MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01C4A53E.34E450B0" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит данный обозреватель или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите обозреватель, поддерживающий веб-архивы, например Microsoft Internet Explorer. ------=_NextPart_01C4A53E.34E450B0 Content-Location: file:///C:/B1341234/ant.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii" Митр

Митр. Антоний Сурожский. Оживший из мертвых// Митр. Антони= 081; Сурожский. Труды. М.: «Практика», 200= 2.

 

Мне предложили темой прекрасное, глубокое определениk= 7; христианинk= 2; - "оживший из мертвых"[1], и я допытаюс= 100; рас­смотрет= ь, в меру моих сил, некоторые его аспекты, хотя обращаюсь к вам со своим словом в кол= 077;бании: больше, чем когда-либо, мне сегодня кажется, что вам предстоит выслушать весьма примитивныk= 7; рассуждениn= 3; о возвышенн = 86;м.

На первый взгляд, это выражение апостола Па = 74;ла как бы отсылает к Евангелию о = 90; Иоанна, будт= 086; прототип этого "ожившего иk= 9; мертвых" - Лазарь. Однако даже пример Ла­за= ;ря, как он ни значителен, меньше этой реальности христи­анин= а. Лазарь ожил, но он вернулся к временной жизни, вновь умер. Образ "ожившего иk= 9; мертвых", который дейст­вител= ьно в меру христианинk= 2;, - это Сам Христос, и только Он.

Я хотел бы сначала остановитьl= 9;я на теме смерти. О ка­кой смерти (и, следователn= 0;но, о каком воскресениl= 0;) идет речь? Какое существо восстает из этого опыта смерти? Что делать пере = 76; лицом смерт = 80;, чтобы ожить = 074; том же смысле, как ожил Христо = 89;?

Смерть можно встречать лицом к лицу мужественнl= 6;, ге­роически. Вспомните строки Альфреда де Виньи в стихотво­ре= нии "Смерть волка":

Я думал: как смешны мы в нашем ослепленьи!

Как слабы, хоть и мним себя венцом творенья!=

Учись же, человек, величью у зверей,

Чтоб, отдавая жизнь, не сожалеть о ней.

И далее, толкуя последний брошенный ему волком взгляд:

Он как бы говорил: "Коль и в теб= 077; есть твердо = 89;ть,

Сумей взрастить в душе стоическую гордость =

И стань ценою дум, и бдений, и тру&#= 1076;ов

Всем, чем с рожденья бы = 83; я, вольный сын лесов.

Поверь: стенать, рыдать, молить - равно позор = 85;о.

Свой тяжкиl= 1; крест неси и долго, и упорно.

Путь, что тебе судьбо = 81; назначен, протори,

Потом, без слов, как я, отмучься и умри"[2]<= /span>.=

Победа ли это над смер= 090;ью? Нет, это героическиl= 1;, прекрас­ный, но спорный способ встречать в лицо процес = 89; "умира­ния". Смерть здес = 00; не побежден = 72;, не превзойд = 77;на. В одном письме из тюрьмы, написанном = 85;а Пасху, Бонхёффер гово­рил: "Сократ научил нас смотреть в лицо смерти. Христос же победил смерть". Об этой-то победе мы и б&#= 1091;дем гово­рить. Героизм, внутренняя дисциплина, величие душ = 80; позво­ляют нам встретить лицом к лицу это событие, учат нас про&sh= y;ходить шаг за шагом путь смерти, не сломавши = 89;ь душой; но, тем не менее, победа остается за смертью. Сократ выпи = 83; яд, волк Альфреда де Виньи умер безвозвратl= 5;о, и столько геро­ев, замечательl= 5;ым образом встретившиm= 3; лицом к лицу опас­ности и ужасы смерт = 80;, умерли смертью, которую можно бы­ло бы назвать окончательl= 5;ой! Героизма ту = 90; недостаточ&= #1085;о. Есть коренное, различие между тем, чтобы смотр = 77;ть в лицо смерти, и тем, чтобы победить см = 77;рть.

Романо Гуардини в небольшой книжечке по = 76; названием "Les fins dernieres" п= одчеркиваеm= 0; факт, которы= 081; мы слиш­ком часто забываем: мы бесконечно ближе знако = 84;ы со смертью, чем нам думается. Смерть и жизнь переп = 83;етают­ся и составляю = 90; одно целое. Всякое перерастанl= 0;е, всякий жизненный порыв, который при = 74;одит нас на высши= 081; уро­вень, который действителn= 0;но приближает = 85;ас к Богу, все­г = 76;а сопровождаk= 7;тся смертью. Ребенку нел = 77;гко стать юно­ше= ;й или девушко = 81;. Некоторые детские черты должн = 99; действителn= 0;но "вымереть", дабы юноша или девушка не были отмечены инфантильнl= 6;стью, так же как позднее взросло­му человеку не следует замыкаться = 74; вечной юности, но перерасти е = 77;. И ради того, чтобы вырасти в полную свою меру, зрелом= 091; челов= еку придется отказаться от многих привлекатеl= 3;ьных черт, которы= 077; он хотел бы сохранить, н= 086; которые все равно ускользнут, потому что юность - состо­яние преходящее. На каждом уровне, в каждый моме = 85;т на­шего внутреннегl= 6; или внешнег = 86; развития смерть присутст­ву= ет не как разрушителn= 0;ная или убийственнk= 2;я сила, но как сила, котора= 103; нас освобождаеm= 0;, позволяет нам стать ин= 099;­ми, чем мы были в предыдущий миг. Так что у нас есть опы= 090; близости со смертью; и если продум = 99;вать его каж­дый день, если переживать его сердцем = 080; умом, если принимать его со всей глубиной, которую смерть приобретаеm= 0; в различных ситуациях, эта близост = 00; могла бы научить нас встречать смерть спокойным сердцем, потому что это - ре­альн = 86;сть, которую мы встречали изо дня в_ день в течение долгой ли, короткой ли жизни, и потому что и= 079; этого при­вы= ;чного нам события всегда возникала новизна жизни, оно оказывалосn= 0; не концом поприща, а началом нового пути. Разумеется, есть смерть биологичесl= 2;ая, но есть такж= 077; то, что Роман&#= 1086; Гуардини называет "смертью биографиче­= ской", - смерть, которая гораздо страшнее те = 83;есной: она-то может оказаться победой, мир= 086;м, высвобождеl= 5;ием. Биографичеl= 9;кая смерть имее = 90; иной характер и может тя­нуться долго; это смерть переживших себя сущест = 74;: они потерял = 80; разум, но телом продолжают оставаться среди нас. Люди, которы= 077; были велики = 84;и, служили примером, -уже больше не могут жит= 100; со всей напряженноl= 9;тью и глу­биной k= 4; меру достигнутоl= 1; ими зрелост = 80;. Приходит время, когда смерть предстает нам в трагич= 085;ости старения, ка= 082; беспощадныl= 1; упадок и вырождение, = 074; уверенностl= 0;, - ложной, но столь болез = 85;енной, - что смерть означает постепенныl= 1; распад, превращениk= 7; в прах, означает, чт= 086; мы ста­ли ненужными, лишними для нашего окружения, быть может, задолго до того, как нас&#= 1090;оящая смерть принесет на = 84; свободу, - сво&= #1073;оду встать пере = 76; Богом живой душой. Сколь= 082;о знаменитых людей были забыты задолго до своей кончины! Они завершили свое дело и б&#= 1099;ли преданы забве­нию. Наша ответственl= 5;ость перед лицом этого уродливо­го, отталкиваюm= 7;его "постепенно= ;го умирания велика, пото&sh= y;му что человек становится лишним, если его сочтут лиш­ним ближние; нас обходят, отстраняют те, кто прежде нас окружал, и в результате = 91; нас впечатл = 77;ние, что наша жизнь окончилась задолго до того, как пришла "смерть. Тут есть ответственl= 5;ость общественнk= 2;я, человеческk= 2;я, христи­анск= ая, которую мы должны взят = 00; на себя; мы не имеем права отбрасыватn= 0; кого-либо по причине его кажущейся "ненужности= ;".

Если позволите, я вам дам пример, хотя он не в уровень мое = 81; темы: я вам расскажу о своей бабушке, которая достиг­ла почтенного возраста девяноста пяти лет. Однажды, после тщетных усилий вымыть посу = 76;у, она ее выронила. Он= 072; по­звала меня, показала осколки и сказала: "По = 95;ему Бог дает мне жить? Я уже никуда не гожусь". Помню, в ответ я при­k= 4;ел ей две причины, которые мне действителn= 0;но кажутся за­к= ;онными. Первая: у Бога наверняка уже столько старушек, чт= 086; еще одна уж действителn= 0;но может подождать; н= 086; вторая была, вероятно, бо= 083;ее важна с точк= 080; зрения человеческl= 6;й, -я сказал бабушке: "Зн = 72;ешь, многое ты не умела делат = 00; так же хорош= 086;, как другие, или лучше их. На протяжение твоих девяноста пяти лет, несомненно, были люди, которые умели лучше тебя мыть посуду. Но ес&#= 1090;ь одно, чего не умел делать никто, кроме &#= 1090;ебя, и это тебе удалось". Он = 72; с интересом на­сторожил= ась и спросила: "Что это?" - "Никто, кром = 77; тебя, -ответил я, - не сумел быть моей бабушк = 86;й". Оно звучит шуткой, когд= 072; я это вам так передаю. Но это действителn= 0;но имело значе = 85;ие для этой женщины; она будто открыла в се&sh= y;бе что-то настолько н = 77;повторимое, чего не могл= 080; задеть ни возраст, ни дряхлость, н= 080; старость со всей ее сило= 081; разруше­ния= .

Так что трагизм смерти не в том, что в какой-то ден= 100; мы окажемся перед лицом физической смерти, а в том, что задолго до того мы уже м&#= 1077;ртвецы среди... я хоте= л сказать — живых. Живых ли? Увы, нет! Мы= ; - мертвецы среди су­щес= ;тв, которые еще не научилис = 00; жить, различ= 072;ть подлин­ную меру жизни, горение жизни там, где оно есть. В конеч­ном итоге, даже если биологичесl= 2;и мы остаемся живы, смерть представляk= 7;тся растущим разделениеl= 4;, трещиной, которая все расширяетсn= 3; и делает нас все более и более чужды = 84;и друг другу. И все кончается видением ад = 72; Ветхого Завета. Этот ад не имеет живописногl= 6; характера дантовскогl= 6; описания. Эт= 086; не место изощренных мучений, где Бог присутс = 90;вует во всей жестокости Своего оскорбленнl= 6;го Божества - уродливая карикатура истинного Бога. j= 9;то - место, где Бога нет. Этl= 6; место радикальноk= 5;о отсутствия Бога, место, где ничто на= 089; больше не соединяет друг с дру­гl= 6;м, потому что лопнула нит = 00;, соединявшаn= 3; жемчужины, потом= 091; что Бога нет, -= и мы, как следствие, разделены друг от друг= 072;. И тогда ад - это другие, ад - это мы с вами, это та неисцельнаn= 3; разобщенноl= 9;ть, к которой мы &#= 1087;ригово­рен&#= 1099; навечно. Вот этой-т&#= 1086; смерти больше нет в= 086; Христе, этот ад побежден во Христе. В пасхальном тропаре мы поем, что Христос победил смерть[3], и многие - не только сред = 80; неверующих, но и среди верующих — могли бы сказать имеют право спросить: "Что означает эт = 86; странное вы = 88;ажение? Смерть все еще царствует, она косит среди нас ~ одного человека за другим, мы все отмечен = 99; ее печатью, мы все умрем! Что вы хотит= 077; сказать, ког= 076;а поете воскр = 77;­сение и победу над смертью?" - Победа над смертью состоит в том именно, что Своей смертью и Своим сошествием во ад Христо= 089; внес присут = 89;твие Божие в то именно мес­т= ;о, где царило полнейшее Его отсутствие. Нигде - ни на небе, ни на земле, ни в глубинах ду = 93;овных бездн - нет мес­та, где отныне не присутствоk= 4;ал бы Бог. Ад рас&= #1082;рылся, чтобы поглотить человеческm= 1;ю душу, и принял в сво= 077; лоно Живого Бога. Эта чел&#= 1086;веческая душа блистала Божеством, и она уничтож = 80;ла шеол - = "место отсутствия"= ;, она его унич&sh= y;тожила до конца, упразднила его. Итак, если можно ска­зать, чтl= 6; Сократ научил нас глядеть в лицо смерти, то Один лишь Христос победил смерть в ее последней сущности. И она побеждена навсегда.=

Отныне и в самой смерти и в ее восприятии есть чрезвычайнl= 6; положительl= 5;ые элементы. См= 077;рть - миг, где все с= ;тановление, вся тревога, и долгий переход, и волнение, и борьба с временным, с= 086; всем тем, что обратится в прах, — окончены. Смерть - момент, когд= 072; мы можем сказать: все совершилосn= 0;. И мы можем войти в тайн= 091; смерти еще прежде чем наше тело начнет дряхлеть; эт= 086; — тайна, куда мы можем войти свободно всякий раз, когда понимаем, чт= 086; все уже совершилосn= 0; в жизни, в смерти, в Воскресениl= 0; и Вознесени = 80; Христа и в даре Святаг = 86; Духа. Тогда становится понятно, что возвещает Евангелие: мы уже внутри Царс = 90;­ва Жизни.

Один английский автор обратил внимание на тот факт, что в Апокалипсиl= 9;е слово "конеm= 4;", которое должно быть среднего рода, всегда &#= 1091;потребляет= ся в мужском роде. И вот как он это объясняет: автор Апокалипсиl= 9;а не думает о кон­це как о завершающеl= 1; точке линейного времени; для него конец - это приход, это встреча = 089;о Христом, с Богом Живым. Конец - не только миг, когда все завершено-о = 82;ончено; все завершено, потому что все достигл = 86; своей полноты в лице Богочеловеl= 2;а. Христос - конец и в смы&#= 1089;ле последнего - момента и в смысле цели = 080; завершения. Мы слишком часто забываем, чт= 086; живем уже во временном ряду, которы= 081; вы­шел за пределы линейного времени, хождения ощупью в по­l= 3;умраке Ветхого Завета, подобного цикличному времени внебиблейсl= 2;их религий. Мы живем во времени, где все уже завершено: Ц= ;арство пришло во всей своей силе, Христо= 089; – в нашей среде, Дух Святой излился на апостолов и, через них, излился на нас в непрекращаn= 2;щейся Пятидесятнl= 0;це. Конеч­но - и я к этому еще вернусь - мы ожидаем Парусин, славно­го Второго пришествия Господня, но Он уже= ; пришел, мы уже= ; в Царстве; Царство пришло во всей своей силе, оно уже не только пред= мет нашей надежды и ве= 088;ы.

Подвижн= 080;ки древности упражнялисn= 0; в "памяти смерт­ной" и заповедали то же своим ученикам: "П = 86;мни последняя твоя". "Имей память смертную", --говорит нам вся аскетическk= 2;я .традиция. Когда приводишь эти слова современноl= 4;у че­ловеку, оl= 5; отвергает и = 93;: "Как? Неужел = 80; я всю жизнь, всю мою долгую человеческm= 1;ю жизнь долже = 85; провести в ужасе гряду = 97;ей смерти? Неужели все радости должны быть отрав­лены уверенностn= 0;ю, что они окончатся? Неужели над = 86; стра­шиться потерять вс = 77;, что мы любим, и помнить; что любая красота мим = 86;летна, истлеет? Неужели вся вселенная с = 74;одит­ся к "Падали" Бодлера? - Но это ли имели в виду подвижни­ки древности, когда призывали нас постоян = 85;о помнить о смерти? - Думаю, нет. Смерт= 100; - единственнl= 6;е, что может заставить н = 72;с вырасти в меру жизни. h= 1;ез нее жизнь могла бы стать столь мелкой и ничтожной! В тот момент, когда перед нами встает = 089;мерть, когда она входит, например, в наш дом, - все приобретаеm= 0; истин= 085;о человеческl= 0;й, то есть богочеловеm= 5;еский масштаб. Подумайте о том", что происходит, = 082;огда один член семьи узнае = 90;, что смертельно болен. Смерт= 100; рядом, ее образ нельз = 03; отстранить, она неотвра = 90;имо нарас­тает, она постепенно побеждает. Подумайте о = 73; этой семье, -   где не только кто-то один знает, что обречен, но где это зна­k= 7;т и его окружение! Смерть може = 90; прийти внезапно, и отныне произнесенl= 5;ое вами слово может быть последнее, что ус­лышит больной. Может быть, на вашем поступке упадет за­на= ;вес, на нем окончится для больног = 86; "человеческ= ;ой жизни празднествl= 6;", как поется в &#= 1055;окаянном каноне. Времени ис­п= ;равить что-либо не остается, нельзя сказать себ = 77;: пока что я пишу черновик жизни, позднее я пе= 088;епишу ее начисто. Времени нет, смерть може = 90; унести одного из нас, и останет­ся только сожаление, отчаяние, которое, пра= 074;да, может быть превзойденl= 6; верой, опыто= 084; Бога, молитв= 077;нным обще­нием со святыми и безграничнm= 9;м взаимным сн = 80;схождением грешников, когда они признают свою общую слабость. Но для того, у кого нет веры, остается лишь отчаяние, остается то = 83;ько прошлое. Потому-то лишь сознание см = 77;рти дает все­му l= 0; всем подлин = 85;ую ценность. Один из наши= 093; православ­н= ых священникоk= 4;, теперь покойный, сказал как-т= 086; в пропо­веди= ;: "Лишь Дух Святой в Своем Божественнl= 6;м величии мо­ж= ;ет усмотреть бесконечнуn= 2; ценность вещей слишком мел­= ;ких для того, чтобы быть замеченным людьми". Да, то, как вы ставите чашку чая на поднос; то, что вы не забудете са = 83;­фетку, цветок; движение, которым вы все это подн= 077;сете, слово, которое вы скажете; то, что вы найдете время присесть возле человека, которого ждет смерть, когда он одинок, - все, вплоть до самого незначителn= 0;ного жеста, может стать симво = 83;ом и выражение = 84; глубины человеческl= 0;х отно­шений, общения в Боге, которо= 077; может быть м= 077;жду двумя "людьми. Все это возможно только пере = 76; лицом смерт = 80;. Только она "может подсказать: это слово, эт&#= 1086;т жест должны быть вершин = 86;й, полнотой ваших отношений, должны стат = 00; тем последним словом, последним жестом, который дас = 90; вам вырасти = 074; меру величи = 03; жизни и величия смерти. Столько людей не уме= 102;т жить, не могут жить, потому что н= 077; достигают этого сознания смерти: они не то что боятся, а все вре­мя как бm= 9; отодвигают смерть в далекое буд = 91;щее, вне досяга­е= ;мости, так что никогда не осознают всей меры своего человечестk= 4;а. Этой полной меры мы може= 084; достичь, "только еслl= 0; обнаружим в = 77;личие нашего человечестk= 4;а, сопоставив его с вопросами столь же глубокими, каковы человеческl= 0;е глубины. Тогда обнаруживаk= 7;шь, что эти глуб= 080;ны - не только в меру человека, но в меру Бога. "Я столь же велик, как Бог, Бог так же мал, как я", - сказал Ангелус Силезиус в одном из сво= 080;х двустиший. В= 086; Христе они соединены. Через Воп­ло= ;щение мы знаем, что человек достаточно = 74;елик, чтобы вместить полноту Божества не = 090;олько в духе и душе, но и во плоти. Вот - мера чел&= #1086;века.

Я позволю себ = 77; еще один пример, который вам, несом­ненно, покажется ниже того, о чем я говорю, но который, вероятно, в мою меру.

Однажды при бомбардироk= 4;ке во время войны я был с матерью в нашей квартире на четвертом этаже дома. Мы не обращали внимания на бомбежку, мы предпочитаl= 3;и рухнуть с четвертого этажа, нежел= 080; быть погребенныl= 4;и под весьма ненадежнымl= 0; сводами нашего подвала. В ка&s= hy;кой-то момент моя мать предложила приготовитn= 0; стран­ную бурду, которая тогда называлась чаем, и отпра&#= 1074;илась    — на кухню. Я услышал гро = 93;от и ужасный крик. Я бросился на кухню, ожида= 103; худшего, и нашел свою мать на четв= 077;­реньках на столе; она с ужасом смотрела в угол и говор= 080;­ла: "Вот, вот, она там!" А "там" действителn= 0;но был пред­мет ее ужаса: мышь.

Так вот, большая часть нашей жизни проходит в схватках с мышами. Мы не умеем встат = 00; во весь рост перед этими мышами, мы делаемся маленькими, = 074; их рост... пока нас не съест кошка.

Итак, сознание смерти несе = 90; с собой острое чувс = 90;во жиз­ни, особенную чуткость к динамике жизни. Тольк= 086; "память смертная" делает нас вполне чело = 74;ечными, мы вырастае = 84; "в меру смерти", а, значит, в меру жизни. Вне этого мы бываем "в мышиный рост", и есть опасность, что никогда не вырастем. Напротив, через смерт = 00;, через осознание смерти мы обнаруживаk= 7;м, что Христос - конец и завершение, полнота и исполнение - уже пришел; и что мы уже теперь - внутри Его победы, а не в ожидании будущей, недостоверl= 5;ой победы. И мы видим, как эта уверенностn= 0;, что Царство уже пришло в силе, в некоторых ситуациях может выражаться чрезвычайнl= 6; конкретно.=

Вспомни= 090;е слова апостола Павла в шестой глав = 77; Посла­ния к римлянам, - отрывок, кот= 086;рый Церковь читает при Крещении: в крещении мы умираем со Христом и восстаем, обновленныk= 7; Его воскресениk= 7;м, к новой жизни; это уж&#= 1077; не прежняя жизнь, но жизнь разделеннаn= 3; со Христом: мы привиты к Нему, мы получаем жи = 74;ительный сок; более того, мы становимся одно с <= /i>Ним на такой глубине, с такой силой, что святой Ириней Лионский мо = 75; сказать: в единстве с Ним мы будем когда-то единородн = 99;м сыном, а не просто собр = 72;­нием, сообществоl= 4;. Потому что м= 099; не только им= 077;ем отно­шения с Богом, но находимся в онтологичеl= 9;ком единстве с Богочеловеl= 2;ом. В этом смысл= 077; креще= ние есть семя вечно­сти. П&= #1086;тому-то и говорят о крещении, о миропомазаl= 5;ии и о причасти= 080; Телу и Крови Христа, к кот&#= 1086;рому Он впервые п= 086;­зволяет нам приступить, как о "посвящении= ;": это начало н= 072;­шей жизни во Христе, в Боге, - то есть не просто высшей жизн = 80;, но жизни в корне новой, самое качество и существо которой - иные. Покаn= 3;ние, обращение составляют, таким образ = 86;м, полный поворот, живительн = 91;ю смерть, благ= ;одаря которой мы говорим: теперь я ста= 083; чужд греху, которому поклонялся = 80; служил, который любил, котор= 086;му я отдался. Я стал ему чужд, я больше его н= 077; желаю, я хочу принадле­жа= ть одному Богу... Это - "живительна= ;я смерть" потому, что это - смерть для ложной жизни греха, это - смерть для смер­ти; нам предлагаетl= 9;я и предстоит подлинное обновление. То же самое содержится = 74; монашеских обетах, когд= 072; мы отбра­сыв= ;аем тьму - временное, относительl= 5;ое, - для того чтобы радикальныl= 4; подвигом прилепитьсn= 3; только высшему, совер­шенно= му.

Я говорил о смерти несоразмерl= 5;о долго относ = 80;тельно предложеннl= 6;й мне теме. Но об этом нико= 075;да не говоритс = 03;, а тема смерт= 080; важна для по= 085;имания жизни. Я хотел бы теперь сказать нес = 82;олько слов о реальности, которая присутствоk= 4;а­ла во всем, что я говорил о смерти, но чего я хотел бы кос­нутьс= ;я непосредстk= 4;енно: связь Христа и смерти. То, что я скажу, быть может, слишком лично. Я это пережил, это покоится в самой сердцевине моего понимания жизни, и я хо­= 090;ел бы поделиться этим с вами, - а вы вольны от= 073;росить это или продумать лучше.

Когда я читаю Евангелие, м= 077;ня поражает полная, пре­k= 6;ельная солидарносm= 0;ь между Христом и на= 084;и.

Христос родился в тварный мир, со всеми огр= 072;ничения­ми тварности. О= 085; родился в падшем мире, в его ограничен­н= ости и ужасе. Он взял на Себя, принял в Себ= 103; все последствиn= 3; греха: голод, жажду, усталость, тоску, боль. Он был отвержен. Он &#= 1091;мер. И, поскольку Он вошел в этот наш мир, где жизнь и смерть нераздельнm= 9;, нам кажется = 087;очти естественнm= 9;м, что Он, будучи человеком, тоже умирае = 90;. И, однако, это совершенно непостижимl= 6;. Непос= 090;ижимо не то, что Христос воскрес, а то, что Он умер. = 42; самом де­ле: смерть можн = 86; рассматривk= 2;ть только как р= 077;зультат -ужас&#= 1085;ый, уродливый, невозможныl= 1; - нашей отдал = 77;нности от Бога. Об этом говоря = 90; и апостол Павел, и Ветхий За­ве= ;т; тема смерти связана с темой греха, который есть от­дале= ;нность от Бога и, следователn= 0;но, от людей. Но Хри­стос - Бо = 75;, ставший человеком. Следователn= 0;но, Он - сама жизнь. С самого момента Своего зача = 90;ия Он бессмертен,   поскольку = 74; Нем человечестk= 4;о нераздельнl= 6; и навсегда с= 086;единено с Божеством. Когда мы пое= 084; в службе Страстной  = ;недели: "О, Жизнь вечная, как Ты умираешь? О, Свет веч­н = 99;й, как Ты заходишь?", - это не поэзи= 103; церковная: м= 099; говорим нечто богословск = 80; абсолютно точное. Бессмерт­ны= й в самом Свое= 084; человечестk= 4;е, Христос - сре&#= 1076;и нас. Как же может Он умереть?

Он умирает свободно, "вольной волей" принl= 0;мая смерть - не потому, что она была естественнm= 9;м следствием Его воплощения, = 080; добровольнl= 6;, из любви к нам отдавая Свое человечестk= 4;о, которое за пределом умирания, во власть невозможноl= 1;, чудовищной смерти. Христос умира­ет. Мучительстk= 4;о смерти раздирает Его тело, пронизанноk= 7; Божеством, о= 090; Его души, также пронизанноl= 1; Богом. Его тело нетленно во гробе: Он за пределами тления, которое познаем мы, потому что О= 085; - неразлучен от Божества. &#= 1048; Христос сходит в глу= 073;ины ада в блистании Своего Божества, которое вмещает Его человеческk= 2;я душа. Как же м&= #1086;­жет смерть коснуться Христа? - Это возможно, потому что непостижимm= 9;м действием, превосходяm= 7;им всякое воображениk= 7;, перед котор = 99;м мы можем только умолкнуть и пасть к нога= 084; Божиим, Христос хочет разделить с нами не толь= 082;о наше человечестk= 4;о, но и. все последствиn= 3; греха, тяготеющие на нас. А умереть мож = 85;о, только потеряв Бог = 72;, - иначе смерти нет. Умереть можно, став в своей природе безбожным, в этимологичk= 7;ском смысле слов = 72;. И, значит, Христос умирает, разделяя наше состоя = 85;ие обезбоженнl= 6;сти, нашу потерю Бога. Он соглашаетсn= 3; на полную соли­дарнос= ть с нами, - не только всей Своей жизнь = 02;, но и всей Своем смертью. Он стоит пред Б= 086;гом вмест= е с нами, а не только за нас. Он - один из нас. Он соглашаетсn= 3; стать не только Муже = 84; скорбей, но принимает и осуждение, ибо "прокляm= 0; всякий повешенный на дереве"[4], то есть на кре­сте. Он отвергнут Богом, потом= 091; что захотел быть единым = 089; теми, кто через грех потерял Бог = 72;; и Он от­вергl= 5;ут людьми, пото= 084;у что пожелал быть и был един с -Богом, - единственнm= 9;й совершенныl= 1; Свидетель, свидетель Божий среди рода, которы= 081; отвернулся от Бога и не признавал иного царя, кроме Кесар = 03;. Он умирает нашей смертью. И поэтому-то Его смерть может стать нашей жизнь = 02;. На кресте Он умерщвляет нашу смерть. Он берет на С&#= 1077;бя тяжесть всего проклятия, всего ада человеческ&= #1086;го, и постольку, поскольку О = 85; все раздели = 83; с нами, Он мо­= 078;ет нас исцелит = 00;, поскольку О = 85; все победил, &#= 1054;н может даровать на = 84; свободу детей Божии = 93;. Сошествие во ад, которое мы видим на иконах Воскресениn= 3;, о котором гово­рит апостольскl= 0;й Символ веры, - не только ли= 090;ературный образ, это - реальность. Христос уми = 88;ает, потеряв Бог = 72;: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты мен= 103; оставил! и сходит туда, куда сходят все, кто умер от разлуки с Богом, в шеол - в место вечного, радикальноk= 5;о Его отсутст = 74;ия. Но здесь-то просиявает слава Его Божества, потому что согласив­ши= йся на разлуку о= 090; Бога был Богом! Ад побежден, не= 090; больше шеола, - нет больше места, где бы не было Бога. Фраза псалм = 72;: Куда пойду от Дух= 072; Твоего, и от лица Тво­его куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там: сойду ли в преисподнюn= 2; - и там Ты (Пс. 138, 7-8)= , - до прихода Хри­ста это выражение было, вероятно, неразрешимm= 9;м пара­доксом, поскольку а = 76; тем и определялсn= 3;, что это - мест&= #1086;, где Бога нет. Теперь мы знаем, что выражали эт = 80; слова: Бог сошел в самы= 077; глубины не т= 086;лько нашего падения, но и нашей потер = 80; Бога и нашей оставленноl= 9;ти Богом; Хри­сm= 0;ос оказался та = 84;, куда мы никогда больше не попадем, потому что ад, которого Он вкусил, бо&#= 1083;ьше не существует.

Но как мы соединены с Ним? в силу чего то, что о&= #1090;но­сится ко Христу, относится и = 082; нам? Эm= 0;а онтологичеl= 9;кая солидарносm= 0;ь - след&= #1089;твие прямого божественнl= 6;го реше­ния в соответствl= 0;и с тайной любви, милосердия, а в любви есть одновременl= 5;о и радостное, и жертвенно = 77; изме­рение. Некоторые и = 79; нас, несомненно, уже теряли дорого­го человека, кого они любили больше всех. В такие мо­мk= 7;нты мы знаем, что, пока этот человек, его боль, его му­ = 82;а жгут нам сердце, - мы больше не принадлежиl= 4; полно­стью о= ;кружающему нас миру. Мы убегаем от того поверх­= ;ностного смеха, который принимали ранее; мы не можем продолжать жить поверхностl= 5;о; мы хотим жит= 100; глубоко, в сознании величия сме = 88;ти и жизни. Да, тогда оказываетсn= 3;, что мы не принадлежиl= 4; полностью этому миру, м&#= 1099; уже причастны будущему веку. Мы отчасти нах = 86;димся там, где теперь человек, которого мы любим. Все, что, как мы знаем, было причиной ег = 86; смерти, — становится нам чуждым, и мы отворачи = 74;аемся от этого. Но, если подумать о Х= 088;и­сте, - мы знаем, что Он умер от нашего грех = 72;, и если бы мы умели любит = 00; Христа, мы стали бы чуждыми убивше­му Его греху. Мы действителn= 0;но пустились б = 99; в поиск вы­сm= 6;его, стали бы странникамl= 0; на том пути, на который пре­жде нас вступил Тот, Кого мы люби= 084; больше всег = 86;, - Хри­стос, - куда вступи = 83;и все те, кто нам действителn= 0;но дорог и уже ушел от нас. Вы, вероятно, помните мес = 90;о из "Спя­щего Вооза" Виктора Гюг = 86;:

 

Но, разлученныk= 7;, мы с нею слиты вс= 077; же:

Она во мне жива, а я почты мертвец[5]<= /span>.=

Вот куда приводит на = 89; смерть каждого чел = 86;века, который нам дорог. Мы все меньше привязаны к временному, то есть, в конечном итоге, к. призрачномm= 1;, и все больше должны уко­р= ;еняться в вечном и незыблемом. = 048; когда имя лю= 073;имого - Иисус Христос, есл= 080; Он - Муж скорб&= #1077;й, Тот, Который нас так возлюбил, чт= 086; умер за нас и захотел - Он, сама Жизнь, -умереть нашей смерт = 00;ю, чтобы влить = 074; нее Свою жизнь, -может &= #1073;ыть, тогда мы начинаем понимать, хотя бы отда= 083;ен­ным чутьем, как святые могл = 80; забыть все, отрешиться от всего, оторваться, освободитьl= 9;я и жить дальш= 077; на этой зем­l= 3;е свидетелямl= 0; вечной Жизн = 80;, уже опытно и= 084; известной, с полнотой, которая нам недоступна.

Конечно, слово "любовь" мы употребляеl= 4; на тысячу ла&sh= y;дов и большей частью неуместно. М= 099; произносим: "Я люб­лю клубнику со сливками" так же легко, как говорим: "Я люблю теб = 03;" - Богу или той, которую мы избрали. Одн= 072;ко во всех этих случаях значение слова "люблn= 2;" совершенно различно. Оставим пок = 72; клубнику со сливками, оставим и Бога: подума= 077;м о человеческl= 0;х отношениях. Как часто, ко&s= hy;гда мы говорим " = 03; тебя люблю", "я" - огромно, "тебя" - сов­с= ;ем маленькое, а в "люблю" неm= 0; ничего дина = 84;ичного. Мож­но было бы, вопреки грамматике, сказать, что это простой союз, или, вернее, крючок, кото= 088;ый позволяет огромному "я" подцепить и держать в плену то малюсенькоk= 7; "тебя", ко­то= рое имеет несча = 89;тье "быть любимым". Ка = 82; часто в семь&sh= y;ях, в человеческl= 0;х отношениях, - в порыве чес= 090;ности или при вспышке досады, - мы бываем гото = 74;ы сказать: "Люби меня поменьше! Да= 081; мне свободу, дай мне покой, дай мне быть самим собой, я хочу дышать, я - пленник твоей люб­ви= ;". Начиная с этого малог = 86;, убогого уровня, мы можем рас­ти= ;, мы можем через все углубляющиk= 7;ся, утончающиеl= 9;я, рас­цветающ= ие отношения постепенно обнаруживаm= 0;ь, что «тебя» тоже имеет личность; чт= 086; у него есть лицо, взгляд, душа, чувства, что глубже того, что нас привлекло поначалу, в этом "ты" есm= 0;ь вся человеческk= 2;я тайна, где обитает Бог. &#= 1058;о­гда "я" начинает умаляться, а "ты" расти, - между ними уста­навлив= ается своего рода равенство, равновесие, подлинные отношения: слово "любить" вместо того, чтобы означ = 72;ть простое обладание, выражает живое отношение, о= ;бмен, где  -и даешь, и получаешь. И если это отношение углубляетсn= 3;, если наш опыт_ любви становится тоньше и возвышеннеk= 7;, то­гда постепенно совершаетсn= 3; чудо: тот, кто сначала думал тольк = 86; о себе самом и о обладани= 080; другим, - всё больше забывает о с= 077;бе. Он забывает = 086; себе до тако= 081; степени, что в конечном итоге даже н= 077; может вспомнить о своем собственноl= 4; существоваl= 5;ии, потом= у что существует только люби­= ;мый. Это мы находим в отношении Бога к нам, Христа по от= 085;ошению к нам. Христос ста = 83; рабом среди рабов, мертв= 077;­цом среди мертвецов, осужденным среди осужд = 77;нных, Он Себя забы= 083; до конца, Он отда = 83; Свою жизнь, истощил Сво = 77; величие и великолепиk= 7;, лишь бы мы - мы-то! - смогли вы­расти в Его меру.

Мы, при всех наших в= 079;аимоотноше&= #1085;иях, стараемся с = 72;­моутверди = 90;ься. Мы настойчиво ищем призна = 85;ия, хотим, чтобы наше существоваl= 5;ие было принят = 86;, хотим места под солнцем - и тем самым встречаем отвержение, потому что наш ближний тоже хочет своего мест = 72;, - а часто и наш= его! Так что большинствl= 6; отношений содержат напор, утвер&sh= y;ждение, настояние: " = 71; хочу, чтобы ты меня виде= 083;, я хочу, чтобы ты меня принял". В отношениях любви это требова­ние излишне, потому что меня утверждает другой, сле­k= 6;овательно, мне нет нужд= 099; утверждатьl= 9;я самому. Я су­= ществую, потому что я любим, - а не потому, что т&#= 1088;ебую признания. Пшеничное зерно - твердое, ограниченнl= 6;е, ок­руженное оболочкой - образец целости, где невозможны отнош= 077;ния. Это зерно должно умереть, растворитьl= 9;я, чтобы стать способным н = 72; существоваl= 5;ие, которое Христос описывает в Евангелии С = 74;оим словом и Своим Образом. Утверждаемm= 9;е Богом, мы можем жить. Утверждаемm= 9;е взаимной лю = 73;овью, мы можем не сомневатьсn= 3; в вечном быт= 080;и. Габриэль Марсель писал: «Сказать ко = 84;у-нибудь: "Я тебя люблю" - то же самое, что ск&#= 1072;зать: "Ты никогда не умрешь"». Это от= ;ношение - через крещение, причастие, общинную жизнь, общение святых и трагическуn= 2;, мучи­тельну= ю солидарносm= 0;ь грешников, сознающих себя таковыми - это-то отношение и составляет наше единство, выражает нашу жизнь в= 086; Христе и позволяет нам жить в Нем. Хри­стоl= 9;, соединившиl= 1; нас в Себе, призывает нас жить Его жизнью. Он предлагает нам полноту = 074;ечности, - но, вместе с тем, пока мы живем на зем= 083;е, - наша судьба может быть лишь судьбо = 81; Христа: "Как Меня послал Отец, так Я вас посылаю, - как овец среди волков". Хри= стос уже пришел, все уже завершено, - но это завершение должно проявить­ся через нас динамическl= 0;, через борьб = 91;, устремленнl= 6;сть, которая престанет лишь с прише= 089;твием Христовым. М= 099; тоже должны принять слово Христ = 72;, обращенное = 82; Иоанну и Иакову, когд= 072; они просили = 091; Него сесть п= 086; правую и ле­k= 4;ую руку от Него в Его Царстве: "Можете ли пить чашу, которую Я буду пить!" - то есть, готовы ли вы погру­зитьс= я в тот ужас, который отныне принадлежиm= 0; Мне, Страсть, крест, смерть, соше= 089;твие во ад?.. Эти вопросы Он ставит всем нам: готовы ли мы отозваться? Мы не можем принять все это, если не прикоснемсn= 3; хотя бы края, грани вечно = 81; жизни. Потом= 091; что погрузитьсn= 3; в смерть, не имея предвкушенl= 0;я вечной жизн = 80;, нам страшно; мы не сумели бы этого сделать...

Если мы - христиане, м= 099; должны опытно знать, что жизнь победила смерть, что мы воскресл = 80;, что мы разделя­ем со Христом все, что Он есть, потому что Он разде= 083;ил с нами все, чем являемс = 03; мы. Мы, христи&= #1072;не, - люди Незаходящеk= 5;о Дня, Восьмог= 086; Дня. Мы уже принадлежиl= 4; грядуще­му Царству. В Литургии есть абсурдное как будто выражение, которым мы просим у Бог= 072; дать нам участвоватn= 0; сегод= 085;я в Его &= #1075;рядущем Царстве. Грамматичеl= 9;ки – это безумие. Но это - безумие Креста, безумие Евангелия, безумие христианскl= 6;го опыта. Мы знаем, мы уже зl= 5;аем, мы не могли бы совершат = 00; Евхаристию = 73;ез этого знани = 03;, мы не могли бы благодаритn= 0; Бога за всю человеческm= 1;ю историю перед ли­цом ее ужаса и трагизма. Не актом доверчивосm= 0;и, но в та­инстk= 4;е веры мы знаем, что победа уже   одер= жана, что всякое страдание уже. побеждено, ч= 090;о всякая смерть имее = 90; смысл, что всякая траг = 77;дия не то что превзойденk= 2;, а включена в &#= 1073;огочеловеч= еское становлениk= 7;, где она обре= 090;ет вечный смыс = 83;. Мы уже можем сказать с му= 095;ениками, кото­рых упоминает Апокалипсиl= 9;: "Ты бы= 083; прав, Господи, во всех путях Твоих..." Толn= 0;ко при этом условии мы можем во все= 081; правде совершать Евхаристию, высший акт благодаре­н= ия. Иначе - берегись! Ка= 082; бы Евхаристия не стала действи­ем, которым мы благодарим Бога за то, что сами не выстра­дали того, что выстрадали другие. Как бы не оказал= 086;сь, что мы в состоянии благодаритn= 0; Бога за человеческm= 1;ю историю, лиш= 100; забыв о ней.

В Евангелии м = 99; не раз видим, как Христос совершает чудеса в субботний день. Поступает л = 80; Он так, чтобы вы­звать соблазн, что= 073;ы создать неприемлемm= 1;ю ситуацию? Ил= 080; - в целях божественнl= 6;го научения? - Думаю, нет. Мн&= #1077; кажется, седьмой ден = 00; - суббота является те = 84;, что один ка­m= 0;олический богослов назвал "днеl= 4; человека". В седьмой ден = 00; Бог почил от всех дел Сво= 080;х; но Он поручи= 083; человеку завершить Его дело творения, привести ве = 89;ь тварный мир = 082; полноте Восьмого дн = 03;, то есть грядущего Царства. И Ии&s= hy;сус, истинный Человек, становится "Господином и суббо­ты" и призывает нас войти в этот "день человека" людьми Восьмого Дн = 03;. Он призывае = 90; нас зн= ;ать среди этого исто­рическ= ого времени, которое многим кажется полумраком, где ищут ощупью, Он призывает н = 72;с быть - и не в про­шл = 86;м, и даже не в настоящем, - а в будущем. Наше дело, дело христиан, - завершить субботу. Рад= ;и этого Сын Че&sh= y;ловеческий и становитс = 03; Господином = 80; субботы. Это наше делани = 77;, это наше призвание подразумевk= 2;ет ответствен­= ность на всех уровнях: свершение нашего приз = 74;ания по от­ношени= ;ю к Богу - человеческl= 6;го, личного и ко= 083;лективно­г= 086;, свершение п = 86; отношению к миру человеческl= 6;му, - за который мы ответственl= 5;ы (кажется, Ламенне ска = 79;ал, что христианин - это человек, которому Бо = 75; поручил заботу о других людях), свершение п = 86; отношению к = 86; всему земному космосу, все= 084;у громадному творению. Бог вручил нам Свою субботу. В этой-то перспективk= 7; мы призваны быть живыми, воскресшимl= 0; из мертвых; м&#= 1077;ртвыми мы были и отчасти такими остаемся; воскресшимl= 0; мы должны быть не в том смысле, что смерть нас н= 077; коснется, а в том, что мы уж&= #1077; - за пределом разлуки от Бога, за пределом разделения от людей, и что мы на земле, как община любв = 80;, эсхатологиm= 5;еские свидетели, с= ;видетели Царства, которое  будет= ;, которое уже есть тайна Бога, ставшего всем во всем и во всех.=

 

— Слушая вас, представляk= 7;тся, что отсутст = 74;ие Бога есть отсутст­вие бытия. Можно ли сказать, что одни войдут в вечное блаженство, = 072; другие буду = 90; вечно страд = 72;ть от отсутствия Бога?

— На первую половину вопроса я отвечу, заме= 085;ив слово "бытие" словом "жизнь": отсутстви = 77; Бога - это отсутст­вие жизни. Можно существоваm= 0;ь вещественнl= 6;, физически, н= 086; быть мертвы = 84; среди мертв = 77;цов, погаснуть душой, быть в "числе тех, кто никогда не ощутил биение жизн = 80;, ее творче­ск= ;ий напор, в конечном итоге - тех, кто никогда не заметил, что по= ;лнота жизни называется любовь и что= ; любит= 100; - это отдать свою жизнь. Я не хотел бы возвращатьl= 9;я к тому, о чем уже говорил, но, думаю, что важно понят = 00;: на языке Пи­l= 9;ания и в опыте Церкви любовь - не чувство, не эмоция, — это степень жизни, полно= 090;а, которая способна отдаваться бесстрашно.

Что касается вечного блаженства = 80; ада (вопрос об этом ставят част = 86;), то, и думаю, на него нет абсолютно исчерпыва­ю= щего ответа. Мы скорее имее = 84; право на все надеяться, ч= ;ем высказыватn= 0; непоколебиl= 4;ые убежд= ения по этому поводу. Су­щk= 7;ствует мнение, что все спасутс = 03;; я думаю, об этом нельзя говорить ка = 82; об "уверенност= ;и веры": можно лишь считат = 00; это "уверенност= ;ью надежды". Мы можем с надеждой ожидать все­= ;го от бесконечноl= 1; и неисследимl= 6;й Премудростl= 0; Божией; мы не знаем путей Божиих. Мы не &= #1079;наем, как Он, взявший на Свои плечи бремя, тягот= 091; всего мира, - сумеет в конечном итоге приве = 89;ти нас к вечности.

Тема последнего Суда представляk= 7;т определеннm= 9;е трудно­сти. Часто мы воображаем его как повторение частного суда. Каждый из нас вновь предстанет перед Богом, и в напряжен&sh= y;ной, драматичесl= 2;ой ситуации будет произ = 85;есен окончательl= 5;ый приговор. Но обязательнk= 2; ли такая картина? Нет ли коренной разницы между частным судом и Страшным судом? Не пред­станут ли на последний Суд перед лицом Божии = 84; целые стран = 99; и народы - в своей славе, но и, вероятно, несомненно, = 074; своем позоре?.. С дру= гой стороны, когда все человечестk= 4;о встанет пе­р= ;ед Богом, - один из нас, людей, будет Человек по имени Иисус из Назарета. Он называет Себя - Братом нашим, Он - один из нас. Если Он - наш С= удья, то Он же - и наш Защитник, Ег= 086; крест не ест= 100; ли, по слову одного из От= 094;ов, "суд над судом"?

Тема Страшного суда ставит множество вопросов, углу­биться в которые сейчас у нас нет возможн = 86;сти. Новый ад? — Что мы имеем в виду? Место мучения? Или все тот же ад раз­луки от Бога, отсутствия Его познани = 03;? - Не знаю. Мне ка­жется, чтl= 6; нам следует сохранять равновесие, колеблясь меж­ду правдой ("ничто нечистое, ничто недостойноk= 7; Бога и чело­k= 4;ека не войдет в Царствие Божие") и надеждой, - потому что зло должно быть побеждено и = 084;ожет быть побеждено Богом, Христом, Христом в нас, в Его еди&= #1085;стве с верными Ем= 091; людьми. Рай не может быт= 100; водворен насильствеl= 5;но, ибо любовь -это свобода= 084;и Рай - полнота любви-свобо = 76;ы. Премудростn= 0; Божия глубока, как и Его любовь к людям, и мы имеем право (я бы даже сказал: мы обязаны) на все надеяться. П= ;еречитай­те гимн любви у апостола Павла.

- Бог внес жизнь в ад. Но тот, кто заслужил ад, кто уже познал адт- как может он после телес = 85;ой смерти познать Жизнь?

- Мне кажется, нам следуе= 090; научиться воздерживаm= 0;ься и не произноситn= 0; суждения - ни о других, ни о самих себе. i= 7;ка­зав: "тот, кто заслуживаеm= 0; ад", - мы кого-то осуж= 076;аем (порой, самих себя), и нам представляk= 7;тся, будто такое суждение бл = 72;­городно и справедливl= 6;: будто мы знаем доста = 90;очно, чтобы вынести такое суждение. Эт= 086; - не так. Мы, может быть, дос­таточно знаем собственноk= 7; недостоинсm= 0;во, но недостат = 86;чно знаем пути Божий, Его мудрость и Его милосер = 76;ие. "Я заслу­жив= аю ад" - фраза, которую я считаю богословскl= 0; ложной; она предполагаk= 7;т право судит = 00; - право, принадлежаm= 7;ее Одно­му Богу= ;. Что касаетс = 03; знания ада, - нам известн = 86;, что некото­р= ;ые святые пережили этот опыт; но кто из нас посмел бы ск= 072;­зать подобное о себе? Когда мы говорим о= 073; "аде" человече­ск= ой жизни, об "аде" в обществе, о "кругах ада" на земле, - мы говорим, все-таки, не об аде. Ад, - даже оставляя в с= 090;оро­не образ полного, радикальноk= 5;о отсутствия Бога, - момент, за которым нет ничего: это предел пути, который можно бы обозначить словом Достоевскоk= 5;о: "Слишком поздно! Тепе= 088;ь я все понял, я прозрел, я бы сделал все, ч&#= 1090;о надо, - и я обнару­жива= ю, что слишком поздно: поздно любить, поздно пони­= ;мать, поздно действоватn= 0;". В этом и будет траге = 76;ия ада: но этого мы не знаем в жизн&#= 1080;; в жизни не бывает "слишком поздно". Пок = 72; мы живы телом, пока есть дыхани = 77; жизни в нас, п&= #1086;ка смерть не пожала нас, - есть и будущее: оди= 085; жест, одна мысль могут изменить и преобразитn= 0; жизнь. Мне вспоми­нает= ся случай из жизни Cure d'Ars[6]<= /span>: к нему однажды пришла женщина в отчаянии, та= 082; как ее муж покончил с собой, бро­сl= 0;вшись в реку. Он попросил подождать, пока он помолится, затем подозвал ее = 080; сказал: "Утешься, между мосто = 84; и водой он пожалел о своем поступке"... Порой достаточно "мгновения ока": один вздох может все изменит = 00;.=

- Если смерть - единственнk= 2;я подлинная мера жизни, то есть нечт= 086; благое для человека, - по&= #1095;ему Библия говорит, что &#= 1086;на - проклятие, следствие греха? Разве Адам и Ева не долж­ны были умереть?=

- Я не сказал так прямо, что смерть - единственнk= 2;я и под­линная мера жизни, так же как не утверждал, ч= 090;о она - благо для человек = 72;. Я попытался сказать - но, может быть, не сумел сде= 083;ать это ясно, - что вырасти в полную меру = 078;изни можно, тольк= 086; если мы готовы встретить смерть, свободно посмот­реть ей в лицо, противостоn= 3;ть ей со всем мужеством, всей верой, всей надеждой. "Благо" - не в смертности, не в самой смерти, когд= 072; она настига = 77;т нас; положительl= 5;ый момент, как уже было ска= 079;ано, в том, что единствен = 85;ая возможностn= 0; вырасти в меру жизни - это неколебимо стать перед лицом смерт = 80;, быть готовым к не= 081; - без страха и без самоутв = 77;ржде­ния. "Быть готовым" не означает какое-то осо= 073;енное состоя­ние; это означае = 90;, что все в жизни, - каждое слов = 86;, каждое движение, вс= 077; самое малое, - должно быть так совершенно, чтобы, если смерть заст = 72;нет в этот миг, можно было сказать: это &#= 1087;оследнее действие было самым прекрасным, что сумел сделать это = 90; человек... Только зная, что смерть может нас ос&sh= y;тановить, может оборвать жизнь, - мы можем поста = 88;аться сделать из ничтожного поступка, из слова как будто совсе = 84; мелкого, - нечто прекрасное, совершенноk= 7;. Если бы мы жили все время, стараясь, чтобы кажды = 81; миг был прек= 088;асен и "по­лон, всn= 3; наша жизнь в целом была б= 099; прекрасна и полна. В этом смысле смерть - благо; смерт= 100; напоминала бы нам, что надо жить со всем напоро = 84;, надо спешит = 00; жить. i= 3;ам некогда писать черновик жизни: време= ;ни хватит лишь на то, чтобы жить с полно= 090;ой, напряженно, жить всем своим существом, т= 074;оря и созидая совершенстk= 4;о, красоту. Сме= 088;ть - да, следствие греха, следствие падения, сле= 076;ствие нашей потер = 80; Бога; она -знак.и печат&#= 1100; катастрофы, признак нашей отделенносm= 0;и от Бога.

- Что, в таком случае, изменила смерть Христа?<= /p>

- Да, мы всk= 7; умираем; но отныне смерть для христианинk= 2; означает успение, оk= 9;начает - "упокоитьс = 03; в Боге", родиться в вечность. j= 9;то не гибель, не конец пути, после которого "нl= 0;­чего нет", - только тление тела, распад всег = 86; нашего сущест­ва. "Умереть" означает войти в вечную жизн = 00;, - где лицом к лицу живой душой мы встанем пер = 77;д лицом Живог = 86; Бога. Больше того; этот переход в вечность, предстояниk= 7; лицом к лицу, даже оно - только ожидание, с надеждой, в уверенностl= 0; веры - = Воскресениn= 3;. В Символе веры мы провозглашk= 2;ем свою веру не в бессмерти = 77; души, а в воскресениk= 7; мертвых. Мы несомненно верим в это воскресениk= 7;, мы чае= ;м его. Можно бm= 9; сказать, что мы - единственнm= 9;е на свете материалисm= 0;ы, пото­му что мы верим в материю, в ее способностn= 0; возродитьс&#= 1103; к вечной жизни в Боге.=

- Как знать, что надо совершить, как знать, чт&#= 1086; мы это совер&sh= y;шили и теперь можем умереть? Кто может это зн= 072;ть, это сказать?=

- Ваше "можем умереть" дает мне лазейку, ина= 095;е у меня не было бы ответа на этот вопрос. Чтобы умереть, вовсе не нужно знать, что надо совершить, или что уже совершено. М= 099; не выб= ;ираем смерть, - она приходит к нам, дk= 2;ется, мы не вы­бир&= #1072;ем ни сроки, ни то, как именно мы вступим в ее тайну. Можно сказать, что наш путь ник= 086;гда не бывает завершен. Завершение означало бы, что мы достигли такой совершенноl= 1;, всецелой любви, что она охватывает всех, что нет &= #1085;и одного человека, кого мы не полюбили по = 83;ностью, до предела, что во всех случаях наш = 72; любовь достигла своей полноты. Так вот, можно заранее сказать (об этом пишет и святой Иоан = 85; Златоуст), что мы всегда должники в любви, в милосердии. Так что нечего задаваться вопросом: совершил ли я?.. Мы можем заранее ответить: нет!.. Или вопр= осом: что мне остается совершить?.. Можно сразу ответить: все!.. Тем не менее при­хо= ;дит момент, когд= 072; Бог в Своей" премудростl= 0;, по Своей вол= 077;, вступает и пожинает на = 89;. Достаточно знать, что наше дело -постоянно возрастать = 82; полноте любви, учиться любить всем -умом, всей чуткостью, - творчески, как только м= 099; способны, - любить деятельно, любить не то= 083;ько тех, к кому наше серд­це обращено естествен = 85;о, но и других; любить не "вообще" людей, а каждого лично, потом= ;у что каждый - единственеl= 5; и заслужива = 77;т, чтобы его любили лично. Это мы можем пом­нить; воm= 0; - наша роль, наше призвание. А Бог заберет нас, ко­гда Сам определит.=

- Вы говорите, чт= 086; Христос Сам пожелал умереть нашей смер­т= ;ью. Если так, откуда Его молитва: "Мимо неси эту чашу..."?

- Христос - совершенныl= 1; человек и совершенныl= 1; Бог. Его воля находится в гармонии, в единстве с волей Отца, - но, тем не менее, в Своем человечестk= 4;е Он ощущает м= 091;читель­ную тоску и ужас смерти, как любой из нас. Я бы сказал боль­ше: Христос, бессмертныl= 1; и в Своем человечестk= 4;е, - единст­венl= 5;ый, кто мог ощутить всю чудовищносm= 0;ь, ужас, невозмож­но= сть смерти. Христос, бессмертныl= 1; в Своем единстве с О= 090;­цом, соглашаетсn= 3; стать смертным и предает Себ = 03; смерти по солидарносm= 0;и с нами. Он, измерив до глубин ужас смерти, как человек, - в Св= оем подлинном совершенноl= 4; человечестk= 4;е об­ращается к Отцу и умоляет: "Мимо неси от Мене чашу...", за­те= ;м добавляет: "Да будет воля Твоя...'''. В этом принятии Бо­= ;жественной воли человечестk= 4;о Христа проя = 74;ляет свое совер­ш= ;енство, свою совершеннуn= 2; гармонию с Живым Богом.

- Не можете ли сказать несколько слов о самоу= 073;ийстве? Как можно переносить, вернее, любить жизн = 00;? Разве смерт = 00; - не самое желанное, чт= 086; может произойти?

- Христианскl= 6;е отношение к самоубийстk= 4;у, радикальноk= 7; отвержение самоубийстk= 4;а как попытки вырваться и = 79; жизни, которую мы находим невыносимо тяжелой, - основываетl= 9;я, думаю, на чувстве, что покончить с собой означает отрицать возможностn= 0; иного будущего, отвергать надежду. И я не гово­рю о какой-то далекой надежде, а о конкретной надежде в на&sh= y;стоящем. Самоубийстk= 4;о означает также отвер = 78;ение глубокой веры, то есть полного дов = 77;рия к Богу. С одно&= #1081; стороны, мы проявляем недоверие к Богу, мы бросаем Ему = 074; лицо, что на­ = 96;и страдания, обстоятельl= 9;тва нашей жизни, &#= 1090;олкающие нас на самоубийстk= 4;о, - акт безумия с Его стороны, и что это безумие - мы беремся исправить собственныl= 4;и силами. С другой стор = 86;ны, мы утверждаем, что нет надежды, нет будущего, чт= 086; от Бога ждат= 100; нечего. Мне кажется, духовная проблема само­убийст= ва - в этом. Конечно, в ситуации отчаяния, толкающей нас покончить с собой, смерт= 100; представляk= 7;тся нам самым же&sh= y;ланным и простым решением.=

Но это - близ = 86;рукость. Разумеется, если вечной жизни не существует, смерть може = 90; показаться = 89;амым простым и са&sh= y;мым быстрым решением, хотя самоубийца редко думае = 90; о тех, кого покидает и кому придет = 89;я столкнутьсn= 3; с ужасом это= 081; на­сильстве= нной, вольно избранной смерти, которая осуждает их. Я видел сколько-то самоубийстk= 4;: всякий раз ц= 077;лый круг лю­дей рассматривk= 2;ет это самоубийстk= 4;о как св= ;ое осуждение: о= ;ни проглядели трагедию, не сумели с ней справиться...

Как переносить жизнь? Думаю, когда у нас нет жизненн = 86;­го порыва, когд= 072; под внешним давлением или от охват= 080;вшей нас внутренней тоски мы не в состоянии любить жизн = 00;, -единственн = 86;е, что можно сд= 077;лать, это жи= ;ть из послушания. "Послушаниk= 7;" не означает положение раба, которы= 081; покоря­ется, послушание - отношение того, кто при&#= 1079;нает Божествен­н= ую премудростn= 0; и соглашаетсn= 3; действоватn= 0; и поступать, не понимая; жить, принимая за критерий жизни, деятельносm= 0;и, бытия, - иную, нежели собственнуn= 2;, волю: волю Божию. "Слуш = 72;ться" в первую очередь означает "слушать", присл= 091;шиваться: начинается это с признания, что пути Божий - не на­= 096;и пути, и Его мысли - не наши мысли. Если бы посл= 091;шание было только "рабством", - оно лишь усу= 075;убило бы наше отча&sh= y;яние; мы все больш= 077; ощущали бы себя пленни = 82;ами, погрузи­лис= ь бы в безнадежноl= 9;ть. Но если мы осознаем, чт= 086; Тот, к Кому мы = присл= 091;шиваемся - Живой Бог, что мы принуждаем себя исполнять непонятную нам волю Бог= 072; Живаго, - то по= ­степенно через это послушани = 77; мы начинаем прозревать за­мыl= 9;ел Божий, Его мудрость, Ег= 086; пути, и тогда-то при= 084;ем их уже менее тяжелым сердцем, затем даже с возрастающk= 7;й ра­достью. - и, наконец, войдем в полноту жизни.

В проблеме самоубийстk= 4;а есть личная ответственl= 5;ость, но, с другой стороны, как я уже сказал, есть ответственl= 5;ость, так сказать, &#= 1082;оллективна= я. В своем докладе я заметил, что можно умереть прежде времени, - чувствуя, зная, что ты от­брошен, лишний, ненужный, ты отвержен. Та= 082; вот, многие самоубийстk= 4;а происходят оттого, что рядом с человеком не ока­залос= ;ь никого, кто бы его утвердил. Никто не сказал: "Тво = 77; существоваl= 5;ие важно= для меня, твое существоваl= 5;ие имеет ценно = 89;ть, потому что без тебя будет пустота, которой не з= 072;­полнить ничем...". Мне кажется, тут есть наша от= 074;етствен­но= 089;ть, в первую очередь, как христиан, потому что у нас есть видение вещей, которое нам = 076;ает Бог в Своем Слове, в Своем Откровении, = 074; жизни Церкв = 80;, потому что Дух Святой говорят в наших глубинах; и есть ответственl= 5;ость общественнk= 2;я, в са­мом широком смысле слов = 72;.

В период, когда послушание выполняетсn= 3; без всякого во­одушевле= ния, - я думаю, можно жить так, ка&= #1082; это излагает Диккенс. В начале приключениl= 1; мистера Пиквика он описы­вает, как его геро= 081; нанимает фиакр; и так как этот человек полон интереса ко всему, что ни&#= 1082;акого интереса не представляk= 7;т, он задает своему вознице бесконечныk= 7; вопросы и, ме&#= 1078;ду прочим, спра= 096;ивает: каким образом такая худая, жалкая ло­ша= ;денка может везти такой тяжелый фиакр? И куче&#= 1088; отвеча­ет; "Ах, сударь, дело не в лошади, а в колесах! Вид= 080;те ли, ко­леса-т = 86; огромные, хорошо смазанные; стоит лошад = 80; тронуть­ся, как колеса начинают вращаться; что же остается лошади? Ей приходитс = 03; бежать, спас= ;ая свою жизнь..,". Так вот, в мо­= 084;енты отчаяния, когда не хочется тянуть свою ношу, можно жить по этом= 091; образу: надо отдавать себе отчет, что повозка все равно висит на нас и что необходимо бежать, устр= 077;мляться вперед, чтоб= 099; повозка, которую мы т= 103;нем, нас не раздавила. И вдруг в какой-то мом= 077;нт мы замечаем, что повозка не толь­ко заставила нас бежать, но что мы бежим легко, сами по се­бk= 7;, что мы научились динамике жизни.

- Что вы думаете о мнении, будт= 086; страх смерт = 80; порожден психо­логие= й человека, обусловленl= 5;ого обществом и религией? Животные не боятся смерти...<= /p>

- У меня впечатлениk= 7;, что такое мнение отра = 78;ает опти­мизм, которого не = 90; у животных. Когда живот = 85;ые чувствуют, что их ведут на бойню, несут утопи = 90;ь или как-то уничтожить, - они испытывают глубокий ужас. Сходит= 077; проверить н = 72; бой­ню, понаблюдайm= 0;е кошку, у которой отняли котя = 90;, чтобы уто­пи= ;ть их: вы не будете так уверены, что животные (которые не обусловленm= 9; обществом и религией) не боятся смерти. Смерть - реальность насто= 083;ько противоест&= #1077;ственная, что все в мире, любая т&#= 1074;арь трепещет перед ней.

Что касается обусловленl= 5;ости, - я думаю, смер= ть нам предстает по-разному в зависимостl= 0; от возраста = 080; положения. Мне кажется, что обычно м= 099; начинаем задумыватьl= 9;я о смер­ти несколько запоздало. М= 099; думаем о ней, когда она начинает разрушать наше тело, когда нас настигает старость ил = 80; болезнь, когда мы начинаем рассыпатьсn= 3;, когда угасает в на= 089; жизненная сила. i= 8;огда мы задумываемl= 9;я о смерти - и думаем о ней ложно. <= /i>Чувствуя в себе силы распада, мы думаем, будт= 086; смерть - не что иное, как последний этап этого р= 072;спада, ниче­го больше. Разумеется, наше тело будет разла = 75;аться и обра­тится в прах. Но смерть несе = 90; не только распад. Част= 086; можно видет = 00;, что по мере того, как сла&#= 1073;еет тело, внутренняя жизнь, <= /i>настоящая жизнь нарастает д = 86; такой степе = 85;и, какой человек не знал раньше.

Когда мы молоды, мы не думаем о смерти, пото= 084;у что она нам чужда, - разве что она отняла у нас близких, родителей. Н= 086; в других отношениях она нам не чужда; и вот тогда-то и нужно думат = 00; о смерти, потому что тогда мы можем рассмат­рив= ать ее самые различные аспекты. Я уже много распростра­= нялся на эту тему, но сказал гораздо меньше, чем надо бы. Страх смерт = 80; охватывает нас в первую очередь изнутри. Страх подде = 88;живается обществом, - не потому, что оно хочет, чтобы мы боялись смерти, а именно из-за нашего нелепого к ней подхода. Долгое врем = 03; смерть окружали всякой жуть = 02;. Не знаю, существует ли это еще, но вспомните "похороны пl= 6; первому разряду" - черные драпировки = 80; т.п.; и все это здесь, во Франции. Смерть окру = 78;али мрачной атрибутикоl= 1; - и не только общество в целом, но и Церковь. В этом смысле ответ­ствен= ность лежит и на религии. Смерти над= 086; вернуть ее зна­чение рождения в вечную жизн = 00;. В Православнl= 6;й Церкви по­хо= ;роны совершаютсn= 3; не в черных, а в цветных об= 083;ачениях, потому что в действителn= 0;ности тут - радость. Мы стоим на от­певании с возженными свечами; служба подо = 73;на воскресной утрени и т.д. Нам следует вернуться к такому отношению. Р= ;азумеется, в измельчавшk= 7;м обществе, гд= 077; окружающие гроб видят в нем только разрушение, - это невозможно. Мне ка­жется= ;, однако, что обусловленl= 5;ость лишь развив = 72;ется на ос­нове уже наличествуn= 2;щего страха. Мне некогда распростра­= няться о подоплеке этого страх = 72;, но она совер= 096;енно основополоk= 8;на: смерти не должно быть, и все живое реагирует н = 72; смерть одни = 84; "НЕТ!"

- Почему у Серафима Саровского = 74; келье был гр= 086;б? Откуда та­ка= ;я, как будто нездоровая, черта у человека, который так сиял све­том= ;? Почему подвижник призван все время смотр = 77;ть в лицо смерт= 080;? Как смерть может стать другом, сест= 088;ой, почему она должна стат = 00; близкой?=

- Я не думаю, что здесь - "нездоровое отношение". Святой   Серафим Саровский смотрел в лицо смерти в надежде воскре­сени= я. Это - напоминаниk= 7;, что, засыпая, мы вступаем = 074; опыт смерти. По сути, у нас огромный опыт смерти. &#= 1042;едь подумай­те: мы засыпаем каждый вече = 88; и погружаемсn= 3; в полную бес­с= ;ознательно = 89;ть, из которой воскресаем утром. Это нас не пу­гаk= 7;т. То же самое с верующим, который усыпает в вечность. Есть молитв = 72; в этом напра= 074;лении в англиканскl= 6;м молитво­сло= ве и в наших вечерних молитвах: "Неужели мне одр сей гроб будет!" - <= /i>молитва Иоанна Дамаскина. И не сна следует стр = 72;шиться, потому что о= 085; похож на смерть, - а смерть долж­= ;на для нас стат= 100; родной и привычной, как сон, потому что м= 099; так хорошо е= 077; знаем через наш опыт зас= 099;пания, ухода как бы в небытие сна. Так что С&= #1077;рафим Саровский - пример того, кто каждый в= 077;чер погружаетсn= 3; в сон, от которого, может быть, восстанет пред лице Божие, а может, верне= 090;ся к земной обыденностl= 0;. Это - не нездорово, н= 077; мрачно, это - просто, радостно, привычно; конечно, это напоминаниk= 7; - но с надеждо= 081; на вечную жизнь.

Да, подвижник призван постоянно смотреть в лицо смерти, и причины этому я уже изложил и возвращатьl= 9;я к ним не бу­д = 91;: смерть - дверь, откры= 074;ающаяся в вечность, смерть - вы­с = 74;обождение из порочног = 86; круга жизни = 074; падшем мире, откуда нет пути к Богу; смерт= 100; позволяет вырасти в полную меру человека, то есть в меру Бога. Смерть= ; - подруга, сестра? Это - поэтическиk= 7; выражения, а я не поэт. Святой Фран = 94;иск Ас­сизский называл смерть сестрой. Быт= 100; может, позволителn= 0;но сказать (но, боюсь, это неудачная шутка) что, поскольку м = 99; полны жизни, постольку и смерть становится близкой, дру= 078;е­ской, становится не врагом, а именно как вторая сестра, в свое время возьмет нас нежно в свои руки и унесе= 090; в Царство Божие.

- Как стать живым, "ожит = 00; из мертвых", когда нет хороших корней, родители бросили, когда знаеш = 00; только человеческm= 1;ю зло­бу? Как стать живым, обрести снова жизнь вместо распада? Как найти любов = 00; Божию, когда не знал материнскоl= 1; любви и мест= 086; ма­тери занимала личность скорее отрицательl= 5;ая?=

- Я хотел бы сказать две вещи. Первая - повторюсь: по­добная ситуация ка = 82; раз - предмет коллективнl= 6;й ответствен­= ности. Да, возможно, отца, матери недоставалl= 6;, и те, кто был призван их заменить лаской и любовью, воз= 084;ожно, были же­стки и неспособн = 99; дават= 100;. Но куда смотрели окружающие? Что делали с= 086;седи, друзья, школа, приход, что делала Цер­к= ;овь? - Вот где наша коллективнk= 2;я ответственl= 5;ость. И эту от­ветl= 9;твенность можно= пронести: есть множество случаев, ко­k= 5;да, оставленныk= 7; близкими, люди находили лю = 73;ящее сердце, которое открыло им, что можно встретить любовь и, значит, можн= 086; жить.

Но есть и личная сторона - и тут, думаю, я обращаюсь к человеку с призывом вырасти в героическуn= 2; меру. Принять сво = 77; прошлое, принять бросивших нас родителей и тех, кто их не&= #1076;остойно заменил, не сумев полюбить на = 89;, - можнl= 6; через прощение. Но прощение надо понимать несколько иначе, чем это делаетс = 03; обычно. Слишком часто мы считаем, что "простить" означает "забыть", "зачеркнуть= ;", "навсегда изгладить" l= 2;акое-то событие. Мне думается, эт= 086; не так. Проще&#= 1085;ие начинается гораздо раньше, оно не устояло бы, если бы речь шла просто о том, чтобы "зачеркнуть= ;" нечто. Прощение начинает­ся в момент, когда человеку, который все = 81; своей тяготой, сво&sh= y;ей жестокостьn= 2;, своей безответстk= 4;енностью раздавил на = 89;, мы говорим: "Я теб= 103; принимаю. Я тебя принимаю, я тебя беру на свои плечи, к&#= 1072;к Христос взя = 83; крест. Я тебя принимаю, каков ты есть, как крест, на котором я, быть может, умру, но тогда получ = 91; право сказать: Отче, прости &#= 1077;му, он не знает, что делает"... Прощение начинается = 74; момент, когд= 072; я прин= ;имаю виновного, ничег= 086; не требуя, нk= 7; говоря ему: я тебя отброш = 91;, ес­ли ты не переменишьl= 9;я, не спрашива = 03; его: перемен= 080;лся ли ты достаточно, чтобы заслужить мое прощение?.. Мы можем взять на себя - словно крес = 90;, который несли Христ = 86;с и два  разбойникk= 2; - тяготу тех, к&#= 1090;о раздавил на = 89;, и на этом пути к Голгофе, чер= 077;з наше соучастие в страстях Христовых, ч= 077;рез наше собственноk= 7; крестоношеl= 5;ие, - наше, прощение получает преображаюm= 7;ую силу. Жан Даниелу[7] как-то сказал, что стра­дание - единственнk= 2;я точка соприкосноk= 4;ения между злом и его невинно = 81; жертвой. Когда зло, словно нож, врезается в ду­шу или тело человека, - жертва, страдая, при= 086;бретает подлин­но Божественнm= 1;ю власть простить, сказав Богу: "Господи, по Твоему примеру, по Т&#= 1074;оему учению я простил. Теб= 077; нечего. взыс= 082;ать с него..." В этом - сила прощения, которое при = 85;адле­жит нам, когда мы являемся жертвой, и сила возрож = 76;ения для тех, кто виновен пер = 77;д нами. Если они живы, их может кос­ну= ;ться благодать; если они умерли, - их может покрыть про­= ;щение от Бога. Примирение - дело Божественнl= 6;е; но и нам оно доступно. Я знаю, мои слова звуча = 90; призывом к подвигу. Но христианскk= 2;я жизнь, христианскl= 6;е обновление, воскресе­ни= е, восстанавлl= 0;вающее нас к жизни от смерти, - не просто дар о= 090; Бога: оно требует от нас предель = 85;ого усилия, вседушной, всеце= 083;ой отдачи себя, стремления стать, во Христе, иску&sh= y;пительной жертвой, есл= 080; придется — стать, по Его образу, - Мужем скор= 073;ей.       = =

Перевод с французскоk= 5;о Е.Л. МАЙДАНОВИЧ=



[1] Рим.= 6, 13.

[2] де Виньи А. Избранное М.: Искусство, 1987. = 57;. 491.

[3] «Христос воскресе из мертвых, смертию сме = 88;ть поправ и сущим во гробе живот даровав».

[4] Втор. 21, 23

[5] Гюго В. собр. соч. в 15 т. М., 1956. Т. 13. С. 319.

[6] «Арсский кюре» – св. Жан-Мари Вианнэ (1786-1859), приходской священник в = 86; Франции; характер ег = 86; служения и известностn= 0; позволяют отнести к нему именование «старца».

[7] Даниелу, Жан (1905-1974) – французскиl= 1; католическl= 0;й богослов, историк Церкви.

------=_NextPart_01C4A53E.34E450B0 Content-Location: file:///C:/B1341234/ant.files/header.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"





------=_NextPart_01C4A53E.34E450B0 Content-Location: file:///C:/B1341234/ant.files/filelist.xml Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/xml; charset="utf-8" ------=_NextPart_01C4A53E.34E450B0--