MIME-Version: 1.0 Content-Location: file:///C:/4F414BEC/file9340.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii" Глава первая

&nb= sp;

Нико= 076;им Святогоl= 8;ец,преп. Невидимая брань. М.: Правило вер = 99;, 1999.(из части 1 гл&#= 1072;вы 1, 24,25,40,43,45, из части 2 главы 15,16,17)

Г&= #1083;ава первая<= /span>

 

В чем состоит христианск= 086;е совершенст= 074;о?- Для стяжания его необходима брань.- Четыре вещи, крайне потребные для успеха в сей брани

     Bсе м= 099;, естественнl= 6;, желаем и заповедь имеем быть совершенныl= 4;и. Господь заповедует: будите вы совер = 96;ени, яко Отец ваш небесный совершен есть (Мф. 3, 48); св. Павел убеждает: злоб= ;ою младенсm= 0;вуйте, умы же со= 074;ершенни бывайте (1 Кор. 14, 20); в другом мест = 77; у него же читаем: да будете с = 86;вершенни и исполн = 77;ни (Кол. 4,12), и опять:= на совершение да ведем = 89;я (Евр. 6, 1). Предначерт= ывалась эта заповед = 00; и в Ветхом Завете. Так, Бог говорит Израилю во Второзаконl= 0;и: совершен да будеш = 80; пред Гос = 87;одем Богом твоим= (там же, ст.18, 3).
     И св. Давид то же заповедует сыну своему Соломону: и ныне, Сол = 86;моне, сыне мой, да знаеши Бога отц = 77;в твоих и служ= 080; Ему сердцем совершенныl= 4; и душевною волею (1 Пар. 28, 9= ). После сего н= 077; можем не видеть, что Бог требует от христиан полноты совершенстk= 4;а, требует, т. е., чтобы мы был= 080; совершенны во всех добр= 086;детелях.
     Но если ты, возлюбленнm= 9;й во Христе чи= 090;атель мой, желаешь достигнуть такой высот = 99;, надобно теб = 77; наперед узнать, в чем состоит христианскl= 6;е совершенстk= 4;о. Ибо, не узнавши этого, можеш= 100; уклониться = 86;т настоящего пути и, думая, что течешь к совершенстk= 4;у, направлятьl= 9;я совсем в другую стор = 86;ну.
     Скажу прямо: самое совершенноk= 7; и великое дело, которого только може = 90; желать и дос= 090;игнуть человек, ест= 100; сближение с Богом и пребывание = 74; единении с Ним.
     Но немало таки = 93;, которые говорят, что совершенстk= 4;о жизни христианскl= 6;й состоит в пощениях, бдениях, коленопрекl= 3;онениях, спании на голой земле и в других подобных строгостях телесных. Иные говоря = 90;, что оно состоит в совершении многих молитвослоk= 4;ий дома и в в&#= 1099;стаивании долгих служ = 73; церковных. А есть и та = 82;ие, которые полагают, чт= 086; совершенстk= 4;о наше всецел = 86; состоит в умной молитве, в уединении, отшельничеl= 9;тве и молчании. Наибольшая = 78;е часть ограничиваk= 7;т сие совершенстk= 4;о точным исполнениеl= 4; всех уставо = 84; положенных подвижничеl= 9;ких деланий, не уклоняясь н = 80; к излишеств = 91;, ни к недостатку = 74; чем-либо, а держась золотой середины. Однако ж все эти добродетелl= 0; одни не составляют искомого христианскl= 6;го совершенстk= 4;а, но суть лишь средства и способы к достижению его.
     Что они суть средства и средства действенныk= 7; к достижени = 02; совершенстk= 4;а в христианс = 82;ой жизни, в этом нет никаког = 86; сомнения. Ибо видим очень многих добродетелn= 0;ных мужей, которые проходят ка = 82; должно сии добродетелl= 0;, с тою целью, чтобы получить чрез это сил= 091; и мощь проти= 074; своей гр = 77;ховности и худости, чтобы почерпнуть из них мужество противостоn= 3;ть искушениям = 80; обольщенияl= 4; трех главны = 93; врагов наши = 93;: плоти, мира и <= span class=3DSpellE>диавола, чтобы запастись в них и чрез них духовными пособиями, столь необходимыl= 4;и для всех рабов Бо = 78;иих, особенно
же для новоначаль&= #1085;ых. Они постятся, чтобы смирить плоть свою буйную, совершают бдения, чтоб= 099; изощрять ок = 86; свое умное; спят на голо= 081; земле, чтобы не разнежив = 72;ться сном; связывают язык молчанием и уединяются, чтобы избежать и малейших поводов к уч= 080;нению чего-либо, оскорбляющk= 7;го Всесвятl= 6;го Бога; творят молитвы, выстаивают службы церк = 86;вные и иные совершают дела благочестиn= 3;, для того чтобы внимание их не отходило от вещей небесных; читают о жизни и страданиях Господа нашего не дл= 103; другого чег = 86;, но для того, чтобы лучше познать собственнуn= 2; свою худост = 00; и благос = 77;рдую благость Божию, чтобы научиться и расположитn= 0;ся последоватn= 0; Господу Иисусу Христу с самоотвержk= 7;нием и крестом на раменах своих и чтоб= 099; паче и паче возгрева = 90;ь в себе любов= 100; к Богу и н&#= 1077;любие к себе.
     Но, с другой стороны, эти же добродетелl= 0; тем, которые в них полагают вс = 02; основу свое = 81; жизни и своего упования, могут причинить больший вре = 76;, нежели явны = 77; их опущения - не сами по себе, потому что они б= 083;агочестны и святы, а по вине тех, которые не как должно п= 086;льзуются ими,- именно когда они, внимая толь = 82;о сим добродетелn= 3;м, внешне совершаемыl= 4;, оставляют сердце свое тещи в собственныm= 3; своих во = 83;ениях и в волен= 080;ях диавола, который, видя, что они <= span class=3DSpellE>соступил = 80; с правого пути, не мешает им не только с рад= 086;стью подвизатьсn= 3; в этих телесных подвигах, но и расширять = 080; умножать их по суетному их помыслу. Испытывая при сем некоторые д = 91;ховные движения и утешения, делатели си = 80; начинают думать о себе, что возвысилисn= 0; уже до состояния чинов ангельских = 80; чувствуют в себе присутствиk= 7; Самого Бога; иной же раз, углубившисn= 0; в созерцани = 77; каких-либо отвлеченныm= 3;, не земных ве= 097;ей, мечтают о себе, будто совсем выступили и = 79; области мир = 72; сего и восхищены д = 86; третьего неба.
     Но как погрешит = 77;льно действуют таковые и ка= 082; далеко отстоят от и= 089;тинного совершенстk= 4;а, это всякий может уразу = 84;еть, судя по жизн= 080; их и по их нраву. Они обыкновеннl= 6; желают, чтоб их предпочитаl= 3;и другим во всяком случае; они любят жить п= 086; своей воле и всегда упорны в своих решениях; он= 080; слепы во всем, что касается их самих, но весьма зорк = 80; и старатель = 85;ы в разбирателn= 0;стве дел и слов других; е = 89;ли кто начнет пользоватьl= 9;я почетом у др= 091;гих, какой, как им думается, имеют они, они не могут этого стерпеть и явно делаются не = 84;ирными к нему; если кто помешае = 90; им в их благо&#= 1095;естивых занятиях и подвижничеl= 9;ких деланиях, особенно в присутствиl= 0; других,- Боже &= #1089;охрани! - они тотчас возмущаютсn= 3;, тотчас кипя = 90;ятся гневом и становятся совсем друг = 80;ми, на себя не похожими.
     Если Бог, желая привести их = 082; познанию себя самих и направить н = 72; истинный путь к совершенстk= 4;у, пошлет им скорби и болезни или попустит подвергнутn= 0;ся гонениям, которыми обычно Он испытывает, кто истинны = 77; и настоящие рабы Его, тог&#= 1076;а обнаруживаk= 7;тся, что сокр = 99;валось в сердце их и как глубоко растленны они гордостью. Ибо кака = 03; бы с ними ни случилась прискорбноl= 9;ть, они не хотят подклони = 90;ь
выю свою под иго воли = 041;ожией, упокоивk= 2;ясь на праведны = 93; и сокровенныm= 3; судах Его, и не желают, по примеру смирившего Себя ради на= 089; и пострадав = 96;его Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, смирить себ = 03; паче всех тварей, почитая люб = 77;зными друзьями гонителей своих, как орудия Божественнl= 6;й к ним благостыни = 80; споспешн = 80;ков их спасения.      Почему очевидно, чт= 086; они находятся в = 074;еликой опасности? Имея внутреннее свое око, т. е. ум свой помраченныl= 4;, им смотрят они и на самих себя, и смотрят неверно. Помышляя о внешних своих делах = 073;лагочестия, что они хороши у них, они думают, что достигл = 80; уже совершенстk= 4;а, и, возгор= 076;еваясь от этого, начинают осуждать др = 91;гих. После сего нет уже возможностl= 0;, чтобы кто-ли= 073;о из людей обратил таковых, кроме особо = 75;о Божия воздействиn= 3;. Удобнее обратиться на добро явному греш = 85;ику, нежели скрытному, укрывающемm= 1;ся под покрово = 84; видимых добродетелk= 7;й.
     Теперь, узнавши так ясно и определеннl= 6;, что духовна = 03; жизнь и совершенстk= 4;о не состоят в одних тех видимых доб = 88;одетелях, о которых мы сказали, узнай и то, чт&= #1086; она не состоит и в другом чем, кроме как в с&#= 1073;лижении с Богом и в единении с Ним, как сказ&#= 1072;но вначале,- в связи с чем состоя= 090; сердечное исповеданиk= 7; благости и величия = 41;ожия и сознание собственноl= 1; нашей ничтожностl= 0; и склонност = 80; на всякое зло; любовь к Богу и не= 083;юбие к себе самим; подчинение себя не только Богу, но и всем тварям из любви к Богу, отвержение всякой собственноl= 1; нашей воли и совершеннаn= 3; покорность воле Бож = 80;ей; и при том желание всего этого = 080; совершение от чистого сердца, во славу Бо = 78;ию (1 Кор. 10, 31), только для одного б = 83;агоугожден&#= 1080;я Богу, только потому, что так хочет Он Сам и что так надлежи = 90; нам любить Его и работа= 090;ь Ему.
     Вот закон любви, начертанныl= 1; перстом i= 7;амого Бога в сердцах верных рабо = 74; Его! Вот отве&#= 1088;жение самих себя, какого требует от н= 072;с Бог! Вот благое иго Иисуса Христа и легкое брем = 03; Его! Вот покорность воле Бож = 80;ей, которой требует от нас Искупитель = 85;аш и Учитель и собственныl= 4; примером Своим и Своим слово = 84;! Ибо не повелел ли наш Начальник и Совершителn= 0; нашего спасения Господь Иисус говорить в м= 086;литве своей к Небесному Отцу: Отче наш!.. да будет воля Твl= 6;я, яко на не= 073;еси и на земли (Мф. 6, 10)? И &= #1057;ам Он, вступая в подвиг страданий, н= 077; возглашал л = 80;: не Моя, Отче, но Твоя да буде= 090; воля (Лк. 22, 42)! И = 86; всем деле Своем не сказал ли: снидох с небесе
, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца (Ин. 6, 38)= ?
     Видишь теперь, б = 88;ате, в чем дело. Предполагаn= 2;, что ты изъявляешь готовность = 80; порываешьсn= 3; достигнуть высоты такого совершенстk= 4;а. Буди благословеl= 5;но рвение твое! Но угото = 74;ься и на труд, пот и борение с первых же шагов течен = 80;я твоего. Все должен ты предать в жертву Богу = 080; творить одн = 91; волю Его. Но т&= #1099; в себе самом встретишь столько = 74;олений, сколько у тебя сил и потребностk= 7;й, которые все требуют удовлетворk= 7;ния, не взирая на то, согласно ли то с волею <= span class=3DSpellE>Божиею. Потому для достижения возжелан = 85;ой тобою цели тебе необходимо сначала подавлять свои собственныk= 7; воления, а наконе = 94; и совсем их погасить и умертвить; а чтоб успеть = 074; этом, должно тебе непрестаннl= 6; себе противитьсn= 3; в худом и принуждать себя на доброе, иначе, должн= 086; непрестаннl= 6; бороться с собою и со всем, что благоприятl= 9;твует твоим во = 83;ениям, возбуждает = 80; поддерживаk= 7;т их. Угото= 074;ься же на такое борение и на такую брань = 080; ведай, что венец - достижение возжелан = 85;ой тобою цели - не дается никому, кром= 077; доблестных воителей и борцов.
     Но насколько брань сия наитрудней&= #1096;а есть паче всякой другой, так как, вступая в брань с собою, в себе же самих встречаем и противов = 86;ителей,- столь же победа в ней наиславн = 77;йша паче всякой другой и, главное, пач= 077; всего бл = 72;гоугоднейш&#= 1072; Богу. Ибо если же, в&#= 1086;одушевясь ревностью, победишь и умертвишь беспорядочl= 5;ые страсти сво = 80;, свои пох = 86;тения и волени = 03;, то благо = 91;годишь Богу паче и поработаешn= 0; Ему благолепнеk= 7;, нежели и = 79;бичевывая себя до кров= 080; и истощая себя постом больше всех древних пустынножиm= 0;елей. Даже то, если ты, искупив сотни рабов христиан из рабства у нечестивых, дашь им своб= 086;ду, не спасет тебя, если ты при этом сам пребываешь = 74; рабстве у страстей. И какое бы вообще дело, будь оно самое велик = 86;е, ни предпринял ты и с каким трудом и как= 080;ми пожертвоваl= 5;иями ни совершил бы его, не дов&= #1077;дет оно до той цели, какую достигнуть = 74;озжелал ты, если при том ты оставляешь без внимани = 03; страсти сво = 80;, давая им свободу жит = 00; и действова = 90;ь в тебе.
     Нак = 86;нец, после того как узнал ты, в чем состои= 090; христианскl= 6;е совершенстk= 4;о и что для дос&#= 1090;ижения его необходимо тебе вести непрестаннm= 1;ю и жестокую брань с сами= 084; собою, надлежит тебе, если истинно желаешь сделаться победителеl= 4; в сей невиди= 084;ой брани и сподобитьсn= 3; достодолжнl= 6;го за то венца, водрузить в сердце свое = 84; следующие четыре расположенl= 0;я и духовные делания, как бы облещ = 80;сь в невидимые оружия, самы= 077; благонад= ;ежные и всепоб = 77;дительные, именно: а) никогда ни в чем не надеяться н = 72; себя; б) носить в сердце всегда полное и = 074;седерзнове&= #1085;ное упование на единого Бог = 72;; в) непрестаннl= 6; подвизатьсn= 3;; г) всегда пребывать в молитве.

 

Глава двадцать четвертая<= span style=3D'font-size:14.0pt;mso-fareast-font-family:"Arial Unicode MS"'>=

 

Общи = 77; уроки об употреблен= 080;и чувств

   =   Мне остается ещ = 77; предложить тебе общие правила о том, как должно употреблятn= 0; внешние чувства, что= 073; впечатлениn= 3; от них не раз&#= 1086;ряли нашего духовно-нра = 74;ственного строя. Внемл= 080; убо!
     1) Паче всего, брат мой, всеу= 089;ильно держи в рука= 093; злых и скоры= 093; окрадатk= 7;лей своих - очи свои, и никак не позволяй им простиратьl= 9;я к любопытно = 84;у смотрению н = 72; лица женщин, красивы ли они или некрасивы, равно как и на лица мужч= 080;н, особенно юных и безбородых. Не позволяй им также смотреть на нагие тела, не только чужие, но и на свое собственноk= 7;. Ибо от таког= 086; любопытствk= 2; и страстног = 86; смотрения удобно може = 90; зародиться = 74; сердце сладострасm= 0;ная похоть блудная, не безвинная, как сказал Господь: всяк= ;, иже воззрит на жену, к= 086; еже вожд = 77;лети ее, уже лю&#= 1073;одействова= с нею в сердце свое = 84; (Мф. 5, 28). И из= мудрых некто написал: "От воззрения рождается в = 86;жделение". Посему и Соломон, предостереk= 5;ая нас от пленения очами и от уязвления похотени = 77;м красоты, дае= 090; урок: сыне, д&= #1072; не победит тя доброты похоть, ниже уловлен
буди очи = 84;а твоима, ниже да в= 086;схитишися веждами = 77;я (Притч. 6, 25). Вот тебе и примеры пагубных последствиl= 1; от вольн = 86;смотрения очами: сыны Божии, потомки = 57;ифа и Еноса, увлеклись дщерями Каина (Быт. гл. 6); С= ихем, сын Еммо = 88;а в Сикиме, увидев Дину, дщерь Иаков = 72;, пал с нею; &= #1057;ампсон пленен был красотой Далиды (Суд. гл. 16); Давид пал от воззрения н = 72; Вирсавию (2 Цар. гл. 11); два старца, суди= 080; народные, обезумели о = 90; красоты Сусанны (Дан. гл. 13).
     Блю= 076;ись также всматриватn= 0;ся в хорошие яства и пити= 103;, припоминая = 87;раматерь нашу Еву, которая, посмотрев недобрыми очами на пло= 076; запрещенноk= 5;о древа в раю, воспохот = 89;твовала его, сорвала и вкусила и подвергла смерти себя = 080; весь род свой. Не смотри с вожделениеl= 4; на красивые одежды, ни на <= span class=3DSpellE>сребро и злато, ни на блестящие наряды мирские, что= 073; чрез очи тво= 080; не вошла в ду&#= 1096;у твою страст = 00; тщеславия или сребролюбиn= 3;, об избавлении от чего так молится святой Дави = 76;: отврати очи мои, еже не видет = 80; суеты (П&#= 1089;. 118, 37). И скажу обще: блю= 076;ись смотреть на хороводы, пляски, пиры, пышности, сп= 086;ры, сcорm= 9;, пустобоl= 3;тания и все другие неподобные = 80; срамные дел = 72;, кои любит несмысленн&= #1099;й мир и запрещает закон Божий. Бегай и закрывай оч = 80; свои от всег= 086; этого, чтоб не наполнит = 00; сердца своего страстными движениями = 80; воображениn= 3; срамными образами и н= 077; возбудить в себе бунта и брани проти = 74; себя, пресек= 096;и непрерывноl= 9;ть подвига, кои= 084; должен ты всегда подвизатьсn= 3; против страстей св = 86;их. Но люби посещать церкви и смотреть на св. иконы, священные книги, усыпальницm= 9;, кладбища и все другое преподобноk= 7; и святое, = 089;мотрение на что может спасительнl= 6; действоватn= 0; на душу твою. <= br>      2) Надлежит тебе блюсти = 080; уши свои. = 048; во-первых, не слушай срамных и сладострасm= 0;ных речей, песен и музыки, от которых блажью наполняетсn= 3; душа и разнеживаеm= 0;ся и сердце разгораетсn= 3; плотскою похотью, ибо написано: отвр= ;ати от себе п= 086;нослива (зловредные) словеса (Притч. 27, 11).
     Во-втор&#= 1099;х, не слушай шумных и смехотворнm= 9;х речей, пусты= 093; и баснословнm= 9;х рассказов и выдумок, а если невольно услышишь, не услаждайся ими и не одобряй их. Непристойнl= 6; христианам находить удовольствl= 0;е в таких реча= 093;, а только тем развращеннm= 9;м людям, о коих сказал св. Павел, что они, чешем= 080; слухом, от истины слух отвратят и к басням укло = 85;ятся (2 Тим. 4, 4).
     В-треть&#= 1080;х, не слушай с услаждениеl= 4; пересудов, наговоров и клевет, каки= 077; иные распростраl= 5;яют о ближних своих, но или пресекай их, если можешь, или удаляйс = 03;, чтоб не слышать их. Ибо св. Васил&#= 1080;й Великий равно почитает достойными отлучения как осуждающих = 80; клеветниl= 2;ов, так и тех, кои слушают их, не останавливk= 2;я.
     В-четве&#= 1088;тых, не слушай пустых и суетных реч = 77;й, в коих проводит время большая часть мирол = 02;бцев, и не услаждайся ими. Ибо в законе напи = 89;ано: да не приим = 77;ши слуха суk= 7;тна (Исх. 23, 1). И Соломон сказал: сует= ;но слово и ложн= 086; далече оm= 0; мене сотвори (Притч. 30, 8). А Господь присудил: глаг= ;олю же вам, яко всяко слово праздное, еж= 077; аще = 88;екут человецm= 9;, воздадяm= 0; о нем слово в день судный= (Мф. 12, 36).
     В-пятых, наконец, = 073;людись вообще от слушания всяких слов = 080; речей, могущ= 080;х действоватn= 0; на тебя д= 091;шевредно, в числе кото= 088;ых не последне = 77; место занимают лести и похвалы льстецов, ка= 082; сказал Исаи = 03;: людие Мои, блажащии вас льстят вы, и стези ног ваших возмущают (Ис. 3, 12). Но люби слушат = 00; Божественнm= 9;е словеса, свя= 097;енные песни и псалмы, и все, что честно, свято, премудро и душеполезнl= 6;; особенно же люби слушат = 00; поношения и укоры, когда кто осыпает тебя ими.
     3) Блюди обоняние свое от всякого род = 72; благоухани&= #1081;, разнеживаюm= 7;их и могущих во= 079;буждать плотские помыслы и движения: не держи их на себе, не н&#= 1072;мащайся ими и не вдыхай их похотливо и без меры. = 042;се такое прилично женщинам недобрым, а не мужчинам любомудр = 99;м, потому что о= 090; этого расслабляеm= 0;ся мужество души и возбуждаютl= 9;я плотские страсти и похотения, могущие доводить и д= 086; падений, так что на употр= 077;бляющих эти возбудителn= 0;ные благовония нередко исполняютсn= 3; пророческиk= 7; угрозы, кои гласят: лют вам, первыми вонями мажущиис = 03; (Амос. 6,6). Будет вам вместо добрыя вони смрад (И&#= 1089;. 3, 23).
     4) Блюди вкус свой и свое чрево, да не порабо= 090;ятся сладким и утучняющим разнообразl= 5;ым яствам и ароматным питиям разгорячаюm= 7;им. Ибо такие утешные трапезы, пок= 072; приобретешn= 0; все нужное для держани = 03; их, могут довести теб = 03; до лжи, обмана, даже воровства и до других многих п = 86;работитель&#= 1085;ых страстей и злых дел, а когда приобретешn= 0; и станешь им= 080; наслаждатьl= 9;я, могут ввергнуть тебя в ров плотских утех и ск = 86;тских вожделений, кои обыкновеннl= 6; действуют п = 86;д чревом. И ты подпадеш = 00; тогда под осудительнm= 9;е определениn= 3; пророка = 40;моса: лют вам... ядущ&= #1080;и козлища от стад и тельц= 099; млеком п = 80;таеми от среды стад... и пи= ющии процеженноk= 7; вино (Ам&#= 1086;с. 6, 4, 6).
     5) Блю= дись руками своими хватать, жат= 100; и обнимать тело не только чужо = 77;, женщины ли т= 086; или мужчины, и старца, равно как и юноши, но и свое собств = 77;нное;
особенно же без крайней нужды не дотрагивайl= 9;я до известны = 93; членов. Чем произвольнk= 7;е такое прикосновеl= 5;ие, тем чувствителn= 0;нее и живее бывает движ = 77;ние плотской похоти и тем неудержимеk= 7; увлекает он = 86; человека к самому делу греховному. = 048; все другие чувства способствуn= 2;т движению похоти и = 085;екиим образом издали содействуюm= 0; устроению греха; но когда дойде = 90; кто до осяза= 085;ия того, чего не должен касаться, тогда крайн = 77; трудно уже бывает ему удержаться от дела греховного.
     К соблазнам осязания относятся также и убор= 099; головные, одежда и обувь. Бл= 102;дись потому украшать тело свое мя= 075;кими, разноцветнm= 9;ми и блестящим = 80; одеяниями, голову драгоценныl= 4;и покровами и ноги ценною обувью. Женоподобнl= 6; все такое и для мужчины непристойнl= 6;. Но одевайся степенно и смиренно, удовлетворn= 3;я нужду и потребностn= 0; предохраняm= 0;ь тело от холода зимо = 02; и от жары летом, чтоб иначе не услышать и тебе того же, что услышал богач, облачавшийl= 9;я в порфиру и виссон: помя= ;ни, яко восп = 88;иял еси благая твоя = 074; животе твое = 84; (Лк. 16, 25), и не испытать на себе угроз пророка = 48;езекииля, который такой изрек приговор о людях сего рода: дойдут они до того, что сами свер= ;гнут венцы с глав своих и ризы свои исп = 77;щренныя совлекут с себя (Ие&#= 1079;. 26, 16).
     Сюда же <= span class=3DGramE>относятсn= 3; и всякие другие упокоения плоти, каковы: част= 099;е купания и бани, красивые чрез меру до= 084;а, мягкие ковр = 99;, дорогая мебель, пышные одры = 080; разнежиk= 4;ание на них. От всего этого берегись, ка= 082; опасного дл = 03; твоего целомудрия = 80; близкой причины к возбуждениn= 2; нечистых движений и позывов к пл= 086;тским вожделенияl= 4; и делам, чтоб не наследов = 72;ть - увы, которым угрожает св. пророк А = 84;ос: лют вам... спящие на одрех из костей слоновых и ласкосер = 76;ствующие на постелях своих (А&#= 1084;. 6, 1, 4).
     Все, что я теперь сказал тебе, есть та земл= 103;, коею питаться осужден змий-искуси = 90;ель; и все это есть пища, коею питаются плотские страсти наш = 80;. Посему, если ты не станешь почитать этого малостью и н= 077; стоящею внимания ничтожностn= 0;ю, а напротив, мужественнl= 6; вооружишьсn= 3; против сего = 080; ничему такому не будешь попускать входить чре = 79; чувства в душу твою и в твое сердце, то удостове = 88;яю тебя, что воистину легко истощ = 80;шь ты всю силу диавола = 080; страстей, не пропуская для них пищи, коею они могли бы питаться в тебе, и в короткое время явишься доблестным победителеl= 4; в невидимой брани.
     У Иова написано, чт= 086; мраволеk= 4; погиб оттог = 86;, что нечего было ему есть: мрав= ;олев погибе, зане не и= 084;еяше брашна (Иов 4, 11). Этот мра= ;волев изображает диавола, всегдашнегl= 6; врага нашег = 86;, который бежит от человека, не дающего k= 7;му чем питатьс = 03;, чрез отвержение = 80; подавление всех движений страстных, возбуждаемm= 9;х впечатлениn= 3;ми внешних чувств наши = 93;. На мрамо = 83;ева же он похож тем, как говорит некий инок Иовий в библиотеке Фотия Патриарха, что всегда начинает губить чело = 74;ека чрез вве = 88;жение его сперk= 4;а в малые грехи, как мал муравей, а потом, когд&#= 1072; приучит его = 082; таким малым грехам, ввергает уж = 77; и в большие; и тем еще похо= 078; он на него, что вначале кажется бессильным = 80; малым, как муравей, а потом является сильным великаном, как большой = 083;ев.

Глава двадцать пятая

 

О том, как управлять языком

     Са= мая великая лежит на нас нужда управ = 83;ять как должно языком свои = 84; и обуздыват = 00; его. Двигатель языка - сердце; чем полно сердц = 77;, то изливается языком. Но, об&= #1088;атно, излившееся чрез язык чувство сер = 76;ца укрепляетсn= 3; и укореняетсn= 3; в сердце. Пот&#= 1086;му язык есть один из немалых деятелей в о= 073;разовании нашего нрав = 72;.
     Добрые чувства молчаливы. Излияния чрез слова ищут более чувства эгоистичесl= 2;ие, чтоб высказ = 72;ть то, что льстит нашему cамолюби = 02; и что может показать на = 89;, как нам мнится, с луч&#= 1096;ей стороны. Многословиk= 7; в больших случаях происходит от некоего горделивогl= 6; самомнения, по коему, воображая, что мы слишком = 84;ногосведущ&#= 1080; и что наше мнение о предмете речи самое удовлетворl= 0;тельное, неудержимоk= 7; испытываем понуждение высказатьсn= 3; и обильною речью с многократнm= 9;ми повторенияl= 4;и запечатлетn= 0; то же мнение и в сердцах других, н = 72;вязываясь таким образом им в учителя непрошеные = 80; мечтая имет = 00; иной раз учениками такие лица, к&#= 1086;торые понимают дело горазд = 86; лучше учите = 83;я.
     Сказан= 085;ое, впрочем, относится к таким случа = 03;м, когда предметы речи бывают более или менее стоящие внимания. Наибольшей же частью многоречие<= /span> однознаm= 5;ительно с пустор = 77;чием; и в таком случае нет слов для полного изо = 73;ражения зол, происходящl= 0;х от сего дурного нав = 99;ка. И вообще многословиk= 7; отворяет дв = 77;ри души, чрез кои тотчас выходит сердечная т = 77;плота благогоk= 4;еинства, тем паче это &#= 1076;елает пустословиk= 7;. Многословиk= 7; отвлекает внимание от себя, и в сердце, таки= 084; образом не блюдо = 84;ое, начинают прокрадываm= 0;ься обычные страстные сочувствия = 80; желания, и иногда с таким успех = 86;м, что когда кончится пусторечие, в сердце окажется не только соизволениk= 7;, но и решение на страстны = 77; дела. Пус= 090;оречие есть дверь к осуждению и клеветам, разносител&= #1100; ложных вестей и мнений, сеятель разногласиl= 1; и раздоров. Оно подавляет вкус к умственным трудам и всегда почт = 80; служит п = 88;икрышкой отсутствия основательl= 5;ого ведения. После многословиn= 3;, когда пройдет чад самодовольl= 9;тва, всегда остается некое чувст = 74;о тоскливостl= 0; и разлен = 77;ния. Не свидетельсm= 0;вует ли это о том, что душа и не&#= 1093;отя сознает тогда себя обокрадеl= 5;ною?
     Апосто= 083; Иаков, желая показать, ка= 082; трудно говорливомm= 1; удержаться от чего-либо неполезногl= 6;, грешного и вредного, сказал, что удержание языка в должных границах есть достояние только сове = 88;шенных мужей: ащ= 077; кто в слове не согрешае = 90;, сей совершен му = 78;, силен об = 91;здати и все тело (Иак. 3, 2). Язык, коль скоро начне = 90; говорить в свое удовольствl= 0;е, то бежит в ре&#= 1095;и, как разнузданнm= 9;й конь, и выбалтываеm= 0; не только хорошее и подобающее, но и нехорош= 077;е и зловредно = 77;. Потому апостол сей называет ег = 86; "неудержимы= ;м злом, исполненныl= 4; яда смертон = 86;сного" (там же, 3, 8). Согласно с н= 080;м и Соломон ещ= 077; древле изрек: от многословиn= 3; не избеж = 80;ши греха (Притч. 1= 0, 19). И скажем с Екклезиа = 89;том, что вообще кто много говорит, тот обличает свое безуми = 77;, ибо обычно только безумный ум = 85;ожает словеса (= 045;ккл. 10, 14).
     Не распростраl= 5;яйся в долгих соб= 077;седованиях с тем, кто слушает теб = 03; не с добрым сердцем, чтоб, над= 086;кучив ему, не сделать себ = 03; для него мерзостным, = 082;ак написано: умножаяй словеса мерзок буде = 90; (Сир. 20, 8). Остерегайсn= 3; говорить сурово и = 074;ысокотонно<= /span>, ибо и то, и другое крайне ненавистно = 80; заставляет подозреватn= 0;, что ты очень суетен и слишком много о себе думаешь. Никогда не говори о себ= 077; самом, о своих делах или о своих родных, исключая случаи, когд= 072; это необход = 80;мо, но и при этом говори как можно короч = 77; и скорее. Когда видиш = 00;, что другие г= 086;ворят о себе с излишком, понуди себя не подражат = 00; им, хотя слова их кажутся смиренными = 80; самоукор = 80;тельными. Что же касается ближнего твоего и дел его, то говорить не отказывайсn= 3;, но всегда говори короче даже = 080; там и тогда, где и когда это требова = 83;ось бы для блага его.
     Беседу= 103;, припоминай = 80; старайся исполнить заповедь св. Фалассия, которая гласит: "Из пяти родов предметов р = 77;чи в собеседоваl= 5;ии с другими тр= 080; употребляй = 89; благоразумl= 0;ем небоязнk= 7;нно; четвертый употребляй не часто, а от пятого совсем отка = 78;ись" ("Добротl= 6;любие", сотня 1-я, гл. 69). Один из пишущих первые три п= 086;нимает так: да, нет, само собою или ясное де= 083;о; под четвертым разумеет сомнительнl= 6;е, а под пятым совсем неизвестноk= 7;. То есть, о чем = знаешь верно, что оно истинно или ложно и что оно очевидно само собою, о том с решительноl= 9;тью говори как о= 073; истинном ил = 80; как о ложном, или как об очевидном; о том, что сомнительнl= 6;, лучше не говори ничего, а когда и нужда, говор= 080; как о сомнительнl= 6;м, не предреша = 03;; о неизвестн = 86;м же тебе совсем не говори. Другой нект = 86; говорит: ест= 100; у нас пять приемов или = 086;боротов речи: звательный, когда кого призываем; вопросителn= 0;ный, когда спрашиваем; = 078;елательный или просительнm= 9;й, когда желае = 84; или просим; определитеl= 3;ьный, когда решит = 77;льное о чем выражаем мнение; повелительl= 5;ый, когда начальствеl= 5;но и властно повелеваем. = 048;з этих пяти первые три употребляй всегда своб = 86;дно, четвертый - пореже, как можно, а пятого совсем не касайся.
     О Боге говори со всем расположенl= 0;ем, особенно о Его любви и благости, однако ж со страхом, помышляя, ка= 082; бы не погрешить и = 074; этом, сказав что о Божест= 074;енном небоголk= 7;пно и смутив простые сердца слышащих. Посему люби паче внимат = 00; беседам о се= 084; других, слаг= 072;я словеса их в= 086; внутренl= 5;ейшие хранилища сердца своего.
     Когда же говорят о другом чk= 7;м, то только звук голоса пусть пр = 80;ражается к слуху твоему, а не мысль к уму, который да с= 090;оит непоколk= 7;блемо устремленнm= 9;м к Богу. Даже и тогда, когда нужно бывае = 90; выслушать говорящего = 86; чем, чтоб понять, в чем дело, и дать должный ответ, и тогд&#= 1072; не забывай между речью слышимою и говоримою возверза = 90;ь око ума на Небеса, где Бог твой, помышляя пр = 80;том о величии Ег= 086; и о том, что Он не сводит с т&#= 1077;бя ока Своk= 7;го и взирает на тебя то б= 083;аговолител&= #1100;но, то небла = 75;оволительн&#= 1086;, соответствk= 7;нно тому, что бывает в помышленияm= 3; сердца твое = 75;о, в твоих речах, движениях и делах.
     Когда нужно тебе говорить, наперед доб = 88;е рассуди о том, что высказать всходит на с= 077;рдце твое, прежде чем перейде = 90; то на язык тв&#= 1086;й, и найдешь, что многое и= 079; сего таково, что ему гораздо лучше не исходить из уст твоих. Но при этом знай, что и из того, что выс&#= 1082;азать кажется теб = 77; делом хорошим, иному гораз = 76;о лучше оставаться похороненнm= 9;м в гробе молчания. Об этом иной ра= 079; сам ты узнае= 096;ь тотчас по окончании беседы.
     Молчан= 080;е есть велика = 03; сила в деле невидимой н = 72;шей брани и верная надежда на одержани = 77; победы. Молчание очень любезно том = 91;, кто не надеется на себя, а надеется на одного Бога. Оно есть блюстительl= 5;ица священной молитвы и дивная помощница при упражнении = 74; добродетелn= 3;х, а вместе и признак духовной му = 76;рости. Св. Исаак говорит, что "хранение языка не тол= 100;ко заставляет ум воспрянуть = 82; Богу, но и в делах явных, телом совершаемыm= 3;, втайне дост = 72;вляет великую сил = 91; к совершени = 02; их. Оно просвещает = 80; в сокровенноl= 4; делании, есл= 080; только кто соблюдает молчание с ведением" ("Добротол = 02;бие" в рус. пер., сл. 31, с. 208). В другом мест = 77; так восхваляет он его: "Когд= 072; на одну сторону положишь вс = 77; дела жития сего - отшельничеl= 9;кого, а на другую - молчание, тогда найдешь, что оно перевешиваk= 7;т на весах. Много есть добрых для нас советов; но когда сблизится кто с молчанием, излишним дл = 03; него будет делание хранения их&quo= t; ("Добротl= 6;любие" в рус. пер., сл. 41, с. 251). В другом еще месте называет он молчание "тk= 2;инством будущего века"; слова же, говорит, "суть орудиk= 7; мира сего" (там же, сл. 42, с. 263). Святой же Варсонофий<= /span> ставит его выше бог = 86;словствова&#= 1085;ия, говоря: "Есл = 80; ты и едва-едва не богословстk= 4;уешь, то знай, что молчание более достойно удивления и славы" (там же, отв. 36). П = 86;сему хотя бывает, что иной молчит, потому что н= 077; имеет, что сказать (Сир. 2= 0, 6), иной потому= , что ждет удобного времени для своего слов = 72; (там же), иной по другим каким причинам, "с = 83;авы ради человеческl= 6;й или по ревности о сей доброде = 90;ели молчания, ил= 080; потому, что держит сокр = 86;венное в сердце собеседоваl= 5;ие с Богом, от ко&= #1077;го не хочет отойти внимание ум = 72; его" (св. Исаак, сл. 76, с. 546), но вообще можно сказать, что кто молчали = 74;, тот показывает = 89;ебя благораз= ;умным и мудрым (см.: Сир. 19, 28; 20, 5).
     К тому, чтоб навыкнуть молчанию, укажу тебе одно самое прямое и простое средство: бе= 088;ись за дело сие - и само дело будет и науч= 072;ть тебя, как его делать, и помогать в этом. Для поддержаниn= 3; же усердия к такому труд = 91; почаще размышляй о пагубных следствиях безразбо = 88;ной говорливосm= 0;и и спасительнm= 9;х следствиях = 73;лагоразумн&#= 1086;го молчания. Когда же дойдешь до вкушений спасительнm= 9;х плодов молчания, тогда не потребуетсn= 3; более для тебя никаки = 93; в этом отношении у = 88;оков

 <= /span>

Глава сороковая<= span style=3D'font-size:14.0pt;mso-fareast-font-family:"Arial Unicode MS"'>=

 

Долж = 85;о любить случаи к добродетел= 103;м, особенно затрудните= 083;ьные

     Не должно отнюдь, возлюбленнm= 9;е, бегать того, что может служить поводом к стяжанию добродетелl= 0;; но наипаче надлежит всегда прин = 80;мать то с радостью, ка= 082; только представитl= 9;я тебе что подобное, почитая наиболее честными и достол = 02;безными такие случа = 80;, которые неприятны для твоего сердца и никакого не возбуждают сочувствия. Предсказывk= 2;ю тебе, что с Божиею помощью действителn= 0;но и будешь так поступать, если добре напечатлееm= 6;ь в уме своем следующие помышления.
     Во-пер&#= 1074;ых, должно тебе осознать, чт= 086; встречающиk= 7;ся тебе случаи = 082; добродетелl= 0; суть самые пригодные для тебя средства к стяжанию ее, Богом тебе поданные, по твоей молитве. Возжелав ст = 03;жать добродетелn= 0;, ты, конечно, молился Бог = 91;, чтобы Он даровал теб = 77; ее; молясь же <= span class=3DGramE>о
сем, ты не мог не молиться и о способах и средствах к получению такого дарования. Н= 086; Бог не дает, например, добродетелl= 0; терпения бе = 79; прискорбноl= 9;тей и добродетелl= 0; смирения бе = 79; смирительнm= 9;х случаев унижения и бесчестия. Посему, посл= 077; того как ты помолился о сих добродетелn= 3;х, Он и послал тебе соотве = 90;ственные им случаи. Что же ты теперь дела = 77;шь, убегая от ни= 093; и отвращаяс = 00;? Отвергаешь помощь Б = 86;жию, о коей молился, и посмеиваешn= 0;ся над даром Божиим.
     Итак, положи любезно встречать представляn= 2;щиеся тебе случаи = 082; добродетелn= 3;м, и тем любезнее, че= 084; в большее поставляют они тебя затруднениk= 7;. Ибо в таких случаях наш = 80; добродетелn= 0;ные деяния вызывают большое мужество и о= 073;наруживают большую сил = 91; нравственнm= 1;ю; а чрез это мы всякий раз делаем значительнk= 7;йший шаг по пути добродетелl= 0;, что исключителn= 0;но и должны мы иметь всегд = 72; в цели.
     Оговор= 102;сь, однако ж, что, советуя теб = 77; пользовать&= #1089;я особенно важными случаями к добродетелl= 0;, я не имею в мысли внm= 1;шить тебе презирать маловажные = 82; тому случаи = 080; пропускать их с небреже= 085;ием. Нет, надо &#= 1085;еопустител= ьно пользоватьl= 9;я теми и другими, что= 073; всегда быть = 074; трудах по доброделан&= #1080;ю. Например, терпеливо переносить должно не то= 083;ько наглую бран = 00; и поношение, и даже удары, если случится, но &#= 1080; косой взk= 5;ляд и презрительl= 5;ую мину или колкое слов = 86;. Достодолжнm= 9;е действия наши в таких маловажных случаях, как имеющие возможностn= 0; чаще проявл = 03;ться, потому что и случаев таких больш = 77;, в непрерывноl= 4; напряжении поддерживаn= 2;т нашу нравственнm= 1;ю силу и тем укрепляют нас держать себя как должно и в важнейших случаях. Пропуская ж = 77; небрежно такие случа = 80;, мы расслабляеl= 4; свою нравственнm= 1;ю силу и делае= 084; ее менее способной н = 72; дела важные.      Во-вm= 0;орых, восставь в себе убеждение и веру, что все случающеесn= 3; с нами случа= 077;тся по Божию изволению н = 72; пользу нам, да плод неки= 081; духовный получим чре = 79; то. Хотя из сего об ином, а именно наши = 93; и прочих людей греха = 93;, нельзя полагать, чт= 086; они происхо = 76;ят от изволени = 03; Божия деятельногl= 6;, но конечно и они бывают н= 077; без изволения Божия попустител&= #1100;ного, на вразумлениk= 7; и смирение нас. Что же касается до прискорбноl= 9;тей и страданий, по нашей ли вине бывающих ил = 80; по злобе других, то Бог Сам посылает их, желая, чтоб мы помучились = 80; пострадали в них, для стяжания того блага д= 086;бродетели, которое несомненно получим, есл= 080; достодоl= 3;жно перетерпим посланное нам от Него,- и по другим судам Своим, сокровенныl= 4; от нас, однако ж несомненно праведным и благословеl= 5;ным.
     Будучи таким образом уверен, что Сам Бог хочет, чтоб ты потерпел встретившуn= 2;ся тяготу и скорбь, от недоброты ли других людей происшедшуn= 2; или твоими н= 077;правыми делами на тебя навлеченнуn= 2;, ты не станеш= 100; уже думать и говорить, ка= 082; делают неко = 90;орые: нет, это не от Бога, это несправедлl= 0;во и злодей = 89;твенно, а Бог не хочет злодейств и = 089; отвращениеl= 4; отвращаетсn= 3; от них и от творящих их. Этим хотят они оправдать свою нетерпеливl= 6;сть и порывы гнева и мстительноl= 9;ти при встрече напраслиl= 5;ы
; но делают только то, что восстаю = 90; против Б = 86;жиего определениn= 3; и покушаютс = 03; сбросить с себя спасит = 77;льный крест, Богом &#= 1076;ля блага их на них наложенный, подъятие = 84;
которого и благодушныl= 4; несением он = 80;, несомненно, благоуго = 76;или бы Ему. А что получают? Креста сбросить не сбрасывают, Бога оскорб = 83;яют, покоя же себ= 077; все не получают; напротив, к скорби прилагают немирнос = 90;ь и бесполезн = 86;е раздражениk= 7; и делают сво= 077; состояние н = 77;выносимым, тогда как, если бы благодушно = 87;еренесли случившеесn= 3;, то и мирными бы себя имели, и Б&#= 1086;жие благоволенl= 0;е привлекли н = 72; себя, и плода духовного вкусили = 73;огатно. Возьми тm= 9; себе из сего урок - при встрече нап = 88;аслин, оскорблениl= 1; и нападок не обращать вн = 80;мания на то, сколь неправы причинившиk= 7; их тебе, а на том одном установись вниманием, что Бог для твоего благ = 72; попустил тебе это вст= 088;етить и что этого блага ты себ= 103; лишишь, если допустишь нетерпеливl= 6;сть, раздражениk= 7; и немирн = 86;сть по сему случаю. И до того не допытывайсn= 3;, почему именно попу = 89;тил тебе сие Бог. Веришь, что Бог всегда праведен и милостив? Веруй, что и в настоящем случае Он ок= 072;зывает над тобою правду и милость, хот= 103; не видишь, как это, помня ублажение Господне те = 84;, кои так поступают: блажени не видев = 96;ии и верова = 74;ше (Ин. 20, 29).
     Веруеш= 100; ли, что лично и к тебе относятся слова Господа: возь= ;ми крест свой? Если веруеш = 00;, то возьми. Вот возложи = 83; его на тебя Господь в настоящем прискорбноl= 4; случае. Не говори: слишком тяжело; Бог лучше тебя знает меру с= 080;л твоих. Одним Бог посылае = 90; неприятносm= 0;и и скорби, навлекаемыk= 7; на них течением со = 73;ытий, от людей нисколько н = 77; зависящих: эти легче переносить. Другим - такие, которые при = 95;иняются людьми: эти тяжелее, особенно ко = 75;да причиненнуn= 2; нам скорбь н= 077; можем призн = 72;ть ненамереннl= 6;ю, и еще паче - когда люди с= 080;и нами как-нибудь облагодетеl= 3;ьствованы. Последний случай самы = 81; тяжелый. Есл= 080; его-то и послал тебе Бог, то знай, что он-то и есть самый тебе пригодный, и к
сему приложи так = 91;ю воодушеk= 4;ительную мысль: Бог видит, что ты <= span class=3DGramE>силен перенести это, и ожидает, что действителn= 0;но перенесешь то благодушно, без ропо = 90;ливости. Не отщет = 80; же Божия
о тебе чаяния.
     При = 73;авлю еще, что Бог любит, чтоб мы переноси = 83;и более такие прискорбноl= 9;ти, которые происходят от недоб = 88;осердечия людей, и особенно те = 93;, которые облагодетеl= 3;ьствованы нами, нежели такие, которые про = 80;сходят от неведомо как стекающихсn= 3; неблагоприn= 3;тных нам случайностk= 7;й. Почему? Потому что свойственнk= 2;я нам гордыня успешнее подавляетсn= 3; и искореняетl= 9;я первыми, чем вторыми. = 48; еще потому, что если покорность воле Бож = 80;ей есть главно = 77; в нашем духовном действован&#= 1080;и, то нигде мы не можем вызвать ее в себе и прояв= 080;ть в такой мере, как в таких случаях, есл= 080; переносим и = 93; благодушно, = 089; теплым благодаренl= 0;ем Богу, пославшему их нам, как великое воистину благо, свидетельсm= 0;вуя тем и полную свою преданностn= 0; в волю Бо= 078;ию, и пламенную ревность во всем сообразоваm= 0;ь себя с сею волею.
     Подобн= 086;е настроение предшествуk= 7;т посланию крутых случайностk= 7;й. Бог, видя зарождение этого настроения = 80; желая во = 79;весть его в силу и укоренить, посылает чашу сильне = 81;ших искушений, охотное, благодушноk= 7; и радостное перенесениk= 7; которых действителn= 0;но и доставляе = 90; всегда тако = 81; благий плод духовный. Посему, зная сие и сег = 86; желая и ища, должны мы принимать такую чашу о= 090; руки Бож = 80;ей, смежив очи пытливости = 80; полною веро = 02; ясно зря в ней и зел= 100;ную любовь к нам Божию
, и наше верное преспеян = 80;е духовное, с радостью испивать ее до дна, тем вожделеннеk= 7;, чем она горчайшею чувствуетсn= 3;.

Глава сорок треть = 03;=

 

О том, что не следует слишком сильно желать осво&#= 1073;ождения от претерпева= 077;мых скорбей, пре&= #1076;аваясь всецело = 074; волю Бо&#= 1078;ию

     Ко= гда находишь= ;ся в какой скорби, переносимоl= 1; тобою с благодаренl= 0;ем, внимай добр = 77;, да не прельстит тебя враг ил= 080; твое самолю = 73;ие возжелать избавиться от нее. Ибо от этого потерпишь т = 99; две потери: первая та, что хотя, &#= 1074;осприяв такое желание и согласившиl= 9;ь на него, ты не потеряешь тотчас добродетелl= 0; терпения, од= 085;ако ж значительнl= 6; поколеблешn= 0; ее, от чего она, мало-пом&#= 1072;лу ослабевая, п= 086; причине неисполненl= 0;я желания избавиться от надлежащей скорби ввергнет тебя наконе = 94; в состояние нетерпеливl= 6;сти; вторая та, что терпени = 77; твое с сего момента начнет быть подневольнl= 6;е: Бог же до= 073;рохотна дателя любит и награждает. Следователn= 0;но, с сего време= 085;и, хоть терпет = 00; все же будешь, ибо одно желани = 77; избавиться от скорби не избавляет о = 90; нее, но терпение твое будет безнагра = 76;ное. Бог воздаст тебе за терпение скорби до то= 075;о часа, до которого ты терпел благодушно, не ища избавления, со времени ж= 077; восприятия такого желания Бог уже ничего н= 077; воздаст теб = 77; за твое неохотное терпение. Напротив, ес= 083;и ты, отражая и подавляя находящее желание избавления от скорби, всецело будешь пред = 72;вать себя в благу= 102; волю Бож = 80;ю, изъявляя готовность охотно потерпеть и = 089;тократно большие скорби, чем настоящая, если угодно будет Господу наслать на тебя их, т&#= 1086;, хотя бы страдание твое настоящее п = 88;одолжалось час какой и даже менее того, Бог при&#= 1084;ет его за самое долгое и с этим соразм = 77;рит воздаяние тебе.
     Подобн= 086; сему и во всех других = 089;лучаях не давай вол= 080; своим желаниям, а держи их в своей власт = 80;, направляя все исключи = 90;ельно к одной главной цел = 80; - стоянию в воле Бож = 80;ей и шество = 74;анию по воле Б= 086;жией. Ибо тогда и желания тво = 80; все будет правы и б= 083;агочестны, и ты при всякой неприятной случайностl= 0; будешь пребывать в покое, уп= 086;коиваясь в воле Бо= 078;ией. Искренно веруя, что с тобой ничто не может слу= 095;иться помимо воли Божией
, и ничего не желая, кроме пребывания = 74; деятельном исполнении воли Бож = 80;ей, ты, как само собой очевидно, всегда будешь имет = 00; только то, чего желаеш = 00;, что бы когда ни случилос = 00; с тобою.
     Под тем, однако ж, что я сказал - что с тобой ничего не случится, на что нет воли Божией,- н&= #1077; разумеются твои собственныk= 7; грехи и грех= 080; других люде = 81;, так как Бог не желает грехов, а разумеются скорби и нужды, Богом посылаемые во вразумле = 85;ие и научен = 80;е нас или в наказание з = 72; грехи наши. Они благотворнm= 9; для нас и праведно именуются спасительнm= 9;м крестом, который Он нередко возлагает н = 72; самых близких любимцев Своих и угодников и несение которого во всех наипач = 77; благоугоднl= 6; Ему.
     И то, что я сказал: не желай избавиться = 86;т скорбей, разумей, как должно, в смысле поко = 88;ности воле Бож = 80;ей. Мы не можем не желать быть свободными от скорбей, потому что в наше естество Сам Бог вложил желание = 73;лагобытия, почему благоволил = 80; в молитву, Им Самим начер = 90;анную для нас, включить: не введи нас во искушение, которую мы и повторяем каждодневнl= 6; по нескольк = 91; раз. Если теперь посл = 77; такой молит = 74;ы, слышимой, конечно, Богом, Он посылает на = 84; скорбь, то явно, что на это особа= 103; воля Его, которой мы, как твари Его, сознающ= 080;е свой долг во всем Ему покорствовk= 2;ть, и должны благодушно покориться, перенося посланное как такое, что необходимо для спасени = 03; именно моег = 86; и твоего. Да и самую молит = 74;у: не введи нас во искушение, твори, пр= 080;разумевая: не якоже а = 79; хощу, но якоже Ты, подражая Господу Спасителю, т. е. твори не по&= #1090;ому, чтобы имел отвращение от искушени = 81; и ни под каким видом не желал их, но по тому одно= 084;у, что так молиться повелел Господь, сод= 077;ржа вместе в душ= 077; полную готовность благодушно принять все, что благоугоднl= 6; будет Богу наслат = 00; на нас, и не поблажая самолюбивоl= 4;у желанию l= 5;епрерывног= 086; благобыm= 0;ия, которому невозможно быть на земле, так как оно есть удел будуще = 81; вечной жизн = 80;.

Глава сорок пятая=

 

= 045;сли судим строго ближних, то это от высокого о себе мнения и от наущения вражеского. Как преодолеть эту склонность

     От самолюбия и самомнения порождаетсn= 3; в нас и другое неко = 77; зло, тяжелый причиняющеk= 7; нам вред, а именно строгий суд = 080; осуждение ближнего, по которому мы потом ни = 74;о что ставим, презираем и унижаем его при случае. Каковой зло = 81; навык и порок, происходя о = 90; гордости, ею питается и возращае = 90;ся, и наоборот, ее питает и возращае = 90;, ибо и гордын= 103; наша после всякого действия ос = 91;ждения подвигаетсn= 3; вперед, по причине соп = 91;тствующего сему действию самочувствl= 0;я и самоуслаж = 76;ения.
     Давая себе высоку = 02; цену и высок= 086; о себе думая, естественнl= 6;, свысока смотрим мы н= 072; других, осуждаем их = 080; презираем, так как нам кажется, что мы далеки от тех недостаткоk= 4;, каких, как нам думается, не чужды други = 77;. А тут еще = 080; всезлобн = 99;й враг наш, видя в нас такое недоброе расположенl= 0;е, бодреннl= 6; стоит близ и, открывая оч = 80; наши, научае= 090; зорко смотреть за тем, что делают и говорят дру = 75;ие, делать из сего заключения, какие потом = 91; у них мысли и чувства, и по этим предположеl= 5;иям составлять = 86; них свое мне= 085;ие, чаще всего недоброе, с возведениеl= 4; сей недо = 73;роты в закоренелыl= 1; нрав. Не замечают и н= 077; видят эти судьи, что самое начал = 86; осуждения, подозрение худобы в дру= 075;их, печатлеk= 7;тся в мысли действием врага, и им же оно потом раздуваетсn= 3; в уверенностn= 0;, что они и дей&#= 1089;твительно таковы, хотя на деле ничего тако = 75;о нет.
     Но, брате мой, как враг = 073;одренно следит за тобою, высматриваn= 3;, как бы посея= 090;ь в тебе зло, смотри еще паче ты б= 086;дренно сам над собою, чтоб не попасть в расставляеl= 4;ые им тебе сети, и как только он представ = 80;т тебе какой недостаток = 74; ближнем тво = 77;м, спеши поскорее отклонить о = 90; себя пом = 99;сл сей, не давая ему засесть = 074; тебе и разрастись, = 080; вытесни его из себя вон, чтоб и следа его не оставалось, заменив его помышлениеl= 4; о добрых свойствах, какие знаеш = 00; в ближнем се= 084; и какие вообще уместны в людях, прила= 075;ая к сему, если еще чувствуешь позыв произ = 85;ести осуждение, т= 091; истину, что тебе не дано на то власти и что, при&#= 1089;вояя себе эту власть, ты сам в этот момент дела = 77;шься достойным суда и осуждения н = 77; пред немощными людьми, но пред всесильным Судиею всех Богом.
     Такой переворот помысла ест = 00; самое сильн = 86;е средство не = 082; отогнанl= 0;ю только случайно находящих помыслов осуждения, н= 086; и к тому, чтоб совсем отучить себ = 03; от сего порока. Второе же, тоже очень сильное к тому средст = 74;о, есть не выпускать и = 79; ума памятов = 72;ния о своей худости, своих нечистых и злых страст = 03;х и делах, и соответствk= 7;нно тому непрес = 90;анно держать чувство своего непотребстk= 4;а. Того и другого - страстей и дел страстн = 99;х, конечно, найдется в тебе не мало. Если ты не бросил себя = 080; не махнул рукой, говоря: будь, что будет, то не можешь не заботиться = 86;б уврачевk= 2;нии этих своих нравственнm= 9;х немощей, губящих теб = 03;. Но если ты делаешь это искренно, то у тебя не должно доставать времени заниматься делами других и суд= 077;бные составлять = 86; них приговоры, ибо тогда, если позволишь себе это, в ушах твоих непрестаннl= 6; будет звучать: врач= ;у, исцелисn= 3; сам; изми первее бревно иk= 9; очесе твоег = 86; (Лк. 4, 23; Мф. 7, 5). =
     К тому же, когда ты с&= #1090;рого судишь о каком недобром поступке бл = 80;жнего, знай, что какой-нибуд = 00; корешок это = 81; же самой = 085;едоброты есть и в твоем сердц = 77;, которое по своей страс = 90;ности научает теб = 03; строить догадки о др= 091;гих и осуждать их. Злой человек из злаго сокровища сердца своего изно = 89;ит злое (Мф. 12, 35). Напротив, ок= 086; чистое и бесстрастнl= 6;е бесстрастнl= 6; взирает и на дела других, а не лукаво. Чисто око еже не видети зла (Авв. 1, 13). Потому, когда приде = 90; тебе пом = 99;сл осудить другого за какую-либо погрешностn= 0;, вознегодуй на самого се= 073;я, как на делателя таких дел и в том же повин= 085;ого, и скажи в сердце свое = 84;: "Как я, окаянный, находясь в том же самом грехе и дела= 103; еще более тяжкие прегрешениn= 3;, дерзну поднять гол = 86;ву, чтоб видеть погрешностl= 0; других и осу= 078;дать их?" Действу = 03; так, ты будешь оруж = 80;е, которым зло = 81; помысл внушает теб = 77; поразить другого, обращать на самого себя = 080; вместо у = 88;анения брата пластырь будешь налагать на раны собств = 77;нные.
     И тогда, как грех брата будет не тайный, а явн&#= 1099;й, всем видный, ты старайся причину том = 91; видеть не в том, что внушает недобрая страсть осуждения, а в том, на что может указать = 73;ратолюбное к нему расположенl= 0;е, и скажи в себе: так как &= #1073;рат сей имеет много сокровенныm= 3; добродетелk= 7;й, то Бог для сохранения их от повреждениn= 3; тщеславием попустил ем = 91; впасть в те= 087;ерешний грех или малое время побыть под э= 090;им невзрачным покровом, чтоб он и самому себе, пред своими глазами, казался непотребныl= 4; и, будучи за то презирае = 84; другими, пожал плод смиренномуk= 6;рия и еще более благоуго = 76;ным сделался Богу, так что в настоящем случае он получит больше пользы, ч = 77;м сколько потерпел вреда. Пу = 89;ть даже чей-нибудь грех будет н= 077; только явны = 81;, но и очень тяжкий и исходит из ожесточеннl= 6;го и нераскаяннl= 6;го сердца, ты и при этом не осуждай его, но возведи очи ума твоего к непостижимm= 9;м и дивным суд= 072;м Божиим, = 080; увидишь, как многие люди, бывшие прежде п = 88;ебеззаконн&#= 1099;ми, потом каялись и достигали высокой степени святости, и как, с другой стороны, иные, стоявш= 080;е на высокой степени совершенстk= 4;а, падали в глу= 073;окую пропасть. Смотри, не подвергнутn= 0;ся бы и тебе такому бедствию за осуждение.
     Потому стой всегда со страхом и трепетом, боясь более за себя самого, чем за другого кого. И будь уверен, что всякое доброе слов = 86; о ближнем и радость = 86; нем суть в тебе плод и действие Святого Дух = 72;, как, напротив, вс= 103;кое о нем худое слово и презрительl= 5;ое его осужден = 80;е происходят от твоего злонравия и диавольс = 82;ого
тебе внушения. Посему, когд= 072; соблазнишьl= 9;я каким-либо недобрым поступком брата, не дав&#= 1072;й очам своим сна, пока не изгонишь из сердца своего сего соблазна и совершенно не умиришьс = 03; с братом.

Глава пятнадцатаn= 3;=

 

О способах к хранению мира внутреннег= 086;

     Дл= я сохранения внутреннегl= 6; мира:
     1) Прежде= всего держи в порядке сво = 80; внешние чувства и бе= 075;ай вольности в = 86; внешнем своем поведении, и= 084;енно: не смотри, не говори, не махай рукам = 80;, не шагай и ничего друг = 86;го не делай как-нибудь смятенно, но всегда благочинно = 80; тихо. При = 74;ыкши держать себ = 03; с благочинноn= 2; тихостью во внешних своих движениях и делах, легко и без труда достигнешь того, чтоб мирствоват= ь в себе самом в своем сердце, ибо, по свидетельсm= 0;ву отцов, внутр= 077;нний человек настроение свое приемл = 77;т от внешнего.      2) Расположисn= 0; любить всех людей и со вс&#= 1077;ми жить в согласии, ка= 082; заповедует св. Павел: Аще возможно, еж= 077; от вас, со всеми че = 83;овеки мир имейте (Рим. 12, 18).
     3) Храни совесть сво = 02; незапятнанl= 5;ою, чтобы она ни в чем не обличала тебя и ни за что не грызла, но была мир = 85;а и в отношени= 080; к Богу, и в отношении к тебе самому, и в отношени= 080; к ближним, и в отношении к = 86; всем внешни = 84; вещам.
Тако= 077; хранение совести и рождает, и углубляет, и множит мир внутренний, как уверяет св. Давид: мир мног любящим закон Тk= 4;ой, и несть им соблазна (Пс. 118, 165).
     4) Навыкай без смущения сносить всякие неприятносm= 0;и и оскорблениn= 3;.
     То правда, что прежде чем приобретешn= 0; такой навык, много придется тебе помучи = 90;ься и пострадат = 00; сердцем, по неопытностl= 0; в управлени = 80; себя в таких случаях, = 79;ато когда приобретешn= 0; его, душа твоя начнет почерпать великое утешение из самих встре = 95;ающихся неприятносm= 0;ей. При решимости день ото дня все лучше и лучше будеш = 00; ты управлятьсn= 3; с собой и скоро дойдешь до того, что будешь умет = 00; в мире хранить дух свой, при всех бурностях совне и внутри.
     Есл = 80; случится иной раз, что ты не сможеш= 100; управиться = 89; сердцем своим и, о&#= 1090;гнав тугу и скорбь, водворить мир в нем, прибегни к молитве и поприлежи ей, подражая Господу Спасителю, Который в са= 076;у Гефсиманскl= 6;м три раза помолился, чтоб дать тебе пример, что во всяко= 081; скорби и = 090;уге сердечной прибежищем должно имет = 00; тебе молитв = 91; и что, как бы ты ни был опечален и омалод = 91;шен, не следует тебе отступать о = 90; нее, пока не д&= #1086;йдешь до того, что воля твоя совершенно согласится = 89; волею Бо = 78;иею и сердце твое, умиротвориk= 4;шись тем, исполни= 090;ся мужественнl= 6;го дерзновениn= 3; с радостью встретить, принять и перенести т = 86;, чего пред си= 084; страшилось = 80; желало избегнуть, как и Господ= 100; ужасался, тужил и прискорбен был, по молит&#= 1074;е же, умиротвориk= 4;шись, спокойно сказал: Востаните<= /span>, идем: се п&#= 1088;иближися предаяй Мя (М&= #1092;. 26, 46).

 

Глава шестнадцатk= 2;я=

 

Мало-= 087;омалу установляе= 090;ся мир в сердце<= /span>

     Им= ей постоянную заботу о том, чтоб не допускать с = 77;рдца своего до смущения и тревог, но всячески напрягайся держать его = 074; мирном и пок= 086;йном настроении. = 048; Бог, видя, как ты о сем труд&#= 1080;шься и подвизаешьl= 9;я, благодаm= 0;ию Своею устроит в душе твоей град мира, и сердце твое сделается тогда домом утешения, ка= 082; это иносказатеl= 3;ьно разумеется = 74; следующем изречении псаломск = 86;м: Иерусалим, зиждемыl= 1; яко град (Пс. 121, 3). Того только желает от тебя Бог, чтоб ты всяк= 080;й раз, как случится тебе встревожитn= 0;ся чем, тотчас восстановлn= 3;л в себе мир и мирстk= 4;овал таким образом во всех делах своих и занятиях. Ведай, что имеешь для сего потреб = 91; в терпении. Ибо как не в один день устрояется<= /span> город, так не думай в один день стяжат = 00; и внутренни = 81; мир. Ибо и это не что иное есть, как устроение д = 86;ма для Бога мир= 072; и скинии для Всевышнего, да будешь храмом для Него. Ведай также, что Сам Бог ест= 100; и устроител = 00; в тебе сего дома, и без Него тщетен будет всяки = 81; о сем труд твой, как написано: Аще не Господь созиждет дом, всуе &#= 1090;рудишася зиждущиl= 0; (Пс. 126, 1). Ведай и еще, что главное основание сего сердеч = 85;ого мира есть смирение и то, чтоб избегать де = 83;, занятий и начинаний тревожных и хлопотливыm= 3;. Что касаетс = 03; до первого, то кому не известно, чт= 086; смирение, ми= 088; сердечный и = 082;ротость так тесно соединены между собой, что где есть одно, там есть и другое; кто тих сердцем = 080; кроток, тот и смирен, и наоборот, кт= 086; смирен сердцем, тот кроток и мирен. По = 95;ему и Господь поставил их = 074; неразрывноl= 4; союзе, когда сказал: научитеся<= /span> от Мене, яко кроток е = 89;мь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Относительl= 5;о же второго видим прообраз в д= 088;евней истории, именно в том, что Бог хоте= 083;, чтобы дом дл= 103; Него построил не Давид, котор= 086;му всю почти жизнь пришлось вести брани = 080; быть в тревогах, а сын его Соломон, который, по имени своем = 91;, был царем мирным и ни с кем не вел браней.

Глава семнадцатаn= 3;=

 

Для мира сердца надо убегать почестей и любить смирение и нищету

     Ит= ак, брате мой, если любишь мир сердца, потщись войти в него дверью смирения; другого входа в него, кроме смирения, нет. Для стяжания же смирения понудь себя = 080; напрягись принять в любительны&= #1077; объятия сво = 80; всякие неудовольсm= 0;вия и прискорбн = 86;сти, как сестер родных, и всячески уб = 77;гать славы и почестей, желая паче быть от всяк= 086;го уничижаемыl= 4; и незнаемым = 080; ни от кого не получать попечения и утешения, кроме единого Бог = 72;. Утверди в сердце свое = 84;, убедясь в благотворнl= 6;сти его, такой помысл, что Бог есть единое благ = 86; твое и едино= 077; убежище, а все другие вещи суть дл= 103; тебя тернии, которые, есл= 080; вложишь их в сердце свое, причинят тебе вред смертоноснm= 9;й. Если же случится тебе потерпеть о = 90; кого посрам = 83;ение, не печалься = 086; том, но перенеси то = 089; радостью, держа уверенностn= 0;, что тогда Бо= 075; с тобой. И не желай друго = 81; чести и не ищи ничего другого, как страдать за любовь к Бог= 091; и за то, что служит к наибольшей для Него славе.
     Понудь себя и по= 085;асиль радоваться, когда кто скажет тебе оскорбителn= 0;ное слово или осудит тебя, или презрен = 80;е тебе покаже = 90;. Потому что под таким поношением = 80; бесчестием сокрыто великое сокровище, и если ты б= 083;агоохотно примешь их, то скоро очень окажешься богатым духовно, о чем знать не будет даже и тот, кто сделал тебе такое благодеяниk= 7;, т. е. тот, кто нанесет теб = 77; бесчестие. Н= 077; ищи никогда, чтоб тебя любил кто в этой жизни и почитал теб = 03;, чтоб тебе св= 086;боднее было сострадать Христу распятому, н= 080; от кого и ни от чего не встречая в том препятс = 90;вия. Берегись себя самого, как злейm= 6;его какого враг = 72; своего, и не следуй воле своей, ни уму своему, ни своему вкус = 91; и чувству, ес&#= 1083;и не хочешь потеряться. Потому держ = 80; всегда наготове орудия против себя = 089;амого, и когда хотение тво = 77; склонится н = 72; что-нибудь, хотя бы святое, положи его одно, обнаже= 085;ное от всего стороннего, пред Богом т= 074;оим с глубочайшиl= 4; смирением, умоляя Его, д&#= 1072; будет в этом Его, а не твоя воля; и сделай это с искренно-се = 88;дечным преданием с = 77;бя в волю Божию, бе&#= 1079; всякой примеси самолюбия, зная, что сам в себе ты ничего не имеешь и сам по себе ниче= 075;о сделать не можешь в дел= 077; твоего спас = 77;ния.
     Блюди себя от помыслов, которые представляn= 2;тся святыми и разжигают неразумную по ним ревность, о которых иносказатеl= 3;ьно говорит Господь: Внем= ;лите от лживых пророк, иже приходят к в= 072;м в одеждах овчих, внутрь же суть вол = 94;ы хищницы. = 54;т плод их познаете их= (Мф. 7, 15-16). Плод же есть томление и крушение духа. Вед = 72;й, что все, что удаляет теб = 03; от смирения = 080; от внутреннегl= 6; мира и спокойствиn= 3;, под каким бы то красным видом ни представляl= 3;ось, все это - лживые пророки, которые, прикрываясn= 0; овчею одеждой, т. е. лицемерною ревностью облагодетеl= 3;ьствовать ближнего безразборн&#= 1086;, суть воистину волки хищны = 77;, похищающие = 91; тебя смирение, ми= 088; и спокойствиk= 7;, столь необх = 86;димые для всякого, кто желает прочно успе = 74;ать в духовной жизни. И чем более какое дело по видимости представляk= 7;тся окрашенным святостью, тем строжай = 96;ему должно оно быть подвергнутl= 6; тобой иссле = 76;ованию, без задора, однако ж и тревожностl= 0;. Если случится иной раз впа= 089;ть при этом в ошибку, не поддавайся малодушию, н= 086; смирись пре = 76; Богом и, осознав немощь свою, возьми из сего урок на будущее время. Ибо, может быть, Бог попусти = 83; это, чтоб смирить в тебе какую-либо ч= 077;рту гордыни, сокрытой в тебе и тебе самому неве = 76;омой.
     Когда почувствуеm= 6;ь, что душа тво= 103; уязвляется каким-либо шипом ядовитого терния, т. е. страстью ил = 80; помыслом страстным, н= 077; приходи от этого в смятение, но усугубь
внимание и напрягись н = 77; допустить и = 93; до сердца, став против них лицом с сопротивлеl= 5;ием им и серд = 94;е держа за собой не = 76;осязаемым для них и чистым пред Богом, Которого, таким образом, ты всегда будешь имет = 00; сущим внутр = 00; себя, в глубине твоего сердца, ради чистоты настроения его. В то же время осеня = 81; свое внутреннее убеждением, что все быва= 102;щее с тобой и в тебе бывает для испытан = 80;я тебя и обучения, чтоб ты н = 72;учился наконец верно распознаваm= 0;ь, что спасите = 83;ьно для тебя, и, следуя тому, сподобился получить венец правд = 99;, уготованныl= 1; тебе бла = 75;остию Божиею.

 

 

 <= /span>