Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против отвергающих святые иконы //История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. Т.1. М.,1962. С.335-336

 

 

ИОАНН ДАМАСКИН

Умер до 753 года

ТРИ   ЗАЩИТИТЕЛЬНЫХ   СЛОВА  ПРОТИВ   ОТВЕРГАЮЩИХ   СВЯТЫЕ   ИКОНЫ

Первое   защитительное   слово [о соотношении образа и прообраза]

... Божественная красота блистает не какою-нибудь фигурою и не красотою образа, благодаря прелести красок, но созерцается в неиз­реченном блаженстве сообразно с добродетелью.

Человеческие же образы живописцы переносят на доски при помо­щи некоторых красок, располагая, благодаря искусству подража­ния, надлежащие и соответственные краски так, что красота перво­образа, благодаря точности, переходит к подобию...

Третье   защитительное   слово

 Во-первых,   что   такое   образ?

XVI. Итак, образ есть подобие, и пример, и изображение чего-нибудь, показывающее то, что на нем изображено. Не во всем же совершенно подобен образ первообразу, то есть изображенному, но одно есть образ, а другое — изображенное, и различие их совершенно ясно, хотя и то и другое представляют одно и то же. Скажу пример. Изображение человека хотя и представляет фигуру тела, однако не имеет душевных сил, ибо оно не живет, не рассуждает, не говорит, не чувствует, не двигает членами. И сын, будучи естественным образом отца, имеет нечто отличное от него, ибо он есть сын, а не отец.

Во  вторых,   для   чего   существует   образ?

XVII. Всякий образ есть откровение и показание скрытого. Скажу пример. Так как человек не имеет ни ясного знания невидимо­го ввиду того, что его душа находится под покровом тела, ни того, что будет после него, ни того, что совершается на расстоянии и мест­ном отдалении, так как он ограничен условиями места и времени, то для путеводительства к знанию, для откровения и обнародования скрытого и выдуман образ. Именно же, к пользе, в благодеяние и спасение,— чтобы мы распознавали скрытое в известных и про­славляемых делах; и хорошего желали бы и ревновали, противопо­ложного же, то есть худого, отвращались и ненавидели.

В-третьих,    какое    различие    образов?

XVIII. Различие образов таково: первый образ — есте­ственный. В каждой же вещи должно быть, во-первых, то, что по природе; а затем то, что по положению и подражанию. Так, чело­век необходимо существует, во-первых, по своей природе, и потом по положению  чрез   подражание.

«Полное   собрание   творений   Иоанна   Дамаскина». СПб., 1913, т. I, стр. 366, 399—400. Пер. В. Четыркина.