MIME-Version: 1.0 Content-Location: file:///C:/1D28CB21/Diakonova.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii" Е

&= #1044;ьяконова Е.М. Природа, люди, вещи и способы их отражения в поэзии трехстиший //Человек и мир в японск= 086;й культуре. Сб. Отв. ред. Т.П. Григорьева. М., 1985. С. 196-208

 

= 042; японском классическl= 6;м жанре трехстиший (хайку) (су&= shy;ществующем с XVI в. по настоящее в = 88;емя) сложилась своеоб­разн= ая картина мир = 72;. Тема поэзии хайку—« = 87;оэт и его пейзаж», а цель—«создk= 2;ть многочислеl= 5;ные образы, человеческl= 0;е и дан­ные небом, связанные с = 86; сменой весн = 99;, лета, осени, зимы» [8, т. 4, с. 14]. Поэты ха = 81;ку изображали цветы и птиц, ветер и лу­нm= 1; (кате фуг= 101;цу—формул&= #1072; главных тем хайку), однако при­з= ;навали: «Говорим о цветах и птицах, и в глазах запечатлевk= 2;­ется пейзаж, слагаем стихи, и в сердце возн = 80;кает восклицаниk= 7;»; «хотя изображаем одну травин = 82;у, но в ее тени невозможно скрыть треп = 77;щущие чувства творца». «На поверхностl= 0; [хайку] не чувства, а цветы... Чувства скрыты в глубине и влагой, зву­l= 2;ами, мелодией проступают на поверхностl= 0; стихов» [8, т. 4, с. 15],—писал = 086; поэзии х = 72;йку выдающийся поэт XX в. Та= ;кахама Кёси, стремясь выявить глубокий подтекст трехстиший, по­казать возможностl= 0; жанра.

В хайку представлеl= 5; мир без предысториl= 0;, его, так ска­ = 79;ать, «географичk= 7;ский» образ. История при = 89;утствует в хайку как история времен года, история круговоротk= 2;, совершающеk= 5;ося в природе, причем смен = 72; времен года вовлекает в движение вс = 77; предметы и с= 086;бытия, названные в стихотвореl= 5;ии, и принимает космическиl= 1; характер. Конкретные вещи, относящиесn= 3; к миру ха= 081;ку, включены во всеобщностn= 0; круговоротk= 2;, в череду беско­нечны= х изменений, в систему повторяемоl= 9;ти явлений при = 88;оды, так же как и конкретные однократныk= 7; события, имеющие место в каждом стихотвореl= 5;ии.

В стихотвореl= 5;ии всегда присутствуn= 2;т два плана. Всеобщий, «космическl= 0;й» план соотно = 89;ит хайку с миром природы в самом широком смысле. В под&#= 1086;бном соотнесениl= 0; главную рол = 00; выпол­няет сезонное слово «к = 80;го», обязательнl= 6;е для каждого стихотво­ре= ния; это, по сути дела, намек на принадле = 78;ность хайку к кру­говорот= у природы. О «киго»—с = 84;ысловом центре стихотворе­= ния — японцы говорят, что оно «воскрешаеm= 0; забытое и рождает ассоциации&raqu= o; [8, т. 4, с. 15]. Существуют стихотвореl= 5;ия хайку, н= 077; содержащие сезонного слова, но его отсутствие воспринима­= ется как нарочитостn= 0;, как осознанный «минус-прие = 84;».

Др= ;угой план хай = 82;у—конкрет&#= 1085;ый, предметный, осязаемый мир четко обрисованнm= 9;х (вернее, названных) вещей. Ма= 089;аока Сики (1867—1902 гг.), выдающийся поэт и теоретик поэзии х = 72;й­ку, возродившиl= 1; этот жанр в период его глубокого кризиса (эпоха Мэ= 081;дзи, 1868—1912 гг.), писал, что простое «называние&raqu= o; вещей может произвести глубокое впечатлениk= 7;, а Кёси, вт= 086;ря ему, подчеркиваl= 3;: «В хайку не место лишним словам о предме­тах и явлениях: он= 080; привлекают человеческl= 0;е сердца простыми звуками» [8, т. 3, с. 7].

h= 4;вуплановос= 090;ь = 93;айку создает перспективm= 1; на небольшо = 84; сти­хотворн= ом пространстk= 4;е, включает стихотвореl= 5;ие в контекст жанра, одновременl= 5;о расширяя ег = 86; рамки. Это хорошо видн = 86; на примере (взятом сове= 088;шенно произвольнl= 6;) стихотвореl= 5;ия Ма­саока= Сики:=

Ю&= #1082;и-по э-о        =        Снежный пейзаж

j= 1;ару-мо = 82;акэтару      И весной висеть остался.

j= 1;окори = 82;ана        =        Пыль!

В нем содержится намек на обычай японцев, при= 076;ающих большое значение смене време = 85; года, менять в гостиной своего дома картину в со= 086;тветствии со сменой сезона. Зимний пейз = 72;ж весной—отчk= 7;тливый знак неблагополm= 1;чия. Так одна деталь го­во= ;рит о забвении, о печали, а может быть, и о несчастье, слу­чившемс= я в доме. Причем конкретные предметы, названные в нем,—снежны = 81; пейзаж, весна, пыль—= 087;редставляю&= #1090; собой вза­им= ;освязанные образы, создающие в совокупносm= 0;и настроение грусти и запустения. Вместе с тем слова «снежный» и «весной» связаны с круговоротl= 6;м в природе и во времени, и в данном случае сталкиваниk= 7; весны и зимы создает дополнителn= 0;ный эф­фект вовлечения = 74; этот круговорот, = 074; жизнь всей природы. Сло&sh= y;во «пыль», традиционнl= 6; соединенноk= 7; в японской эстетике с раз­рушение= м, запустениеl= 4;, одиночествl= 6;м, грустью, завершает и подчеркиваk= 7;т столкновенl= 0;е несовместиl= 4;ых образов зим = 99; и вес­ны. В японской поэзии традиционеl= 5; и этот мотив= 212;столкнове­= 085;ия времен года (и именно весны и зимы),—напри= 084;ер, снег на распустившl= 0;хся цветах или р= 086;стки бамбука под снегом. Созд= 072;­ется еще одно противополl= 6;жение—межд= 091; общей грустной ка = 88;­тиной запустения = 80; наступлениk= 7;м весны—всегk= 6;а радостным с = 86;­бытием в японской поэзии. Стихотвореl= 5;ие насыщено традицион­н= ыми образами, через которые и осуществляk= 7;тся связь с куль&sh= y;турным контекстом жанра, т. е. с той системо = 81; образности, ко­торая вырабатываl= 3;ась на протяжении столетий и без соотнес = 77;­ния с которой стихотвореl= 5;ие теряет мног = 80;е из своих значении. Вырисовываn= 2;тся два плана изображаемm= 9;х объектов: один, конкретно существующl= 0;й в стихотвореl= 5;ии (снежный пейзаж, весн= 072;, пыль), и другой, принадлежаm= 7;ий контексту жанра и понятный только в рамках традиционнl= 6;й системы образности (например, пыль—знак запустения, смешение зимы и весны и т. д.) и через эту систему связанный с миром приро = 76;ы.

Совl= 8;еменная поэзия х = 72;йку, начиная с реформаторk= 2; жанра Ма = 89;аока Сики, стремится к преобразовk= 2;нию не общего, косми­ческо= го плана стихотвореl= 5;ия, а конкретно = 75;о, объективноk= 5;о, так сказать, «ближнего» = 77;го плана, сохраняя вместе с тем весь тот кул= 100;турный контекст жанра ха = 81;ку, который сформироваl= 3;ся еще во времена пер = 74;ой поэтическоl= 1; антологии «Манъёсю&raq= uo; (VIII в.) вокруг жанра танка = 080; был во много= 084; унаследоваl= 5; хайку. «Ближний» план хай = 82;у трансформиl= 8;овался при помощи введе­ния категории «сясэй», сформулироk= 4;анной Масаока Сики.

Поэm= 0;ы нового времени вслед за = 052;асаока Сики пытались пр = 77;­образоват = 00; традиционнm= 9;й жанр, приобретшиl= 1; в XIX в. черты безжизненнl= 6;сти, механичносm= 0;и. Одним из способов оживления малой формы хайку (ка&#= 1082; малая она осознана была именно = 074; XIX в., когда Япо = 85;ия была открыт = 72; для европейскиm= 3; влияний, с появлением новых национальнm= 9;х поэтическиm= 3; форм) было рас­ширение стихового пространстk= 4;а.

Для продолжениn= 3; стесненногl= 6; пространстk= 4;а трехстишия (всего 17 слогов) и для наиболее полного и даже всеобъемлю­= щего описания природы поэты прибегали, например, к созданию циклов стихотвореl= 5;ий хайку. Такое соединение практиковаl= 3;ось еще во време= 085;а Басе, однако циклы ха = 81;ку у Масаок = 72; Сики, Такахама Кёси и других поэтов эпох Мэйдзи, Тайсё (1912— 1926 гг.) и Сева (с 1926 г.) занимают более значительнl= 6;е место. Стремление = 88;аздвинуть поэтическоk= 7; пространстk= 4;о хайку заста­вило поэтов объединить стихи, приче= 084; единство их создавалосn= 0; одним слово = 84;, общим для всех стихотвореl= 5;ий. Оно объединяло стихотвореl= 5;ия не только образно, но 'и тематическl= 0;, так как за­чk= 2;стую являлось сезонным и содержало намек на время года. Цикличностn= 0; хайку соответствl= 6;вала цикличностl= 0; времен года, внутри цикл = 72; создавался своеобразнm= 9;й мир, обладавший своим отсчетом времени (вес= 085;а, лето...), своим пространстk= 4;ом (леса, поля, горы...). Сезонное слово «вытягивалl= 6;» за собой и другие слов = 72; и образы, связанные с определеннm= 9;м временем года. Цикл характеризl= 6;вался общим круго = 84; образов, настроений, = 087;ричем опорное слово могло употреблятn= 0;ся внутри цикл = 72; в различных грамматичеl= 9;ких модификациn= 3;х. В творчеств = 77; Масаока Сики ча­l= 9;то встречаютсn= 3; циклы по десять х = 72;йку, ибо число десять пред­= ;ставлялось поэту наиболее завершенныl= 4;, полным и гармонич­ны= м. Вот как обще= 077; слово «с = 80;гэми» (заросли) организует цикл Мас = 72;ока Сики (здесь приведена часть цикла):

i= 8;энгу = 89;ундэ        =   Здесь т = 01;нгу живет,

Оно ирасимэд = 79;у  Дровосеки сюда не заходят.

Ки-н = 86; = 89;игэми       Заросли деревьев.=

i= 2;эдзируси-но      У придорожноk= 5;о столба

i= 0;ёбоку = 89;игэру      Высокие деревья разрослись.

i= 0;омура = 82;ана         Деревушка.

Цурl= 0;доко-ни        На гамак=

Ириm= 3;и = 84;орикуру  Лучи вечернего солнца

Сигn= 1;ми = 82;ана        =   Сквозь заросли струятся.=

Скаk= 9;анное в одном стихотвореl= 5;ии цикла не пов= 090;оряется, а как бы присутствуk= 7;т в других, создавая дополнителn= 0;ные связи с образами в прочих стихотвореl= 5;иях. Главное слово цикла мо­жет выступать н = 72; первый план или «отходи = 90;ь» на второй (как в третьем стихотвореl= 5;ии, где внимани = 77; поэта сосредоточk= 7;но на «лучах», а «заросли» необходимы, лишь затем, чтобы, пропустив через них «лучи вечернего солнца», оттенить их, чтобы они ст= 072;­ли видимыми).

Приl= 5;цип циклизации расширял поэтическоk= 7; пространстk= 4;о каждого стихотвореl= 5;ия, причем цикл воспринимаl= 3;ся как един­ств= ;о и позволял применять в нем очень ограниченнm= 9;й набор ху­дож= ;ественных средств, не снижая его воздействиn= 3; на читателя. Настойчивоk= 7; повторение = 74; разных контекстах опорного слова усиливало внутреннее = 77;динство цикла, расширяло сферу сущес = 90;­вования этого слова, показывало предмет мас = 96;табно, с различ­ных сторон. В рассматривk= 2;емом примере сло = 74;о «сигэми»—это сезонное слово, указы= 074;ающее на разгар лета. Объединениk= 7; хай­ку в цикл позволяло придать традиционнl= 6;й поэтическоl= 1; темати­ке индивидуалn= 0;ную окраску, дат= 100; возможностn= 0; своего рода «комплекснl= 6;й разработки&raqu= o;. В цикле последоватk= 7;льно изображе­ны сегменты реальности, возникает дискретная, но разнообраз­= ная и насыщенна = 03; картина природы и чувств поэт = 72;, ее описы­ваю= ;щего. Шлегель назвал сонеты Петрарки фр = 72;гментарным ли­рическим романом [2, с. 267]. Создание циклов х = 72;йку можно рассматривk= 2;ть как создани = 77; фрагментарl= 5;ой камерной картины природы, где стихи располагаюm= 0;ся по кругу, «стянутые» между собой общим сезонным (иногда несе= 079;онным) словом, в центре же круга располагаеm= 0;ся описываемоk= 7; время года, которое вы­п= ;олняет функцию «удержания&raqu= o; всех стихот = 74;орений, играет кон­с= ;труктивную, организующm= 1;ю роль. Высока= 103; способностn= 0; хайку объединятьl= 9;я в циклы говорит об известной «открытостl= 0;» этого жанра, его способностl= 0; соединятьсn= 3; с другими элементами. Вре­мя года—один и = 79; главных компонентоk= 4; хайку, ег&#= 1086; основной конструктиk= 4;ный элемент—выl= 9;тупает и как основной об = 98;единя­ющий. Повторение сезонного слова усиливает его воздействиk= 7; в каждом отдельном случае на другие компоненты хайку и в пла­не содержания, = 080; в плане выражения, а также созда = 77;т необхо­димо= е силовое пол = 77;, особый замкнутый поэтическиl= 1; мир.

В современноl= 1; поэзии х = 72;йку возникла тенденция, несомнен­но выросшая из циклизации хайку,—э= 090;о тенденция создания лирических дневников в жанре ха = 81;ку. Лирический дневник из­м= ;енений, происходящl= 0;х в природе, возможно, и не осознавалсn= 3; поэтами нового и новейшего времени как дневник, тем не менее стихотвореl= 5;ия хайку, создаваемыk= 7; каждодневнl= 6;, регулярно в связи с малейшими изменениямl= 0;, происходящl= 0;ми в природе, когдa поэт испытывал глубокую психологичk= 7;скую потребностn= 0; связывать свои мысли и переживаниn= 3; с жизнью природы и об&sh= y;лекать их в краткую форму ха = 81;ку, осознаются читателем имен­но как лирический дневник. Поэ= 090; не только вы= 088;ажал в форме х= 072;йку свои наблюдения над жизнью природы, но и раскрывал более глубокие, скрытые переживаниn= 3;, обнаруживаn= 3; их не не­посl= 8;едственно, а косвенно, через пейза = 78;, так что стихотвореl= 5;ие хайку нужно несомненно воспринимаm= 0;ь шире, чем—пу= 089;ть са­мую тонкую—пейk= 9;ажную зарисовку. Масаока Сики призывал современныm= 3; ему поэтов создавать «истинный пейзаж» (= 084;акото-но кэсики) (где иl= 9;тинность "макото" означает глубокое пр = 86;ник­новени = 77; в сущность вещей), и этот призыв надл = 77;жит расшифро­вы= вать в смысле преодолениn= 3; «автоматизl= 4;а» в создании карти­ны природы как способа передачи внутренних ощущений и переживаниl= 1;. Создание широкого лирическогl= 6; дневника хайку, протяженноl= 1; картины при = 88;оды во все времена год = 72; (а стихотво­l= 8;ения хайку часто располагаюm= 0;ся в поэтическиm= 3; сборниках и журналах по циклам—весl= 5;а, лето, осень, зима), состоящей как бы из мозаики отдельных стихотвореl= 5;ий, представляn= 2;щих каждый раз единое монолитное целое, поможет вос = 87;роизвести самый полны = 81; образ того и= 083;и иного времени год = 72;, во всех его природных п = 88;оявлениях. Каждое стихотвореl= 5;ие хайку восприни­ма= ется тогда как внутренне цельная часть общей картины; ма­l= 3;ая форма, содержащая малую эмоци = 02;, малое наблю = 76;ение стремится к объединениn= 2; более крупному. В пользу этог = 86; пред­положе= ния говорит и существующk= 2;я в поэтическ = 80;х журналах хайку тенденция располагатn= 0; стихотвореl= 5;ия самых разны = 93; поэ­тов по темам (темы могут быть самыми различными, но все бу­дуm= 0; принадлежаm= 0;ь к миру природы).

Стрk= 7;мясь придать поэзии х = 72;йку большие возможностl= 0;, поэты ха = 81;ку пользовалиl= 9;ь и другими методами создания перспективm= 9; на малом пространстk= 4;е классическl= 6;го стиха. Примером такого создания пр = 80; помощи исключителn= 0;но изобразитеl= 3;ьных средств может служить следующее стихотвореl= 5;ие Масаока Сики:

Мокуг = 01; са= 085;тэ       Цветет = 84;окугэ.

Фунэ дэ= 082;иагару   Лодки построены.

Гёсон ка= 085;а        =     Рыбачья деревня.

В этом хай = 82;у пейзаж изображаетl= 9;я последоватk= 7;льно от круп­ного плана (цвете= 090; мокугэ) = 082; среднему (лодки) и к общему (рыба= 095;ья деревня). Такое развертываl= 5;ие пейзажа создает в хайку определеннm= 1;ю стереоскопl= 0;чность, придает глубину пре = 76;­ставленно = 81; картине. В стихотвореl= 5;ии ощущается присутствиk= 7; пространстk= 4;а (вид рыбачье= 081; деревни), и вместе с тем рыбачья деревня служит фоно = 84;, на котором отчетливо вырисовываn= 2;тся цветы мо = 82;угэ — символ весны.

На этом пример = 77;, кроме того, ясно видно, что предмет = 99;, су­ществующ= ие в хайку, являют собо = 81; объект самоценногl= 6; описа­ния, они представляn= 2;т ценность сами по себе. Приближеннl= 6;е, любовное рассматривk= 2;ние вещей и их называние, имеющее ме­с= ;то в хайку, позволяет некоторым теоретикам жанра сравн = 80;вать стихотвореl= 5;ия хайку с жанром « = 74;атакуси сёсэцу&raqu= o; (повесть о себе), зародившимl= 9;я в Японии в на&#= 1095;але XX в. Приближениk= 7; к объекту, увеличение масштаба описываемыm= 3; предметов—&#= 1101;то те конструктиk= 4;ные элементы, которые сближают дв = 72; жанра.

= 055;риведенное стихотвореl= 5;ие свидетельсm= 0;вует и о том, что в хайку ограниченнl= 6;сть стихового пространстk= 4;а влечет за собой и ограничениk= 7; круга рассм = 72;триваемых предметов, фокусироваl= 5;ие внимания лишь на некоторых, наиболее значимых, состав­ляющ= их выразительl= 5;ую картину. В хайку каждое слов = 86; необы­чайно весомо, сжатое поэтическоk= 7; пространстk= 4;о не оставляе = 90; места для случайных д = 77;талей. Требование = 82; детали — это тре­бование не только репрезентаm= 0;ивности, но и телесной, чувствен­но= й ее ощутимости.

Люди и предметы, относящиесn= 3; к природе, предстают как. объекты художествеl= 5;ного наблюдения, = 072; не как субъекты де = 81;­ствия. Мир хайк = 91;—это вполне обозримый, конкретный мир,. огранич&#= 1077;нный жесткими рамками канона. Пред= 084;еты, названные в хайку, ка&#= 1082; бы содержат = 074; себе опосредоваl= 5;ную соотнесеннl= 6;сть-человек&#= 1072; и природы, то, что связыва = 77;т «ближний» (конкретный) план стихот = 74;орения с «дальним» (всеобщим). Вещь сущест = 74;ует в хайку, &#= 1089; одной стороны, как замкнутая внутри себя, являю­щаяся объектом пристальноk= 5;о внимания, са= 084;оценная, а, с дру­гой стороны, сам= 072; она являетс = 03; связью с ряд= 086;м «неназваннm= 9;х» в хайку вещей, создавая дополнителn= 0;ную протяженноl= 9;ть стихо­творн= ого пространстk= 4;а. Канон предметов, м= 086;гущих быть назван­= ;ными в хайку, &#= 1074; новое время расширялся от сугубо поэтическоl= 1; лексики до самых широких пределов, к п&#= 1088;едметам «непоэтиче­= ским», мелким, «грубым» и новым. Употребленl= 0;е традиционнl= 6;го круга лексики ставило пер = 77;д поэтом сложную проблему выбора необ = 93;одимых слов для максимальнl= 6; полной передачи картины природы. Жажда общен = 80;я японского поэта с природой совмеща­етс= я со стремлениеl= 4; находиться = 89; ней в гармон= 080;и, согласии, и это сказывалосn= 0; на подходе поэта к материалу—k= 4; данном слу­ч= ;ае к слову. Отношение к природе как = 082; самодостатl= 6;чному яв­лению, не требующему изменений, а лишь искусн = 86;го выявления отдельных черт и явлений при = 88;оды, собранных в единую каме = 88;­ную картину, требует и «незаменимm= 9;х» слов. Принци= 087; «незаме­ним= ости» в подборе слов — один из основных = 087;ринципов в поэ­зии хайку: оспаривающl= 0;е друг друга слова появляются = 74; вооб­ражени= и поэта-ха = 81;каиста, и предпочтенl= 0;е отдается наиболее простым, точно и однозначно передающим смысл. Так, если привести в пример глаголы, чащ= 077; других встречающиk= 7;ся в хай­ку, то необходимо будет в первую очередь наз = 74;ать такие: идти, падать, летать, видеть, брос= 072;ть и т. д. Этот список, конечно, мож&sh= y;но значительнl= 6; продолжить, однако все слова будут объединять простота, употребитеl= 3;ьность, и они будут выбраны поэтом имен­= ;но в силу этих свойств. Поэзию х = 72;йку можно назва = 90;ь «поэзией простых слов», еще ее называют «поэзией существитеl= 3;ьного» [7с. 209], поскольк&#= 1091; именно эта часть речи наиболее часто встре­= ;чается в данном жанре. В х&#= 1072;йку создается точное соответствl= 0;е слова и объе= 082;та; объекты, принадлежаm= 7;ие к миру приро= 076;ы, на­зываются в точном соответствl= 0;и с их истинно= 081; сущностью. Опи­сываема= я система миропонимаl= 5;ия включает в себя особое по­нимание природы; мировая полнота, полнота при = 88;оды предстает как нечто упорядоченl= 5;ое, совершенноk= 7;, гармоничноk= 7; и завер­шенн= ;ое. И эта полнот= 072; и завершенноl= 9;ть выражается вполне опре = 76;еленной, каноническl= 0; закрепленнl= 6;й, адекватной лексикой «полной и завершенноl= 1;» (кандзэн гэнго), по терминологl= 0;и Масаока Сики. Сложность поэзии х = 72;йку состоит не в лексике— лексика = 93;айку подчеркнутl= 6; проста,— а в связи этой лексики с определеннm= 9;м набором образов. Идеал по = 01;та-хайкаист&= #1072;—наи­боле&= #1077; полное приближениk= 7; к природе, изображениk= 7; ее в камер­нl= 6;й картине, одухотвореl= 5;ие этой картин = 99; за счет соотнесениn= 3; с «дальним» планом (с кул&#= 1100;турным контекстом жанра). Глав­ = 85;ое в миросозерцk= 2;нии хайкаисm= 0;а—острая и даже лична= 103; заин­тересо= ванность в форме вещей, их сущности, св= 103;зях. Вспомним слова Басе: «Учись у сосны, что такое сосна; учись у бамбука, что такое бамбу = 82;». Японскими поэтами культивироk= 4;алось ме­дитативн= ое созерцание природы, вглядываниk= 7; в предметы, окру­жающие человека в мире, в бесконечныl= 1; круговорот = 74; природе, в ее телесные, чувственныk= 7; черты. Цель поэта — наблюдать при­роду и интуитивно усматриватn= 0; ее связи с ми&#= 1088;ом человека; хайкаисты отвергали безобразноl= 9;ть, беспредметl= 5;ость, утилитар­но= сть, абстрагироk= 4;ание. Вместе с тем они обращал = 80;сь к проб­леме изображениn= 3; пространстk= 4;а и времени в трехстишияm= 3;. Масаока Сики в своих теоретичесl= 2;их трактатах, с помощью кот = 86;­рых он стремилс = 03; изменить традиционнm= 1;ю поэзию, рассматри­в= ал эту проблем = 91;. В мире природы существует множество «про­странс= твенных предметов» (ку&#= 1082;антэки моно), которые находят сво = 77; отражение в хайку. Пространстk= 4;о же это достаточно емко (поскол= 100;ку предметы могут быть лишь назван = 99; в стихотвор = 77;­нии), чтобы вместить и бесконечно малое (травинку, муравья, кам= 077;шки в реке), и большое (море, горы, бурю, наводн= 077;ние).

Треm= 3;стишие обладает способностn= 0;ю создавать глубокий, ясно осознаваемm= 9;й читателем фон происходящk= 7;го. Часто наиболее общий фон создается н = 77; в самом стихотвореl= 5;ии, а в воображе&sh= y;нии читателя, за пределами текста. В &#= 1093;айку сильна роль &la= quo;не­сформу= ;лированной части текста» (термин М. &= #1056;иффатера [12, с. 4]). В хайк= ;у Бусона̵= 2;

i= 3;абэ = 89;агэтэ        =         С котелком = 074; руках

k= 6;о-но = 82;обаси-о        =   На мостике через

f= 5;до = 70;ки-но хито     Человек — весь в снегу, —

плаl= 5; изображениn= 3; передвигаеm= 0;ся с котелка в руке человека на мостик чере = 79; реку Ёдо и затем на самого человека, запорошен­н= ого снегом. Тако= 077; мгновенное переключенl= 0;е внимания читате­ля с одного предмета на другой (котелок—мо = 89;тик—челове&#= 1082; в снегу) достигает двух целей. Во-первых, читатель ясно представ­ля= ет себе все три плана, а, во-вторых, наложившис= ь один на другой, все они создают рельефную к = 72;ртину ранней зимы. Та­ким образом, возможностl= 0; изобразить пространстk= 4;о в хайку до­статочно широки, трехстишие может вмест = 80;ть многое. Вместе с тем, по утверждениn= 2; Масаока Сики, «короткие стихи не могут передать [течение] времени» [4, с. 489], поэтому, когда по = 01;т-хайкаист обращается = 82; миру человека, он принужден, «= 086;писы­вая человеческm= 1;ю природу, изображать не время, а лишь про­стр= ;анство» [4, с. 489]. Масао= ка Сики полагал, что если в ха= 081;ку и изображаетl= 9;я время, то лишь как короткий ми = 75; настоящего, не имеющий продолжениn= 3; ни в будущее, ни в прошлое. Время в х= 072;йку—это почти всегд = 72; упоминание = 74;ремени года; если в хайку есть упоминание другого времени, то оно огранич = 80;вается настоящим моментом, который длится не более, чем продолжа­ет= ся само трехстишие. Масаока Сики пишет, что только в дву= 093; из известны = 93; ему стихотв = 86;рений хайку повествуетl= 9;я о людях и их делах в прошлом и будущем (это два хайк = 91; Бусона), но Дру­гих подобных образцов в истории жанра не нах= 086;дит.

Осоk= 9;навая необходимоl= 9;ть поисков метода, кото= 088;ый не проти­вор= ;ечил бы природе жанра ха = 81;ку и вместе с тем отвечал требо­вания= м нового мироощущенl= 0;я, родившегосn= 3; в эпоху переоценки ценностей, каковой был = 72; эпоха Мэ = 81;дзи, Масаока Сики прибег­нул к методу « = 89;ясэй». Им руководствl= 6;валось целое направлениk= 7; в литератур = 77; конца XIX—начала XX в.—&laq= uo;сядзицу-х= 072;».

Сясэй происходит от китайского сеш= ;эн название метода в живописи, буквально значившего "рисовать с натуры" и заимст­вова= нного из китайско = 81; теории живописи. Сешэн противопо­с= тавляется другой важной категории — сей "писать идеn= 2;, вообра­жаем= ое". Будучи изначально методом живописи, сешэн (сясэй) становится затем методом литературы̵= 2;танка, хайку, сёсэцу (прозы). Надо заметить, чт= 086; понятие «сешэн», или «сяс = 01;й», с те­чением времени и развитием изобразитеl= 3;ьного искусства изме­нилось и углубилос = 00;. «Существуеm= 0; китайский термин ,,с&#= 1077;шэн", означающий буквально „рисунок с н= 072;туры". Он как раз при­меняетс= я к изображениn= 2; художником животных, птиц или цве&sh= y;тов... Однако уже в эпоху Сун (960—1179 гг.) его значение ра = 89;­ширилось и стало включать изображениk= 7; всех предметов мате­риальн= ого мира. Оба эти определениn= 3; (се&#= 1096;эн и цзюань шэн "пис= ать подобие".—Е. Д.) подразумевk= 2;ют нечто большее, чем тщательное копированиk= 7; деталей природных объектов» [1, с. 97—98].

Масk= 2;ока = 57;ики писал, что не надо воспринимаm= 0;ь понятие = 89;ясэй излишне буквально: полное подражание вещам, копир= 086;­вание их в стихах не создает истинной красоты; механическl= 6;е и скрупулез = 85;ое перенесениk= 7; объектов из окружающегl= 6; мира в стихи—это лишь искажение метода, хотя толкование этого понятия и вк= 083;ючает слово «копироватn= 0;». Основа с = 03;сэй—это естественнl= 6;сть, природностn= 0;; сясэй позволяет полно и адекватно воспроизвеl= 9;ти сложные вза = 80;моотношени&#= 1103; человека и природы.

Басе говорил: «Возвысь свое сердце = 080; вернись к обыденно­му= » [6, с. 37], т. е. к обыкновеннl= 6;му миру людей, к тому, что он сам называл &la= quo;дзицу» (действител = 00;ность, то, что есть). Масаока Сики обозначает реальность понятием «ари-но мама» (вещи, как они есть), и это главны= 081; компонент стихотвореl= 5;ия хайку. Вместе с тем изображениk= 7; вещи «так, как она есть»,— правдивое, точное, объективноk= 7;—невозможн= 086; без обращения к вечному, неизменномm= 1;, иными слова = 84;и, без соотнесениn= 3; ближ­него, непосредстk= 4;енного плана с дальним, веч= 085;ым. В хайку уни­чтожена дистанция между поэто = 84; и объектом. («Если предмет и я существуем раздельно, и= 089;тинной поэзии не достигнуть&raqu= o;,— говорил Бас = 77;.) Чувство и действие понимается поэтом-ха= 081;каистом как одно целое. Вмест= 077; с тем для создания по = 83;ноценного стихотвореl= 5;ия хайку необходима отстраненнl= 6;сть от собствен = 85;ых эмоций (так, поэты избегают слов, которы= 077; непосредстk= 4;енно указывают н = 72; наличие как = 80;х-нибудь чувств, таких, как «печаль­ный= ». «веселый», «счастливыl= 1;» и др.). Поэт должен выра = 73;отать в себе просветленl= 5;ое отношение к вещам, при этом Мас = 72;ока Сики призывал «обращатьсn= 3; скорее к чувствам, че= 084; к разуму» [4, с. 384]. Тогда он сможет увидеть зан = 86;во предмет своего изображениn= 3;, не использу = 03; старинные ассоциации механиче­ск= и, а заново их одухотворяn= 3;, и тем самым дать читателю во = 79;­можность создать сво = 81; индивидуалn= 0;ный ассоциативl= 5;ый ряд, основывающl= 0;йся на непосред = 89;твенно возникающиm= 3; впечатле­ни= ях. Масаока Сики и ег&#= 1086; ученики считали главным воссозда­ва= ть не «пейзаж души» (это цель «субъективl= 5;ой» поэзии, но классификаm= 4;ии Масаока Сики), а «истинный пейзаж», т. с. «объективнm= 9;й», но включающ = 80;й в себя и разнообразl= 5;ые чувст­ва автора, а это возможно, лишь применяя «р = 80;сование с на­туры».<= /span>

Понn= 3;тие «сясэй&raqu= o; сложнее и носит более философскиl= 1; харак­тер, нежели понятие «сукэчи» (от английскогl= 6; sketch, 'зарисов­ки, эскизы"). (Оба понятия бытовали среди ха = 85;канстов времени = 52;асаока Сикн.) Сясэй—это не просто мгновенное изображениk= 7; явлений и предметов природы, а сущностное ее понимани = 77;, со­единение поэта с ней. Между су = 82;эчи, на уровне которого оста­лись многие современныk= 7; Масаока Сики поэты, и с&#= 1103;сэй сущест­вует принципиалn= 0;ная разница, та же, что и межд&= #1091; ремеслом, мастерским овладением техническиl= 4;и приемами, и истинной по = 01;зией. Вместе с тем принцип = 89;укэчи составляет как бы на­чаl= 3;ьную ступень—пеl= 8;вый этап формированl= 0;я сясэй. Сукэчи развивает наблюдателn= 0;ность, учит замеча = 90;ь незаметное, выделять необходимыk= 7; детали, видеть природу, понимать ее.

i= 2;асаока = 57;ики писал в свои= 093; теоретичесl= 2;их трактатах,  что стихи должн = 99; возникать н = 72; основе ясного, непосредстk= 4;енного впечатлениn= 3;, при максимальнl= 6;м приближениl= 0; к предмету; ло­зунгом современныm= 3; поэтов стал = 86;: «Приближенl= 0;е!» (из выска­зыk= 4;аний членов группы « = 61;ототогису&r= aquo;—«Кукушка» [8, т. 4, с. 15]. Они считали, например, чт= 086; только х = 72;йку, сочиненные на старости лет, хороши, поскольку только тогд = 72; «научаешьсn= 3; изображать = 94;веты, птиц, ветер, луну чисто и в непосредс = 90;вен­ной близости» [8, т= . 4, с. 15]. Масаоl= 2;а Сики и его ученики це­нили непосредстk= 4;енное воспроизвеk= 6;ение вещей выше, чем произ­ве= ;дения фантазии, хотя поэты его школы со= 095;иняли, по свиде­тел= ;ьству Ямамото Кэнкити [9, т. 11, с. 4], стихи, основанные на фантазии (кусо-но хайку). Зерно поэзи = 80; самого М = 72;саока Сики - эт&#= 1086; непосредстk= 4;енное переживаниk= 7;, по этому поводу не­ме= ;цкий японист М. Губрих замечает: «Сики никогда не написал ни одного стихотвореl= 5;ия, содержание которого было бы вообра­жаем= ым» [11, с. 116].

Мысl= 3;ь о противопосm= 0;авлении фантазии и о= 073;ъективного на­блюдения (как основы объективноk= 5;о описания) с наибольшей прямотой выражена в с= 083;едующих словах М = 72;саока Сики из трак­тата «Основы = 93;айку»: «Существуеm= 0; два вида поэзии х = 72;йку: хай­ку, построенныk= 7; на фантазии (ку:со:), и хайку, построенныk= 7; на объективноl= 4; описании (сядзицу). Начинающий поэт сначал = 72; опирается н = 72; фантазию. Но, когда фантазия ис = 89;якает, он дол­жен обратиться = 82; объективноl= 4;у описанию. Об= 098;ективное опи­сание охватывает = 80; мир природы, и дела челов= 077;ческие... Если мы буде= 084; стремиться = 82; объективноl= 4;у описанию, то наиболее со­= ;ответствую = 97;им поэзии х = 72;йку будет исследованl= 0;е природы во всех ее вида= 093;» [5, с. 368]. Истинная сущность вещей постигает­с= я первоначалn= 0;но именно в природе, но затем это понимание переноситсn= 3; и на изображ= 077;ние человеческl= 6;го мира. Сочинение хайку. основанное на игре воображениn= 3;,—это лишь первая сту­пень сочинения стихов, боле= 077; высокая сте = 87;ень творчества,R= 12; изображениk= 7; вещей «так, к&#= 1072;к они есть», на основе непосредст­= венного впечатлениn= 3; или, как писал Ма = 89;аока Сики, «дзиккэнт = 01;-кина хайку», = 090;. е. хайку, созданные в результате собственноk= 5;о опыта, эмпирическl= 0;е.

Во многих свои = 93; трактатах Масаока Сики отмечал, что для древней японской литературы характерно скорее субъективнl= 6;е видение мир = 72;, люди прежни = 93; времен боле = 77; открыто и непосред­ст= венно выражали свои чувств = 72; (кандзё) &#= 1080; сокровенныk= 7; мысли (си= 085;тю), которые рождались при восприятии красоты. Развитие жанра ха = 81;ку представляk= 7;тся поэту движением о = 90; «субъектив­= ной красоты» (сюкантэки би), т. е. чувств, ощущений, воспоми­нан= ий, мыслей) к «объективнl= 6;й красоте» (кяккантэки<= /span> би) окру&sh= y;жающего мира.

Поэm= 0;ы-хайкаисты нового времени отличаются от прежних мастеров те = 84;, что они не непосредстk= 4;енно выражают свои эмо­ции= ;, а опосредоваl= 5;но — через вещи, которые они видят (миру моно "видимые вещи"). Они стремятся к выражению г = 83;убинной сущности объектов и добиваются этого сложным способом со = 79;­дания объективныm= 3; картин природы. «Он= 080; изображают увиден­ные ими вещи, и это (изображени = 77;) вызывает чу = 74;ства... Так ис­тинна= ;я объективноl= 9;ть движет человеческl= 0;ми чувствами» [4, с. 456]. Для Ма= 089;аока Сики «истинная объективноl= 9;ть» состоит в скрупулезнl= 6;м, «детальном&raqu= o; (сэйсайтэ = 82;и) изображениl= 0; мира природ = 99; и человека. Только истинное, объективноk= 7; изображениk= 7; может вызвать истинные чувства; таким образ = 86;м, путь от «уви&sh= y;денной вещи» к чувству достаточно сложен. Одно лишь называ­= ;ние «увиденной вещи», произведенl= 5;ое в определеннl= 6;м контек­сте, «истинное» (макото-но) ее изображениk= 7;, ее связи вызывают у искушенногl= 6; читателя точно запрограммl= 0;рованный комплекс чувств. Притом чувства, испытываемm= 9;е самим поэто = 84; по поводу изображаемl= 6;го, остаются «з = 72; кадром», но тем не менее абсо­лютно понятны читателю, «прозрачны&raqu= o; для него. Чувства поэта, вызванные «объективнl= 6;й красотой», могут быть отражены в тексте х = 72;йку, но займут та= 084; скромное место. Восклицатеl= 3;ьные частицы я и кана, пишет, например, Масаока Сики, не следует воспринимаm= 0;ь буквально как выражен = 80;е чувств—они часто ис­пол= ;ьзуются только для сохранения ровного счета слого = 74; (5—7—5) и не несу = 90; эмоциональl= 5;ой нагрузки.=

i= 2;асаока = 57;ики полагает, чт= 086; в субъективнm= 9;х стихах поэт = 085;е изображает объект, а вверяется своему «воображенl= 0;ю об уви­денны= ;х вещах» (миру моно-но содзо) [4, с. 487= ]. В таких х= 072;йку основа не пейзаж, а фантазия, воображениk= 7; автора. М= 072;саока Сики очень высок = 86; ставил поэзию Б = 91;сона (даже выше поэзии Басе) именно потому, что о&#= 1085; умел изображать объективнуn= 2; красоту в «истинных пейзажах» и «непосредсm= 0;венных картинах».=

Краl= 9;ота (би) характеризm= 1;ется для Маса = 86;ка Сики и поэтов его школы категориямl= 0; «человечесl= 2;ая красота» (дзиндзитэк&= #1080; би) и «природная красота» (тэнтитэки би). Противопосm= 0;авляя человека природе, поэ= 090; противопосm= 0;авляет и другие сопутствую­= щие категории: активность = 80; покой, сложность и простоту, де= 103;­тельность и молчание— = 80; приходит к выводу, что статичное (природа) легче изобразить = 74; хайку, че&#= 1084; динамичное (человек и его дела). Не случайно главная тем = 72; хайку—п = 88;ирода; пей­заж обнимает человека, который «вписан» в г= 086;ры, леса, пото­кl= 0;. Человек воспринимаl= 3;ся как органическk= 2;я часть природы.

«Слl= 6;жные» (фукудза = 94;у) и «активные&raq= uo; (каппацу) вещи и яв­леl= 5;ия редко бывал = 80; предметом хайку. «В .небольшую вселенную и = 79; 17 слогов с трудом можн = 86; поместить одну гору, один поток, одну травинку, одно дерево; изображениk= 7; же в этих пределах в уменьшенныm= 3; размерах частицы (мира) людей, в его изме­нен= ;иях, в его делах—это труднейшая из трудных задач» [4, с. 487].

i= 2;асаока = 57;ики вывел из пон= 103;тия «би» дв = 77; эстетическl= 0;е кате­гории: «идеальное&raqu= o; (рисотэки) и «эмпиричесl= 2;ое» (дзиккэн-= 090;эки). Такое подразделеl= 5;ие, пишет он, соответствm= 1;ет самой при­ро= ;де поэзии х = 72;йку. В «идеальных&raqu= o; стихотвореl= 5;иях воспеваютсn= 3; «дела былых времен для людей нынешнего в = 88;емени или изоб­раж= ;аются пейзажи и обычаи невиданных земель, или рисуются обстоятельl= 9;тва (жизни) общес&#= 1090;в, никому не известных» [4, с. 489]. Игра вооб= 088;ажения в хайку была противопосm= 0;авлена Масаоки Сики «эмпиричесl= 2;ому», т. е. постигаемоl= 4;у человеческl= 0;м опытом, его чувствами. Под «эмпиричесl= 2;ой красотой» (дзиккэнт = 01;ки би) поэт понимает главным образом мир природы. И иде­альному и эмпирическl= 6;му в поэзии соответствm= 1;ет свой метод изображениn= 3;: эмпирическl= 6;е передается «живописныl= 4; рисовани­ем с натуры», привнесениk= 7;м в поэзию приемов живописи. Поэт полагает, чт= 086; не следует искать в = 093;айку некоего глубокого эзо­теричес= кого, символичесl= 2;ого смысла, недо= 089;тупного обыкновеннl= 6;­му читателю. В хайку не= 090; символики, хотя именно так склонны были толковать «простые» стихи ха = 81;ку многие поэт = 99; и критики, японские и западные. «Смысл стих = 86;творения—э&#= 1090;о только то, что в нем сказано; в нем нет другого, особого смысла» [4, с. 474],—писал С= ;ики о стихотвореl= 5;ии Басе «Стары = 81; пруд». Наход= 103;сь в постоянно = 84; общении с природой, Басе отверг = 72;л вся­кие претензии в поэзии и создавал «простые» (кантантэ = 82;и), эм­пирическ= ие стихотвореl= 5;ия. И хотя в жанре рэ = 85;га он «объял вс= 102; вселенную» [4, с. 490], в хайк= 091; он ограничилсn= 3; изображениk= 7;м простых, обы= 076;енных предметов окружающей его природы.

По мнению М = 72;саоки Сики, Бусон в отличие от Басе создал = 074; своем творчестве = 76;ва типа красоты—би—идеаль= 085;ый и эм­пиричес= ;кий. Он умел создавать и «истинные п = 77;йзажи», и фан­тастич= ;еские картины, причем они приобреталl= 0; в его стихах ха­рактер реальности. = 042; понятие «идеальное&raqu= o; Масаока Сики вкл= 102;­чил и категорию «выдуманныk= 7; вещи» (ом= 086;сики моно), которая подразумевk= 2;ет персонажей = 89;казочных повестей: водяных-кап= па, оборотней-л = 80;сиц, духов, ле= 096;их-тэнгу, т. е. популярных пер­сонажей японского фольклора. Бусон преподал своему ученику = 57;ёха наставлениk= 7; о природе идеального, = 086; методе создания в идеальных стихах особого чувства фантастичеl= 9;кого: этот метод, по его словам, состоит в пр= 077;дшествующе&= #1081; созданию хайку кон­центрац= ии, сосредоточk= 7;ния поэта на воображаемm= 9;х событиях.=

Слоk= 4;о «идеал» (= 088;исо) Масаока Сики употребляеm= 0; еще в одном значении: идеал представляk= 7;тся поэту-крити = 82;у тем эле­мент= ;ом, который, не присутствуn= 3;  непос= ;редственно в стихах, определяет между тем ег= 086; содержание. Идеал—это нечто, воз­нl= 0;кающее в сознании художника, когда он наб= 083;юдает и пере­дает свой впечат = 83;ения в стихах. В небольшой работе о = 093;айку «Драгоценнm= 9;й сок сару = 86;гасэ» поэт писал: «Трудно добиться успеха, если &#= 1085;е основывать рисование с натуры на возвышен­но= м идеале» [4, с. 329]. Рассматривk= 2;я стихотвореl= 5;ие Басе «Стары = 81; пруд», признанное лучшим в ист= 086;рии жанра, Ма= 089;аока Сики говорит, что в нем выраже= 085; совершенно определеннm= 9;й поэ­тически= й идеал, вообщ= 077; присущий творчеству великого поэта:

это идеал отрешенносm= 0;и от мирской суеты, идеал мира и покоя, причем выражен он весьма прос = 90;ыми средствами.

Мир поэзии х = 72;йку, как мы видим, создавался по особым законам: чтобы изобразить = 74; стихотвореl= 5;ии «истинный пейзаж», т. е. природу, людей, вещи на фоне смен= 103;ющихся времен года, поэту приходится пройти сложный пут = 00; «приближенl= 0;я» к интересую = 97;им его объекта = 84;, имея перед с= 074;оим внутренним взором неки = 81; возвышенныl= 1; идеал, проникнуть = 74; сущность вещей, по­стl= 0;чь их взаимосвязl= 0;, дать ощущение микрокосма = 74; лирических дневниках, состоящих и = 79; трехстиший, которые вмещают всю его жизнь.