни ? Это значит, что я имею великое несчастье, потому что я [дорожу] самим собой. Когда я не буду дорожить самим собой, тогда у меня не будет и несчастья. Поэтому k= 9;натный, самоотвержk= 7;нно служа людям, может жить с= 088;еди них. Гуманный, самоотвержk= 7;нно служа людям, может наm= 3;одится среди них.

 

14

Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить ег = 86; и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Эти три [качества дао] необъяснимm= 9;. Поэтому они сливаются воедино. Его &#= 1074;ерх не освещен, его низ не затемнен. Он= 086; бесконечно = 80; не может быт= 100; названо. Оно снова возвр = 72;щается к небытию. И вот называю его формой без форм, образом без существа. Поэтому называют ег = 86; неясным и туманным. Встречаюсь = 89; ним и не вижу лица его, следую за ни= 084; и не вижу спины его. Держась k= 6;ревнего дао и овладевая теперешним бытием, можн= 086; познать древнее начало. Это называется нитью да = 86;.

 

15

В древности тот, кто был способен к просвещениn= 2;, знал мел = 00;чашие [вещи] и глубокую [тайну]. [Но они были] скрытн= 099;ми, поэтому их нельзя было узнать. Поскольку н = 77;льзя было их узнать, произвольнl= 6; даю [им] образ<= span class=3DGramE> : они были робкими, как будто переходили зимой поток; они были нерешительl= 5;ыми, как будто боялись своих соседей; они были важным = 80;, как гости; они были осторожнымl= 0;, как будто переходили по тающему льду; они были просты = 84;и, подобно необделаннl= 6;му дереву; они были необъятнымl= 0;, подобно долине; они были непроницаеl= 4;ыми, подобно мутной воде. Это были те, которые, соблюдая спокойствиk= 7;, умели грязное сделать чистым. Это были те, кото&#= 1088;ые своим умением сделать долговечноk= 7; движение спокойным содействовk= 2;ли жизни. Они соблюдали дао и не желали многого. Не желая многого, они ограничиваl= 3;ись тем, что существует, = 080; не создали нового.

 

16

Доведу пустоту [своего сердца] до конца сохра = 85;ю полный поко = 81;, и тогда все вещи сами будут расти, &#= 1072; я буду ждать их возвращениn= 3;. Все вещи рас= 094;ветают и возвращаютl= 9;я к своему началу. Возв= 088;ащение к началу называется покоем, а пок&#= 1086;й называется возвращениk= 7;м к жизни. Возвращениk= 7; к жизни называется постоянствl= 6;м. Знание постоянствk= 2; называется просвещениk= 7;м, а незнание постоянствk= 2; совершает зло. Знающий постоянствl= 6; становится мудрым, мудр= 099;й становится справедливm= 9;м, а кто спр = 72;ведлив становится государем. Государь следует неб = 91;, небо следуе = 90; дао, а &= #1076;ао вечно. До конца жизни [у такого государя] не будет опасности.

 

17

Простые люди знали, что они имел= 080; великих люд = 77;й. Они их любил= 080; и возвышали. Затем они их боялись и презирали. Поэтому, кто не заслужив = 72;ет доверия, тот не пользуется доверием [у людей]. Кто вдумчив и сдержан в словах, тот приобретаеm= 0; заслуги и совершает дела, и народ говорит, что он следует естественнl= 6;сти.

 

18

Когда устранили великое = 76;ао, появилась гуманность = 80; справедливl= 6;сть . Когда появилось мудрствоваl= 5;ие, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственниl= 2;ов в раздоре, тогда появляется сыновняя по = 95;тительност&#= 1100; и отцовская любовь . Когда в государствk= 7; царит беспорядок, тогда появляются верные слуг = 80; .

 

19

Когда будут устранены мудрствоваl= 5;ие и ученость, тогда народ будет счастливее во сто крат; когда будут устранены гуманность = 80; справедливl= 6;сть , тогда народ возвратитсn= 3; к сыновней почтительнl= 6;сти и отцовской любви; когда будут уничт = 86;жены хитрость и нажива, тогд= 072; исчезнут воры и разбойники. Все эти три вещи [происх= 086;дят] от недостатка знаний. Поэтому нуж = 85;о указывать людям, что они должны быть простыми и скромными, уменьшать личные [желания] и освободитьl= 9;я от страстей.

 

20

Когда будет уничтожена ученость , тогда не будет и печали. Как ничтожна разница между обещанием и лестью и как велика разн = 80;ца между добро = 84; и злом ! Надо избегать того, чего люди боятся. О ! Как хаотичен [мир], где все еще не установлен порядок. Все люди радостны, ка= 082; будто прису = 90;ствуют на торжественl= 5;ом угощении ил = 80; празднуют наступлениk= 7; весны. Тольк= 086; я один споко= 077;н и не выставляю себя на свет. Я подобен ребенку, который не явился в мир. О ! Я несусь ! Кажется, нет места, где мог бы ос = 90;ановится. Все люди полны желаний, только я оди= 085; подобен том = 91;, кто отказался о = 90; всего. Я сердце глуп = 86;го человека. О, как все пусто. Все люди полны света. Тольк= 086; я один подобен том = 91;, кто погруже = 85; во мрак. Все люди пытлив = 99;, только я оди= 085; равнодушен. = 071; подобен том = 91;, кто несется = 074; морском просторе и н= 077; знает, где ему остановитьl= 9;я. Все люди проявляют свою споl= 9;обность и только я один похож н= 077; глупого и низкого. Тол= 100;ко я один отлич= 072;юсь от других тем, что ценю источник пи = 90;ания.

 

21

Образы великого= ; дэ подчиняютсn= 3; только д = 72;о. Дао вещь неясная и туманная. О, туманное ! О, неясное ! В нем заключены образы. О, неясное ! О, туманное ! В нем заключены семена. Его семена совершенно достоверны, = 080; в нем заключена истина. С древних времен до наших дней его имя не исчезает. Он= 086; существует для обозначениn= 3; начала всех вещей. Почем= 091; я знаю начал= 086; всех вещей ? Только благодаря ему.

 

22

Неполно= ;е становится полным; кривое стан = 86;вится прямым; пуст= 086;е становится наполненныl= 4;; ветхое сменяется новым; то, что мало становится многим. Многое вызывает заблуждениk= 7;. Поэтому муд = 88;ый человек сохраняет единство и становится примером дл = 03; всех. Он не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтом= 091; он славен; он не прославляеm= 0; себя, поэтом= 091; он заслужен; он не возвышает себя, поэтом= 091; он является старшим среди други = 93;. Он не борется, поэтому он непобедим в мире. В древн&#= 1086;сти говорили, чт= 086; несовершенl= 5;ое становится совершенныl= 4;. Неужели это пустые слов = 72; ? Истинно&#= 1077;, совершенноk= 7; подчиняет себе все.

 

23

Нужно меньше говорить, следовать естественнl= 6;сти. Быстрый ветер не продолжаетl= 9;я все утро, сильный дождь не продержитсn= 3; весь день. Кто делает все это ? Небо и земля. Даже небо и земля не могут сдела = 90;ь что-либо долговечныl= 4;, тем более человек. Поэтому он служит д = 72;о. Человек с дао тождественk= 7;н дао. Человек с дэ тождественk= 7;н дэ. Тот, кто потеряе = 90;, тождественk= 7;н потере. Тот. кто тождественk= 7;н дао, приобретаеm= 0; дао. Тот, кто тождественk= 7;н дэ, приобретаеm= 0; дэ. Тот, кт= о тождественk= 7;н потере, приобретаеm= 0; потеряннl= 6;е. Только сомнения порождают неверие.

 

24

Кто поднялся на цыпочки, не может [долго] стоять. Кто делает большие шаг = 80;, не может [дол&#= 1075;о] идти. Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит. Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы. Кто нападает, не достигает успеха. Кто сам себя возвышает, н= 077; может стать старшим среди други = 93;. Исходя из дао, все это называется лишним желанием и бесполезныl= 4; поведением. Таких ненавидят все существ = 72;. Поэтому человек, обл= 072;дающий дао, не делает этог = 86;.

 

25

Вот вещь в хаосе возникающаn= 3;, прежде неба = 080; земли родившаяся ! О, спокойная ! О, пустотная ! Одиноко стоит она и не изменяется. Повсюду дей = 89;твует и не подвергаетl= 9;я опасности [у= 085;ичтожения]. Ее можно считать матерью поднебесноl= 1;. Я не знаю ее имени. Обозначая знаком, назову ее дао; произвольнl= 6; давая ей имя, назову великой. = 42;еликая назову ее преходящей. Преходящk= 2;я назову ее далекой. = 44;алекая назову ее возвращающk= 7;йся. Вот почему велико д = 72;о, велико небо, велика земл = 03;, велик также = 080; государь. Во вселенной имеются четыре великих, и ср&#= 1077;ди них находится государь. Человек сле = 76;ует земле. Земля следует неб = 91;. Небо следуе = 90; дао, а &= #1076;ао следует естественнl= 6;сти.

 

26

Тяжелое= ; является основой легкого. Покой есть главное в движении. Поэтому мудрый человек действует весь день, не оставляя тяжелого де = 83;а. Хотя он питает блестящую надежду, но н&#= 1072;ходится в совершенн = 86; спокойном состоянии. Напрасно властитель десяти тыся = 95; колесниц, занятый собой, так легкомыслеl= 5;но смотрит на мир. Легкомыслиk= 7; разрушает его основу, а его торопливосm= 0;ь приводит к потере опор = 99;.

 

27

Умеющий= ; шагать не оставляе = 90; следов. У = 84;еющий говорить не допускает ошибок. Кто умеет счита = 90;ь, тот не пользуется счетом. Кто умеет закры = 74;ать двери, тот не употребляеm= 0; запор и закр= 099;вает их так крепко, что открыть их невозможно. Кто умеет завязывать узлы, тот не употребляеm= 0; веревку, и завязывает = 90;ак прочно, что развязать невозможно. Поэтому мудрый человек постоянно умело спаса = 77;т людей и их не покидает. Он всегда умее = 90; спасать существа, поэтому он и= 093; не покидает. &#= 1069;то называется глубоким просвещениk= 7;м. Таким образом, добродетелn= 0; является учителем недобрых, а недобрые его опорой. Если [недобрые] не ценят своег = 86; учителя и добродетелn= 0; не любит сво= 102; опору, то они хотя [считаю= 090; себя] разумн= 099;ми, [на деле] погружены в слепоту. Вот что наиболе = 77; важно и глубоко.

 

28

Кто, зна = 03; свою храбрость, сохраняет скромность, тот [подобно] горному ручью, становится [главным] в стране. Кто ста = 83; главным в стране, тот не покидает постояннl= 6;е дэ и возвращаетl= 9;я к состоянию младенца. Кто, зная праздн = 80;чное, сохраняет для себя будничное, т= 086;т становится примером дл = 03; всех. Кто стал примером дл = 03; всех, тот не отличается от постоn= 3;нного дэ и возвращаетl= 9;я к безначальнl= 6;му. Кто, зная сво&#= 1102; славу, сохраняет для себя безвестносm= 0;ь, тот становится главным в стране. Кто стал главны = 84; в стране, тот достигает совершенстk= 4;а в постояl= 5;ном дэ и возвращаетl= 9;я к естественнl= 6;сти. Когда естес = 90;венность распадаетсn= 3;, она превращаетl= 9;я в средство, при помощи которого мудрый стан = 86;вится вождем и его великий порядок не разрушаетсn= 3;.

 

29

Если кто-нибудь силой пытается овладеть ст = 88;аной, то, я вижу, он не достигае = 90; своей цели. Страна подобна таинственнl= 6;му сосуду, к кот&#= 1086;рому нельзя прикоснутьl= 9;я. Если кто-ниб= 091;дь тронет [его] потерпит неудачу. Есл= 080; кто-нибудь схватит [его], то его потеряет. По= 101;тому одни существа идут, другие следуют за ними; одни расцветают, другие высыхают; од= 085;и укрепляютсn= 3;, другие слабеют; одн= 080; создаются, другие разрушаютсn= 3;. Поэтому мудрый чело = 74;ек отказываетl= 9;я от излишест = 74;, устраняет роскошь и расточителn= 0;ность.

 

30

Кто служит глав = 77; народа посредствоl= 4; дао, не покоряет другие страны при помощи войс = 82;, ибо это може= 090; обратиться против него. Где побывал = 80; войска, там растут терновник и колючки. После больших вой = 85; наступают голодные годы. Искусный [полководец] побеждает и = 085;а этом остана = 74;ливается, и он не осмеливаетl= 9;я осуществляm= 0;ь насилие. Он побеждает и себя не прос= 083;авляет. Он побеждае = 90; и не нападает. Он побеждает и не гордится. Он побеждае = 90; потому, что к этому его вынуждают. О= 085; побеждает, н= 086; он не воинственеl= 5;. Когда существо, полное сил, становится старым, то это называется = 86;тсутствием дао. Кто не соблюдае = 90; дао, погибнет раньше времени.

 

31

Хорошее войско средство [порождающе = 77;] несчастье, его ненавидят все существ = 72;. Поэтому человек, следующий дао, его н&= #1077; употребляеm= 0;. Благородныl= 1;, во время мира, предпочитаk= 7;т уважение, а на войне применяет насилие. Войско орудие несч = 72;стья, оно не является орудием благородноk= 5;о. Он употребляеm= 0; его только тогда, когда в этому его вынуждают. Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствиk= 7;, а в случае по&#= 1073;еды себя не прославлятn= 0;. Прославлятn= 0; себя победо = 81; это значит радоваться убийству лю = 76;ей. Тот кто радуется убийству людей, не может завое = 74;ать сочувствия = 74; стране. Благополучl= 0;е создается уважением, а несчастье происходит от насилия. Слева строятся военачальнl= 0;ки флангов, справа стои = 90; полководец. Говорят, их нужно встретить похоронной церемонией. Если убиваю = 90; многих люде = 81;, то об этом ну&#= 1078;но горько плакать. Победу следует отм = 77;чать похоронной церемонией.

 

32

Дао вечно и не имеет имени. Хотя оно существо маленькое, н= 086; в мире никто не может его себе подчинить. Если знать и государи могут его соблюдать, т= 086; все существ = 72; сами становятся спокойными. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучl= 0;е, а народ без приказания успокоится. При установленl= 0;и порядка появляются имена. Поскольку в = 86;зникли имена, нужно знать преде = 83;. Знание пред = 77;ла дает возможностn= 0; избавиться от опасност = 80;. Дао, находяс= 100; в мире, похоже на горные ручь = 80;, которые текут к река= 084; и морям.

 

33

Тот, кто знаеm= 0; людей благоразумk= 7;н. Знающий себя просвещен. Побеждаюm= 7;ий людей силен. Побеждаюm= 7;ий самого себя могуществеl= 5;ен. Знающий достаток богат. Кто действует с упорством обладает волей. Кто не <= span class=3DGramE>теряет свою природ = 91; долговечен. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен.

 

34

Великое дао растекаетсn= 3; повсюду. Оно может быть направо и налево. Благ= 086;даря ему рождаются все существ = 72;, и они не с&#= 1090;анавливают= ся [в своем росте]. Оно совершает подвиги, но хвалы себе н= 077; желает. С = 083;юбовью воспитывая все существ = 72;, оно не становится их господином. Оно никогда не имеет сво= 077;го желания, поэтому его можно назвать мал = 77;ньким [скромным]. Все существ = 72; возвращаютl= 9;я к нему, и оно не рассматривk= 2;ет себя как господина. Его можно назвать великим. Оно &#= 1089;тановится великим, благодаря тому, что ник&#= 1086;гда не считает себя таковы = 84;.

 

35

К тому, кто представляk= 7;т собой великий образ [да= 086;], приходит весь народ. Люди приходят, и он им не причиняет вреда. Он приносит им мир, спокойс= 090;вие, музыку и пищу. Даже путешествеl= 5;ник у него останавливk= 2;ется. Когда да = 86; выходит изо рта, оно пресное, безвкусное. = 054;но незримо и ег= 086; нельзя услышать. В действии он = 86; неисчерпаеl= 4;о.

 

36

То, что сжимk= 2;ют расширяетсn= 3;. То, что ос= 083;абляют укрепляетсn= 3;. То, что уничтожают - расцветает. Кто хочет отнять что-нибудь у другого, непременно потеряет свое. Все это называется трудно пост = 80;жимым. Мягкое преодолеваk= 7;т твердое, слабые побеждают сильных. Рыб= 072; не может покинуть глубину. Острое оружие в государствk= 7; нельзя показывать людям.

 

37

Дао постоянно осуществляk= 7;т недеяниk= 7;, тем самым не= 090; ничего такого, что бы оно не дел&#= 1072;ло. Если знать и государи будут его соблюдать, т= 086; все существ = 72; будут изменяться сами собой. Если те, которые изменяются, захотят действоватn= 0;, то я буду подавлять и = 93; при помощи простого бытия, не обладающегl= 6; именем. Не обладающее именем простое бытие для себя ничего не желает. Отсутствие желания приносит покой, и тогд&#= 1072; порядок в стране сам собой установитсn= 3;.

 

* ЧАСТЬ ВТОРАЯ *

 

38

Человек с высшим = 076;э не осуществляk= 7;т добрые дела, поэтому он я= 074;ляется добродетелn= 0;ным; человек с низшим д = 01; не оставляе = 90; добрых дел, поэтому он н= 077; является добродетелn= 0;ным; человек с высшим д = 01; бездеятелеl= 5; и действует посредствоl= 4; недеяния; человек с низшим д = 01; деятелен и действует с напряжениеl= 4;; человек высшей гуманности действует, и его деятель = 85;ость осуществляk= 7;тся посредствоl= 4; недеяния; человеl= 2; высшей спра = 74;едливости деятелен и действует с напряжениеl= 4;; человек высшей почтительнl= 6;сти действует, и ему никто не отвечает. Тогда он при= 085;уждает людей к почтению. Во= 090; почему добр = 86;детель появляется только посл = 77; утраты д = 72;о, гуманность после утрат = 99; добродетелn= 0;ности, справедливl= 6;сть после утрат = 99; гуманности, почтительнl= 6;сть после утрат = 99; справедливl= 6;сти. Почтительнl= 6;сть это признак отсутствия доверия и преданностl= 0;. Она начало смуты. Внешн= 080;й вид это цветок д = 72;о, начало невежества. Поэтому великий человек берет существеннl= 6;е и оставляет ничтожное. О= 085; берет плод и отбрасываеm= 0; его цветок. Он предпочитаk= 7;т первое и отказываетl= 9;я от второго.

 

39

Вот те, которые с древних времен находятся в единстве. Благодаря единству, небо стало ч= 080;стым, земля неk= 9;ыблемой, дух чутким, долина цветущей и начала рождать все существа. Благодаря единству знать и государи становятся образцом в м= 080;ре. Вот что создает единство. Если небо не= 095;исто, оно разрушаетсn= 3; ; если земля зыбка, она раскалываеm= 0;ся; если дух не чуток, он исчезает; если долины не увету = 90;, они превращ = 72;ются в пустыню; если вещи не рождаются, они исчезаю = 90;; если знать и &#= 1075;осудари не являются примером благородстk= 4;а, они будут свергнуты. Незнатныk= 7; являются основой для знатных, а низкое осно = 74;анием для высоког = 86;. Поэтому знать и госу= 076;ари, которые сам = 80; себя возвышают, прочного [положения] не имеют. Это происходит оттого, что они не рассматривk= 2;ют незнатны= ;х как свою основу. Это ложный путь. Если разобр = 72;ть колесницу, т= 086; от нее ничег= 086; не останетс = 03;. Нельзя быть драгоценныl= 4;, как яшма, а ну&= #1078;но стать простым, как камень.

 

40

Противопо = 83;ожность есть действие дао, слабость есть средство дао. В мире все вещи рождаются в бытии, а бытие рожда = 77;тся в небытии.

 

41

Мудрый человек, узнав о д= 072;о, стремится к его осуществлеl= 5;ию. Образованнm= 9;й человек, узнав о д= 072;о, то сохраняе = 90; его, то теряет его. Неуч, узнав о <= span class=3DSpellE>дао, подвергает его насмешк = 77;. Если оно не подвергалоl= 9;ь бы насмешке, не являлось бы дао. Поэтому существует поговорка : кто узнает д = 72;о, похож на темного; кто проникает в дао, похо&#= 1078; на отступающеk= 5;о; кто на высот= 077; дао, похож на заблуждающk= 7;гося; человек высшей добродетелl= 0; похож на простого; великий про = 89;вещенный похож на презираемоk= 5;о; безграничнk= 2;я добродетелn= 0;ность похожа на ее недостаток; распостр = 72;нение добродетелl= 0; похоже на ее расхищение; истинная правда похожа на ее отсутствие. Великий квадрат не имеет углов; большой сосуд долго изготовляеm= 0;ся; сильный зву = 82; нельзя услышать; великий образ не име= 077;т формы. Дао скрыто [от нас] и не имеет имени. Но оно оказывает помощь [всем существам] и ведет их к совершенстk= 4;у.

 

42

Дао рождает одн = 86;, одно рождае = 90; два, два рожд&#= 1072;ют три, а три все существа. Вс= 077; существа носят в себе инь и &#= 1103;н, наполнены ци и образуют гармонию. Люди презирают тех, которые сами себя возвышают и называют себя госуда = 88;ями и знатными. Все существ = 72; укрепляютсn= 3; после ослабления = 80; ослабляютсn= 3; после укрепления. = 051;юди распостl= 8;аняют свое учение, тем же занимаюсь и я. Жестокие и тираны не умирают своей смертью. Это я привожу ка= 082; пример в своем поучении.

 

43

В мире самm= 9;е слабые побеждают самых сильных. Небытие про = 85;икает везде и всюду. Вот почему я зна= 102; пользу от недеяния. В мире нет ничего, что можно было б= 099; сравнить с учением безмолвия и пользой = 85;едеяния.

 

44

Что ближе к себе слава или жизнь ? Что дороже жизнь или богатство ? Что тяжелее пережить приобретенl= 0;е или потерю ? Кто многое сберегает, тот понесет большие пот = 77;ри. Кто много накапливаеm= 0;, тот потерпи = 90; большие убытки. Кто знает меру, у того не буде= 090; неудачи. Кто знает преде = 83;, у того не будет опасн = 86;сти. Он становится долговечныl= 4;.

 

45

Великое совершенстk= 4;о похоже на несовершенl= 5;ое, его действи = 77; бесконечно; великая пол = 85;ота похожа на пустоту, ее действие неисчерпаеl= 4;о. Великая прямота похожа на кривое; вели= 082;ое остроумие похоже на глупость; ве= 083;икий оратор похо = 78; на заику. Движение побеждает холод, покой побуждает жару. Спокойствиk= 7; создает порядок в мире.

 

46

Когда в стране существует дао, лошади унаваживаюm= 0; землю; когда в стране отс= 091;тствует дао, боевые кони пасутся на полях. Нет большего несчастья, чем незнани = 77; границы своей страс = 90;и, и нет больше= 081; опасности, чем стремле = 85;ие к приобретенl= 0;ю [богатств]. Поэтому кто умеет удовл = 77;творяться, всегда доволен [своей жизнью].

 

47

Не выходя со двора, мудре= 094; познает мир. Не выглядыв = 72;я из окна, он видит есm= 0;ественное дао. Чем дальше он идет, тем меньше познает. Поэ= 090;ому мудрый человек не ходит, но познает. Не видя [вещей] [он] называет их. Он не д&#= 1077;йствуя творит.

 

48

Кто учится, с каждым днем увеличиваеm= 0; [свои знания]. Кто служит дао, изо дня в день уменьшает [свои желания]. В не&= #1087;рерывном уменьшении [человек] доходит до недеяния. Нет ничего такого, что бы не делало недеяние. Поэтому завоевание страны всегда осуществляk= 7;тся посредствоl= 4; недеяния. Кто действует, н= 077; в состоянии овладеть ст = 88;аной.

 

49

Мудрый человек не имеет собственноk= 5;о сердца. Его сердце состоит из сердец народа. Добр= 099;м я делаю добр= 086; и недобрым также желаю = 076;обра. Это и есть добродетелn= 0;, порождаемаn= 3; дэ. Ис= 082;ренним я верю, и неискренниl= 4; также верю. Это и есть ис&#= 1082;ренность, вытекающая из дэ. Мудрый человек живет в мире спокойно и в своем сердц = 77; собирает мнения народа. Он смотрит на народ как на своих детей.

 

50

[Существа] рождаются и умирают. Из десяти человек три [идут] к жизни, и из десяти - три человек = 72; к смерти. Из каждых десяти еще имеются три человека, которые умирают от своих деяни = 81;. Почему это так ? Это происходит оттого, что у них слишком сильно стремление = 82; жизни. Я слышал, что кто умеет овладевать жизнью, идя по земле, не боится носорога ил = 80; тигра, вступая в битву, не боится вооруженныm= 3; солдат. Носорогу некуда вонз = 80;ть в него свой рог, тигру негде наложить на него свои когти, а солдату негде поразить ег = 86; своим мечом. Почему это так ? Это происходит оттого, что для него не существует смерти.

 

51

Дао рождает [вещи], дэ вскармливаk= 7;т [их]. Вещи оформляютсn= 3;, формы завер = 96;аются. Поэтому нет вещи, котора= 103; не возвышал = 72; бы дао и не ценила бы дэ. Дао возвышенно, дэ почтенно, потому что о= 085;и не отдают приказаний, = 072; следуют естественнl= 6;сти. Дао рождает [вещи], дэ вскармливаk= 7;т их, взращивает их, воспитыв= 072;ет их, совершенстk= 4;ует их, делает их зрелыми, ухаживает з = 72; ними, поддерживаk= 7;т их. Создавать и не присваиватn= 0;, творить и не хвалиться, являясь старшим не повелевать. Вот что называется = 75;лубочайшим дэ.

 

52

В поднебесноl= 1; имеется начало, и оно <= span class=3DGramE>является матерью поднебесноl= 1;. Когда будет достигнута мать, то можно узнат = 00; и ее детей. Когда уже известны ее дети, то снова нужно помнить l= 6; их матери. В таком случа = 77; до конца жизни [у человека] не будет опасностей. Если [человек] оставляет свои желани = 03; и освобождаеm= 0;ся от страстей, то до конца жизни не будет у него усталости. Если жи он распускает свои страст = 80; и поглощен своими делами, то не будет спасения [от бед]. Видеть мельчайшk= 7;е называется ясностью. Сохранение слабости называется могуществоl= 4;. Употребляя его блеск, снова сделать его [дао] ясны&#= 1084;. Тогда до конца жизни [у человека] не будет несчастья. Это называется соблюдениеl= 4; постоянствk= 2;.

 

53

Если бы я владел знанием, то шел бы по большой дороге. Един= 089;твенная вещь, которо= 081; я боюсь это действи = 77;. Большая дорога совершенно = 88;овна, но народ любит тропинки. Если дворец = 088;оскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохраниl= 3;ища совершенно пусты. [Знать] одевается в роскошные ткани, носит острые мечи, не удовлетв = 86;ряется [обычной] пищей и накапливаеm= 0;ся излишние богатства. Все это называется разбоем и бахвальствl= 6;м. Оно являетс = 03; нарушением дао.

 

54

Кто умеет крепк = 86; стоять, того нельзя опро = 82;инуть; кто умеет опереться, того нельзя свалить. Сыновья и внуки вечно сохранят память о нем. Кто совершенстk= 4;ует [дао] &#= 1074;нути себя, у того добродетелn= 0; становится искренней. Кто совершенстk= 4;ует дао в семье, у того добродетелn= 0; становится обильной. Кт= 086; совершенстk= 4;ует [дао] в деревне, у того доброд = 77;тель становится обширной. Кт= 086; совершенстk= 4;ует [дао] в царстве, у того добродетелn= 0; становится = 73;огатой. Кто совершенстk= 4;ует [дао] в поднебесноl= 1;, у того добродетелn= 0; становится великой. По себе можно познать других; по одной семье можно познать другие; по одной дл = 77;ревне можно познать остальные; п= 086; одному царству можно познать другие; по одной стран = 77; можно познать вес = 00; мир. Откуда я знаю мир как таковой ? Благодаря этому.

 

55

Кто содержит в себе совk= 7;ршенное дэ, тот похож на новорожденl= 5;ого. Ядовитые на = 89;екомые и змеи его не кусают, свирепые звери на нег= 086; не нападают, хищные птиц = 99; его не схватывают. Кости у него мягкие, мышц= 099; слабые, но он держит [д= 072;о] крепко. Не зная союза двух полов, он обладает животворящk= 7;й способностn= 0;ю. Он очень чут= 086;к. Он кричит весь день, и е&= #1075;о голос не изменяется. Он совершенно гармоничен. Знание гармонии называется постоянствl= 6;м. Знание постоянствk= 2; называется = 87;росвещение&#= 1084;. Обогащение жизни называется счастьем. Напряжение духа в сердц= 077; называется упорством. Существо полное сил стареет это называе = 90;ся нарушением дао. Кто без дао погибает раньше времени.

 

56

Знающие= ; не говорят, говорящие н = 77; знают. Кт = 86; оставляет свои желани = 03;, отказываетl= 9;я от страстей, притупляет свои стремления, = 086;свобождает свои [мысли] от путаницы, умеряет сво = 81; блеск, своди= 090; [свои впечатлениn= 3;] воедино, тот представляk= 7;т собой торжество глубочайшеk= 5;о. Его нельзя приблизить для того, чтобы с ним с&#= 1088;одниться; его нельзя приблизить для того, чтобы им пренебрегаm= 0;ь; его нельзя приблизить для того, чтобы им воспользовk= 2;ться; его нельзя приблизить для того, чтобы его возвысить; его нельзя приблизи = 90;ьдля того, чтобы его унизить. Вот почему о= 085; уважаем в стране.

 

57

Страна управляетсn= 3; справедливl= 6;стью, война ведется хитростью. Завоевание страны о = 89;уществояет&#= 1089;я посредствоl= 4; недеяния. Откуда я зна= 102; все это ? Вот откуда : когда в стране мног = 86; ненужных вещей, народ &#= 1089;тановится бедным. Когд= 072; у народа много остро = 75;о оружия, в стране увеличиваюm= 0;ся смуты. Когда много искусных мастеров, умножаются редкие предметы. Когда расту = 90; законы и при= 082;азы, увеличиваеm= 0;ся число воров = 080; разбойникоk= 4;. Поэтому мудрый чело = 74;ек говорит : если я не действую, народ будет находиться = 74; самоизме = 85;ении; если я спокоен, народ сам будет исправлятьl= 9;я. Если я пассивен, народ сам становится богатым; есл= 080; я не имею страстей, народ стано = 74;ится простодушнm= 9;м.

 

58

Когда правительсm= 0;во спокойно, народ стано = 74;ится простодушнm= 9;м. Когда правительсm= 0;во деятельно, народ становится несчастным. = 054;, несчастье ! Оно основа, на которой держится счастье. О, сч&= #1072;стье ! В нем заключено несчастье. Кто знает их границы ? Они не имеют постоянствk= 2;. Справедливl= 6;сть снова превращаетl= 9;я в хитрость, добро в зло. Человек уже давно находится в заблуждениl= 0;. Поэтому мудрый человек справедлив = 80; не отнимает ничего у другого. Он бескорыстеl= 5; и не вредит другим. Он правдив и не делает ниче = 75;о плохого. Он светел, но не желает блестеть.

 

59

Для того, чтобы управлять страной и служить людям, лучше всего соблюдать воздержаниk= 7;. Воздержаниk= 7; должно стат = 00; главной заботой. Оно называется усовершенсm= 0;вованием дэ. С = 86;вершенное дэ всепобеждаn= 2;щая сила. Всепоб= 077;ждающая сила неисчерпаеl= 4;а. Неисчерпаеl= 4;ая сила дает возможностn= 0; овладеть ст = 88;аной. Начало, при помощи которого управляетсn= 3; страна, долговечно = 80; называется глубоким и прочным корнем. Оно вечно существующk= 7;е дао.

 

60

Управлени = 77; большим царством напоминает приготовлеl= 5;ие блюда из мелких рыб. Если люди вступают в поднебеснуn= 2; путем да = 86;, то духи умерших не творят чудеса. Не только духи умерших не будут творить чудеса, они также перестанут вредить людям. Не только дух н= 077; будет вреди = 90;ь людям, но и мудрый человек не будет вредить людям. Поскольку оба они не приносят вреда, то их дэ соединяютсn= 3; друг с другом.

 

61

Великое царство это низовье рек = 80;, узел поднеб = 77;сной, самка поднебесноl= 1;. Самка всегд = 72; невозмутим&= #1086;стью одолевает самца, а по своей невозмутимl= 6;сти [она] стоит ниже [самца]. Поэтому великое царство располагаеm= 0; к себе маленькое тем, что ставит себя ниже последнего, = 072; маленькое царство зав = 86;евывает симпатию великого царства тем, что стоит ниже последнего. Поэтому располагаюm= 0; к себе либо тем, что ставят себя ниже, либо потому, что сами по себе ниже. Пусть великое царство будет желат = 00; не больше того, чтобы все одинаково были накормлены, = 072; малое царство пусть будет желать не больше того, чтобы служить людям. Тогда оба получат то, чего они желают. В = 77;ликому полагается быть внизу.

 

62

Дао глубокая [основа] всех вещей. Оно сокровище добрых и защита недобрых людей. Краси= 074;ые слова можно произноситn= 0; публично, доброе поведение можно ра = 89;постранять на людей. Но зачем же покидают недобрых лю = 76;ей ? В таком случае для чего же выдвигают государя и назначают ему трех советников ? Государ&#= 1100; и советники хотя и имеют драгоценныk= 7; камни и могу= 090; ездить на колесницах, но лучше будет им спокойно следовать дао. Почему в древности ценили д = 72;о ? В то время люди н= 077; стремились = 82; приобретенl= 0;ю богатств и преступленl= 0;я прощались. Поэтому [= 076;ао] в поднебесноl= 1; ценилось дорого.

 

63

Нужно осуществляm= 0;ь недеяниk= 7;, соблюдать спокойствиk= 7; и вкушать безвкусное. Великое состоит из мелких, а многое из малых. На ненависть нужно отвеч = 72;ть добром. П = 88;еодоление трудного на = 95;инается с легкого, осуществлеl= 5;ие великого дела начинается = 89; малого, ибо в мире трудно = 77; дело образуется из легких, а великое - из м&= #1072;леньких. Поэтому мудрец всегда начинает дело не с = 074;еликого, тем самым он завершает великое дел = 86;. Кто много обещает, тот не заслужив = 72;ет доверия. Где много легки = 93; дел, там много и трудных. Поэтому мудрый человек пог = 88;ужается в трудности, в результат = 77; чего он их не испытывает.

 

64

То, что спокойн = 86;, легко сохранить. То, что не пок&= #1072;зало признаков [своего существоваl= 5;ия], легко направить. То, что слабо, легко разделить. То, что мелко, легко рассеять. Действие надо начать = 089; того, чего еще нет. Наведение порядка над = 86; начать тогд = 72;, когда еще не= 090; смуты. Ибо большое дерево вырастает и = 79; маленького, девятиэтажl= 5;ая башня начинает строиться с горстки земли, путешествиk= 7; в тысячу ли начинается = 89; одного шага. Кто дейсm= 0;вует потерпит неудачу. Кто чем-либо = 74;ладеет потеряет. Во= 090; почему мудрый человек бездеятелеl= 5;, и он не терпит неудачи. Он ничего не им= 077;ет и поэтому ничего не теряет. Те, которые, совершая дела, спешат достигнуть успеха, потерпят не = 91;дачу. Кто осторожно заканчиваеm= 0; свое дело, подобно том = 91;, как он его начал, у того всегда буде = 90; благополучl= 0;е. Поэтому мудрый чело = 74;ек не имеет страсти, не ценит трудн = 86; добываемые предметы, учится у тех, которые не имеют знани = 81;, и идет по тому пути, по которому прошли другие. Он следует естественнl= 6;сти вещей и не осмеливаетl= 9;я [самовольно] действоватn= 0;.

 

65

В древности умевший служить = 76;ао не просвеща = 83; народ, а делал его глупым. Труд= 085;о управлять народом, когда у него много знани = 81;. Поэтому управление страной при помощи знаний враг страны, а без их применен = 80;я счастье страны. Кто знает эти дв= 077; вещи, тот становится примером дл = 03; других. Знан= 080;е этого примера ест = 00; знание глубочайшеk= 5;о дэ. Глубочайшеk= 7; дэ, оно и глубоко и далеко. Оно противополl= 6;жно всем существам. Следуя за ним, достигнешь великого благополучl= 0;я.

 

66

Реки и моря потом= 091; могут властвоватn= 0; над равнина = 84;и, что они способны стекать вни = 79;. Поэтому они властвуют над равнинами. Когда [мудры= 081; человек] желает возвыситьсn= 3; над народом, он должен ставить себ = 03; ниже других. Когда он желает быть впереди людей, он дол&#= 1078;ен ставить себ = 03; позади других. Поэтому, хот= 103; он стоит над народом, но для народа о= 085; не в тягость; хотя он находится впереди, нар= 086;д ему не вредит. Поэтому люд = 80; с радостью его выдвигают и от него не отворачиваn= 2;тся. Он не борется, благодаря чему он в мире непобе = 76;им.

 

67

Все говорят о том, что мое дао велико и не уменьшаетсn= 3;. Если бы оно уменьшилосn= 0;, то после долгого времени оно стало бы маленьким. Н= 077; уменьшаетсn= 3; потому, что оно являетс = 03; великим. Я имею три сокровища, которыми дорожу : первое это человеколюk= 3;ие; второе бережливосm= 0;ь, а третье состоит в том, что я не смею быть впереди других. Я человеколюk= 3;ив, поэтому мог = 91; стать храбрым. Я бережлив, поэтому мог = 91; стать щедры = 84;. Я не смею быть вперед = 80; других, поэтому мог = 91; стать умным вождем. Кто храбр без гуманности, щедр без бережливосm= 0;и, находясь впереди, отт= 072;лкивает тех, кто находится позади, тот п&#= 1086;гибает. Кто ведет войну из-за человеколюk= 3;ия, тот побеждает, и возведеннаn= 3; им оборона - неприступнk= 2;. Естественнl= 6;сть его спасает, человеколюk= 3;ие его охраняе = 90;.

 

68

Умный полководец не бывает воинственеl= 5;. Умелый воин не бывает гневен. У = 84;еющий побеждать врага не нападает. Умеющий управлять людьми ставит себя = 074; низкое поло = 78;ение. Это я называ= 102; дэ, избегающее борьбы. Это сила в управлении = 83;юдьми. Это значит следовать природе и древнему началу [д= 072;о].

 

69

Военное искусство гласит : = 103; не смею первым начинать, я должен ожидать. Я не смею наступать хотя бы на вершок впер = 77;д, а отступаю н= 072; аршин назад. Это называется действием посредствоl= 4; недеяния, ударом без усилия. В этом случае не будет вра= 075;а, и я могу обходиться без солдат. Нет беды тяжелее, чем недооценивk= 2;ть противника. = 053;едооценка противника повредит моему сокро = 74;енному средству [дао]. В результат = 77; сражений те, кто скро = 73;ят, одерживают победу.

 

70

Мои слова легко понять и легко осуществитn= 0;. Но люди не могут понят = 00; и не могут осуществляm= 0;ь. В словах имеется начало, в делах имеет = 89;я главное. Поскольку люди их не знают, то они не знают и меня. Когда меня мало знают, тогда я дорог. Поэтому мудрый чело = 74;ек подобен том = 91;, кто одевается в грубые ткан = 80;, а при себе держит яшму.

 

71

Кто имеет знани = 03; и делает вид незнающего, = 090;от на высоте. Кто без знаний и делает вид знающего, тот болен. Кто избавляет себя от боле= 079;ни - не болеет. Мудрый человек не болеет, пото= 084;у что он избавляет себя от болезни. Поэ= 090;ому он не болеет. <= o:p>

 

72

Когда народ не боится мl= 6;гущественн= 099;х, тогда приходит могущество. Не тесните его жилища, не презирайте его жизни. Кто не прези= 088;ает [народ], тот не будет презрен [народом]. Поэтому мудрый чело = 74;ек, зная себя, себя не выставляет. Он любит себ= 103; и себя не возвышает. О= 085; отказываетl= 9;я от самолюби = 03; и предпочитаk= 7;т невозвыm= 6;ение.

 

73

Кто храбр и в = 86;инственен погибает, кт= 086; храбр и не воинственеl= 5; будет жить. Эти две вещи означают : одна пользу, а другая вред. Кто знает причи = 85;ы ненависти к воинственнm= 9;м ? Объяснить это затрудняетl= 9;я и мудрец. Естественнl= 6;е дао не борется, но умеет побеждать. Оно не говор= 080;т, но умеет отвечать. Он= 086; само приходит. Он= 086; спокойно и умеет управ = 83;ять [вещами]. Сеть природы редка, но нич&#= 1077;го не пропускает.

 

74

Если народ не боится смерти, то зачем же угр= 086;жать ему смертью ? Кто заставляет людей бояться смерти и счи= 090;ает это занятие увлекательl= 5;ым, того я захва= 095;у и уничтожу. Кто осмеливаетl= 9;я так действо = 74;ать ? Всегда существует носитель смерти [д= 072;о], который убивает. А если кто его заменит, то значит заменит великого мастера [= 076;ао]. Кто, заменяя великого мастера, рубит [топор= 086;м] повредит свою руку.

 

75

Народ голодает оттого, что слишком велики побо = 88;ы и налоги. Вот почему [народ] голодает. Трудно управлять народом оттого, что правительсm= 0;во слишком деятельно. Вот почему трудно упра = 74;лять. Народ легко умирает оттого, что у него слишко = 84; сильно стремление = 82; жизни. Вот почему легк = 86; умирает. Тот, кто пренебрегаk= 7;т своей жизнь = 02;, тем самым ценит свою жизнь.

 

76

Человек при рождени = 80; нежен и слаб, а после смер= 090;и тверд и крепок. Все существа и растения пр = 80; своем рождении нежны и слабы, а при г&= #1080;бели тверды и крепки. Твердое и крепкое это то, что погибает, а нежное и сла= 073;ое есть то, что начинает жить. Поэтом= 091; могуществеl= 5;ное войско не побеждает, и оно, подобно крепкому дереву, [гибнет]. Сильное и мо= 075;ущественно&= #1077; не имеют тог= 086; преимущестk= 4;а, какое имеют нежное и слабое.

 

77

Естествен = 85;ое дао напоминает натягиваниk= 7; лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимаетсn= 3; нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отня = 90;ое тому, кто в нем нуждается. Естественнl= 6;е дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческl= 6;е же дао наоборот. Он= 086; отнимает у бедных и отдает бога = 90;ым то, что отнято. Кто может отдат = 00; другим все лишнее ? Это могут сделать только те, которые следуют = 76;ао. Поэтому мудрый человек делает и не пользуется тем, что сделано, совершает подвиги и се= 073;я не прославляеm= 0;. Он благороден потому, что у него нет страстей.

 

78

Вода это самое мягкое и самое слабо = 77; существо в мире, но в преодолениl= 0; твердого и крепкого она непобедима, = 080; на свете нет ей равного. Слабые побеждают сильных, мягкое преодолеваk= 7;т твердое. Это знают все, но люди не могу= 090; это осуществляm= 0;ь. Поэтому муд = 88;ый человек говорит : кто принял н= 072; себя унижение страны становится государем, и кто принял н= 072; себя несчас = 90;ье страны становится властителеl= 4;. Правдивые слова похож = 80; на свою противополl= 6;жность.

 

79

После большого возмущения останутся его последс = 90;вия. Спокойствиk= 7; можно назвать добром. Поэтому муд = 88;ый человек дае = 90; клятвенное обещание, чт= 086; он не будет никого порицать. Добрые люди соблюдают свою клятву, а недобрые е= 077; нарушают. Естественн&#= 1086;е дао не имеет родственниl= 2;ов, оно всегда н= 072; стороне добрых.

 

80

Нужно сделать государствl= 6; маленьким, а народ редки = 84;. Даже если имеется много оруди = 81;, не надо их употреблятn= 0;. Нужно сделать так, чтобы народ не странствовk= 2;л далеко до конца своей = 078;изни. Даже если имеются лодки и колесницы, н= 077; надо их употреблятn= 0;. Даже если имеются воо = 88;уженные войска, не надо их выставлять. = 053;адо сделать так, чтобы народ снова начал плести узелки и употреблятn= 0; их вместо письма. Надо сделать вкусным его питание, прекрасным его одеяние, устроить ем = 91; спокойное ж = 80;лище, сделать веселой его жизнь. Соседние го = 89;ударства смотрели бы друг на друг= 072; издали, слушали бы друг у друга пение петухов и ла= 081; собак, а люди до старости = 080; смерти не должы были бы кочевать с места на место.

 

81

Верные слова не изящны. Красивые слова не зас= 083;уживают доверия. Добрый не красноречиk= 4;. Краснореm= 5;ивый не может быт= 100; добрым. З = 85;ающий не доказывает, доказывающl= 0;й не знает. Мудрый человек ничего не накапливаеm= 0;. Он все делае= 090; для людей и все отдает другим. Н = 77;бесное дао приносит всем существам пользу и им не вредит. Дао мудрого человека- эт= 086; деяние без борьбы.

 

КОНЕЦ